«Существует проблемы в этих микроанклавах, которые в течение долгих лет жили в ситуации полулегальной и полузаконной. Это влияло на экономику, на структуру, на политическую систему и так далее. Сейчас мы воочию видим эти проблемы. Абхазия сумела справиться с этим. Хотя, помните, там тоже был острый момент, когда внутри ситуация накалялась. Сейчас подобная ситуация в Южной Осетии. На самом деле, конечно, мы знаем, что Россия спасла эти народы, спасла их просто от геноцида, причем две республики нами признаны. Приднестровье нами не признано, но ситуация в значительной степени аналогичная. Я кстати, ожидаю серьезных проблем с Приднестровьем», - заявил в интервью «Актуальным комментариям» известный тележурналист и политолог Михаил Леонтьев, рассуждая о ситуации в Южной Осетии после второго тура президентских выборов.
По словам М.Леонтьева, «на самом деле Россия сейчас созрела для того, чтобы наводить на таких территориях порядок, чтобы различные элементы, грубо говоря, полулегальные и субкриминальные в структуре этих государств, подчинялись закону». «Россия оказывает республике помощь. Мы не можем себе позволить, чтобы эта помощь, грубо говоря, использовалась нецелевым образом. С этим связана, в том числе, и наша заинтересованность в неких политических изменениях. Естественно, те структуры, кланы и так далее, которые так или иначе были задействованы во всех этих процессах, они либо сопротивляются, либо наоборот хотят перехватить инициативу. Все это накладывает отпечаток. Мы знаем, что все наше постсоветское пространство, мягко говоря, несвободно от коррупции на всех уровнях. В таких государствах, которые существовали как непризнанные, ситуация и вовсе особенная», - отметил эксперт.
«Скажем, в советское время были цеховики, которые занимались бизнесом. Тогда это было противозаконно, хотя по нынешним временам они вели нормальную предпринимательскую деятельность. Но тогда они были за гранью закона, то есть они существовали в криминальной среде. И поэтому в значительной степени это все было криминализовано, несмотря на то, что с точки зрения нормального современного человека эта деятельность достойна, благородна, уважаема и полезна», - продолжил он.
Как отметил М.Леонтьев, «несколько похожая ситуация складывается в этих республиках». «То есть в действительности-то, когда у вас нет легальных возможностей, а есть при этом возможности нелегальные, теневые, то, естественно, появляется мощная теневая инфраструктура. Это очень большая проблема. Проблема с одной стороны России в том, что она хочет навести в этом деле порядок, каким-то образом обновить элиты, а с другой стороны в том, что эта система сопротивляется, она трудно управляема. И на самом деле, конечно, давайте отдадим себе отчет, что как реально независимое образование такие государства существовать не могут. Поэтому если они не могут жить в тех формально признанных мировым сообществом образованиях, от которых они откололись, значит, они должны жить, так или иначе, в ассоциации с другим образованием, то есть с Россией. Я понимаю, что международно-правовой точки зрения это страшный вызов, и что Россия, конечно, этого сделать не может сейчас. Но значит надо найти другие формы прямого воздействия, прямого управления этими образованиями. Россия все равно же берет за это ответственность», - подчеркнул тележурналист.
Он выразил удивление в связи с тем, «когда сначала отдельные товарищи в этих республиках вопят о том, что им Россия должна помочь, защитить и т.д., а в тот момент, когда Россия пытается осуществить там некую совершенно необходимую, критически необходимую санацию, начинается разговор о независимости, о вмешательстве России во внутренние дела». «Что значит вмешательство? Какие внутренние дела? Вы граждане России все почти поголовно. Какое вмешательство?» - вопрошает эксперт.
«Сейчас мы переживаем болезненный процесс. Сейчас решается вопрос устроения системы управления, системы организации власти в этих республиках. Вот этот процесс устроения и упорядочения – он очень болезненный. Он может быть чреват эксцессами. Этого очень не хотелось бы, конечно, хотелось бы их избежать, но это не значит, что этого не надо делать. Слышны обвинения: "Сами устроили, спровоцировали, не сумели!". Может, чего-то и не сумели – неважно. Важно, что это очень сложный, болезненный процесс, что им заниматься надо. Ни о какой цветной революции не может быть и речи. Есть попытка каким-то образом ввести в определенное русло процесс выборов, в том числе, используя административные рычаги, используя реально действующие конституционные нормы. В Осетии реально проживает гораздо меньше половины населения. Естественно, там не проживают многие деятели, которые либо пользуются, либо претендуют на какое-то влияние в республике. Понятно, что Джиоева, безусловно, сильная женщина, у нее есть свои позиции, свое влияние. Но за ней стоят определенные круги, конкретные, ничего общего не имеющие с цветной революцией, имеющие отношение к претензиям на раздел, грубо говоря, трансфертов российских. Причем здесь цветная революция? Цветная революция – тоже большая гадость, на самом деле. Но все-таки это совсем другое. Хотя в цветной революции тоже, как мы заметили на украинском опыте, в значительной степени присутствует кланово-корыстный интерес», - заметил Леонтьев.
По его словам, «на самом деле России делала ставку не на кандидата, а на наиболее оптимальную смену власти». «Смена власти не должна быть конфронтационной по отношению к Кокойты. В Южной Осетии возник серьезный действительно конфликт. Маленькая республика – все всё знают. Там практически управлять процессом невозможно. Я думаю, что степень влияния России там такова, что мы вполне в силах обеспечить компромисс», - заключил Михаил Леонтьев.