Косные штампы посткоммунистического наследия

Священник Андрей Хвыля-Олинтер о нежелании власти вводить в законодательный оборот нравственные нормы и нормы православной этики

0
632
Время на чтение 4 минуты
Как ранее сообщали СМИ, на днях прокуратура Белгородской области РФ высказалась по поводу введения в региональный закон об административных правонарушениях нормы, предусматривающей штрафные санкции за «проявления бесстыдства» (от 3 000 рублей для отдельных граждан до 5 000 рублей за групповые действия). По словам прокурора Белгородской области Николая Савруна, «формулировки слишком расплывчаты, и в правоприменении работать с этим законом будет тяжело».

Аналогичная ситуация сложилась в Северной столице России. Законодательное собрание Санкт-Петербурга 23 ноября отложило второе чтение законопроекта, вводящего штраф за пропаганду гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних. По словам автора законопроекта, депутата от «Единой России» Виталия Милонова, Заксобрание решило отсрочить принятие закона, чтобы «уточнить все юридические дефиниции». Милонов заявил, что закону необходимы четкие формулировки, которые не позволят пропагандистам уйти от ответственности.

«С чем связаны трудности введения в законодательный оборот нравственных норм и норм православной этики? Связано ли это с объективными ограничениями или скорее с политической волей, нежеланием ставить законы в соответствии с нравственными нормами и нормами православной этики? Каким образом вводить в законодательный оборот нравственные нормы и нормы православной этики?» - на эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» кандидат юридических наук, член Общественной палаты Белгородской области, руководитель сектора «Антисектантская работа и духовная безопасность» Миссионерского отдела Московского Патриархата священник Андрей Хвыля-Олинтер:


«Прежде всего, необходимо отметить, что российское (и международное) право и христианство уже имеют много точек соприкосновения. Ведь христианство не только духовно-мистическая, но и нормативная система, имеющая свой канон норм и правил, являющаяся регулятором поведения, фактически действующая через механизм, подобный праву. Христианство есть метаправо, поскольку является прародителем многих основных современных правовых систем. Однако правоведы и политики почти не замечают тех связей, которые соединяют наше современное право с христианством. Потому что толком не знают с этой стороны ни права, ни христианства.

Важная их взаимосвязь проявляется в нормативности: и право и христианство определяют нормы обязательного поведения. Христианские нормы обязательны для тех, кто добровольно принял христианство, правовые - для всех, кто попал в сферу действия права. Нормативность предполагает возможность нарушения, которое в христианстве именуется грехом, а в светском обществе - правонарушением. Последствия нарушения - определенные искупления и прощения вины: в христианстве - это раскаяние и покаяние, в праве - ответственность. И то и другое есть форма примирения сообщества с нарушителем. Также в процедуре искупления вины и там и здесь действует суд: суд Божий - в христианстве и суд светский - в праве. Нравственные установки обязывают суд права оглядываться на суд правды. Реальное различие закона и права возникают в значительной мере из-за негативных нравственных факторов. А позитивная нравственность, нравственное богословие - одна из основ христианства. Тем более что правовыми средствами удается регулировать не более половины всех общественных процессов, остальное регулируется традициями, обычаями и привычками - а это сфера религий и нравственности.

Рассматривая общность многих черт христианства и права, нельзя игнорировать факт внутреннего единства охраняемых ими интересов. Российское право, наконец, в 1993 г. признало человека, его права и свободы главной социальной ценностью (ст. 2 Конституции). Факт конституционного поворота права от интересов государства к интересам личности указывает на сближение светского российского права с христианским вероучением. Отныне все должно измеряться интересами человека, как это утверждено в христианстве. Теперь все, что делается вопреки человеку, должно признаваться нелегитимным, или, по-христиански, греховным. Единство предмета права и христианства проявляется в том, что среди объектов правовой охраны на первом месте стоят права, свободы, жизнь и здоровье человека, собственность, т.е. все, что входит и в предмет христианства. Право совпадает с христианством в главном - в отношении к человеку. Так, основным требованием христианства является любовь к ближнему. Любовь - ничто, если она не содержит в себе элемент долженствования, ответственности за другого человека. Суть заповеди "возлюби ближнего своего" в том, чтобы отвечать за него, помогать ему, жертвовать собой, спасать.

Российское право охраняет и другие освященные христианством ценности: семью, детство, собственность, свободу, оплачиваемый труд, равенство людей и т.д.

Отмеченные связи права с христианством не случайны, они указывают на глубокие духовные и исторические корни, соединяющие эти явления. Более того, характер рассмотренных форм соприкосновения права с христианством свидетельствует о решительном влиянии христианства на формирование коренных принципов российского права.

Поэтому открытое игнорирование воздействия христианства на российское право даже теоретически невозможно. Но противники православия и русского духа изобретают благовидные и псевдонаучные предлоги отделения христианских норм от российского права. Христианство максималистски призывает «возлюбить ближнего как самого себя», а российское право пытаются строить на неопределенных «общепризнанных принципах права, равноправия и самоопределения» (преамбула и те статьи Конституции РФ, где присутствует слово «общепризнанные»).

Однако имеется и «другая сторона медали». Некоторые либеральные теоретики верят, что право якобы само по себе способно регулировать все общественные процессы. Это - некая разновидность фантастического и поэтому очень опасного сциентизма. Так называемое «правовое государство» такая же утопия, как, к примеру, «Город солнца» Кампанеллы. Право является одной из форм (отнюдь не единственной) общественного сознания. Все они во взаимодействии между собой в той или иной мере регулируют деятельность общественного организма. Среди них присутствует и религия. И каждая из этих форм жизненно необходима.

Таким образом трудности введения в законодательный оборот нравственных норм и норм православной этики возникают вовсе не из-за объективной специфики права, а из косных штампов посткоммунистического наследия, из антихристианских вероучений, из равнодушия и невежества значительной части наших граждан в религиозных и духовных вопросах.

Отсюда вытекают и три направления деятельности по вводу в законодательный оборот нравственных норм и норм православной этики. Но все они начинаются с просвещения в сфере духовной безопасности и духовного здоровья человека, семьи, общества. Они также необходимы, как обеспечение безопасности на дорогах».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер
«Вместо разбора нашей статьи голословно обвинил нас во лжи»
Открытый ответ священнику Павлу Островскому авторов статьи «О миссионерской ответственности священника Павла Островского»
17.03.2023
Беспредел в храме Божием продолжается
К вопросу об УМК «Приходская школа «под ключ»
28.02.2022
Конференция «Деструктивное мышление,
сформированное влиянием сектантских идеологий». Часть 2
26.12.2020
Битва за души
О сектантском проникновении в силовые структуры России
16.04.2019
Все статьи Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07