«Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог».
Ответ на этот вопрос заключается в чинопоследовании освящения храма. В одной из молитв, читаемых архиереем, сказано: «...утверди его (т.е. храм) до скончания века непоколебима и прославлена в Тебе, и сподоби нас в нем хвалы и славословия незазорна приносити славе Твоей...». В службе «На обновление храма» в одной из стихир поется: «Владыко Христе, безсмертная Премудросте, мановением Твоим прииди с высоты на сий храм и непоколебимь сохрани до скончания века, с верою же в сий присно притекающих неприкосновеннаго света сподоби, Господи».
Храм видимый есть образ храма невидимого, т.е. неразрушимой торжествующей Церкви первенцев. И потому освящается не как простой дом – на время, но навеки, навсегда. Отдавать его по доброй воле в пользование еретикам – дело, мягко говоря, непохвальное. Это есть попрание воли святителя, храм в свое время освятившего и это есть укорение благодати Святаго Духа, в храме пребывающей. Если бы было иначе, православный требник не содержал бы «Молитвы на отверзение церкве, от еретиков оскверншияся» патриарха Тарасия и «Молитвы на отверзение храма, оскверншагося от языков, еще же и еретиков». В последней из них, между прочим, сказано: «Господи Боже наш, храм сей показавый в жилище Твое, пришествием животворящаго Твоего Духа в честнем помазании, освятившем пророки и апостолы; таже грех ради наших осквернитися попустивый тому, и пренепорочному Твоему порочну быти жертвеннику от смутивших и раздравших Церковь во отвержение и укор пречистых евангелий и отеческих и праведных преданий, Сам паки милостивным приемля нас оком, с верою приходящих истинною, и наша исповедающих грехи в познании и покаянии, жертвы же чисты и безкровны вознести в себе тебе хотящих, очисти того от приразвившиися скверны, и прежния исполнен яви чистоты».
Во время освящения храм помазывается святым мvром. Он уже не человеческая собственность, и не должен быть отторгаем от благодати православного богослужения людьми. Святитель Симеон Солунский, живший в XV веке, говорит: «Мы часто видим очевидным образом, что не уважающие святынь, страдают телесно и наконец погибают – не один, не два, но весьма многие...». История ХХ века убедительно доказывает истинность этих слов.
Теперь о ситуации в Благовещенске, о храме, который до революции принадлежал католикам, а в последние шесть десятков лет принадлежит православным. Если бы православные приняли храм непосредственно от католиков по какому-либо договору или отняли его силой, католики могли бы предъявлять какие-то претензии. Однако же факт, что православные приняли этот храм от государства. Следовательно, все претензии католиков должны быть предъявляемы государству, а не Церкви.
Если бы речь шла о какой-нибудь малой конфессии, для которой храм в Благовещенске был чуть ли единственным, можно было бы вести речь о компенсации рассматриваемой конфессии материального ущерба, разумеется, с привлечением государства, т.к. если бы представители государства в свое время не разрушили православного соборного храма, не возникло бы нужды освящать православным чином храм католический. Однако речь идет о конфессии весьма богатой и влиятельной, которая не ограничивается пределами Благовещенска. Чтобы умерить «праведный» гнев католиков по поводу изъятия из их ведома одного храма, было бы неплохо предъявить им счет со стороны Русской Православной Церкви с цифрами, сколько храмов было отнято у православных в 20-30-х годах прошлого века на территории Польской республики не безбожными властями, а непосредственно католиками, сколько их при этом было разрушено и сколько обращено в костелы. Должно также добавить сюда храмы, отнятые католиками и в особенности униатами в 90-х годах прошлого века. Счет будет явно не в их пользу. А так очень однобокая получается толерантность.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»
3. Такое даже в страшном сне не приснится
2. «Беда мне, беда мне! Увы мне! Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя житель земли!» (Ис.24,17)
1. Не о.Лукиан это затеял...