Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Позволительно ли передавать православный храм еретикам?

02.12.2011


Богословский анализ иерея Сергия Карамышева ситуации в Благовещенске …

«Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог».

(1 Кор. 3, 17).

Ответ на этот вопрос заключается в чинопоследовании освящения храма. В одной из молитв, читаемых архиереем, сказано: «...утверди его (т.е. храм) до скончания века непоколебима и прославлена в Тебе, и сподоби нас в нем хвалы и славословия незазорна приносити славе Твоей...». В службе «На обновление храма» в одной из стихир поется: «Владыко Христе, безсмертная Премудросте, мановением Твоим прииди с высоты на сий храм и непоколебимь сохрани до скончания века, с верою же в сий присно притекающих неприкосновеннаго света сподоби, Господи».

Храм видимый есть образ храма невидимого, т.е. неразрушимой торжествующей Церкви первенцев. И потому освящается не как простой дом – на время, но навеки, навсегда. Отдавать его по доброй воле в пользование еретикам – дело, мягко говоря, непохвальное. Это есть попрание воли святителя, храм в свое время освятившего и это есть укорение благодати Святаго Духа, в храме пребывающей. Если бы было иначе, православный требник не содержал бы «Молитвы на отверзение церкве, от еретиков оскверншияся» патриарха Тарасия и «Молитвы на отверзение храма, оскверншагося от языков, еще же и еретиков». В последней из них, между прочим, сказано: «Господи Боже наш, храм сей показавый в жилище Твое, пришествием животворящаго Твоего Духа в честнем помазании, освятившем пророки и апостолы; таже грех ради наших осквернитися попустивый тому, и пренепорочному Твоему порочну быти жертвеннику от смутивших и раздравших Церковь во отвержение и укор пречистых евангелий и отеческих и праведных преданий, Сам паки милостивным приемля нас оком, с верою приходящих истинною, и наша исповедающих грехи в познании и покаянии, жертвы же чисты и безкровны вознести в себе тебе хотящих, очисти того от приразвившиися скверны, и прежния исполнен яви чистоты».

Во время освящения храм помазывается святым мvром. Он уже не человеческая собственность, и не должен быть отторгаем от благодати православного богослужения людьми. Святитель Симеон Солунский, живший в XV веке, говорит: «Мы часто видим очевидным образом, что не уважающие святынь, страдают телесно и наконец погибают – не один, не два, но весьма многие...». История ХХ века убедительно доказывает истинность этих слов.

Теперь о ситуации в Благовещенске, о храме, который до революции принадлежал католикам, а в последние шесть десятков лет принадлежит православным. Если бы православные приняли храм непосредственно от католиков по какому-либо договору или отняли его силой, католики могли бы предъявлять какие-то претензии. Однако же факт, что православные приняли этот храм от государства. Следовательно, все претензии католиков должны быть предъявляемы государству, а не Церкви.

Если бы речь шла о какой-нибудь малой конфессии, для которой храм в Благовещенске был чуть ли единственным, можно было бы вести речь о компенсации рассматриваемой конфессии материального ущерба, разумеется, с привлечением государства, т.к. если бы представители государства в свое время не разрушили православного соборного храма, не возникло бы нужды освящать православным чином храм католический. Однако речь идет о конфессии весьма богатой и влиятельной, которая не ограничивается пределами Благовещенска. Чтобы умерить «праведный» гнев католиков по поводу изъятия из их ведома одного храма, было бы неплохо предъявить им счет со стороны Русской Православной Церкви с цифрами, сколько храмов было отнято у православных в 20-30-х годах прошлого века на территории Польской республики не безбожными властями, а непосредственно католиками, сколько их при этом было разрушено и сколько обращено в костелы. Должно также добавить сюда храмы, отнятые католиками и в особенности униатами в 90-х годах прошлого века. Счет будет явно не в их пользу. А так очень однобокая получается толерантность.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Старожил : Такое даже в страшном сне не приснится
2011-12-10 в 08:15

По последним сведениям епархиальный склад, который находится в епархиальном управлении на территории монастыря переезжает в католический молельный дом, который передан РПЦ на правах собственности. Католики остаются без молельного дома. Где они будут встречать рождество??? Не в нашем ли Храме.
2. Савва : «Беда мне, беда мне! Увы мне! Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя житель земли!» (Ис.24,17)
2011-12-03 в 22:55

Святитель Симеон Солунский, живший в XV веке, говорит: «Мы часто видим очевидным образом, что не уважающие святынь, страдают телесно и наконец погибают – не один, не два, но весьма многие...». История ХХ века убедительно доказывает истинность этих слов.

Бояться бы следовало, однако нет страха. Очень жаль...
1. о-Александр : Не о.Лукиан это затеял...
2011-12-03 в 13:09

Вот статья о событиях 1998 года.
http://img-fotki.yan..._5d579_d42b248b_orig

А вот другие подробности:
http://diak-svyatosl...rnal.com/148086.html

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме