Демократически настроенные граждане считают, что Церковь должна быть отделена от государства, таких 48%, а 30% полагают, что православие должно стать государственной религией. Зависимость РПЦ от государства, проявляющуюся в большей или в меньшей степени, признают 55% информированных граждан, 45% не знают, что ответить или придерживаются нейтральной точки зрения.
Либеральная часть общества выступает за стабильное, сильное государство, не видит никакой надобности в том, чтобы это государство было православным, и явно отрицательно относится к тому, что Церковь близка к власти.
На выборы 2012 года пойдут 79% опрошенных. При этом принадлежность к какому-либо вероисповеданию действительно делает человека социально активным, строителем гражданского общества. Те, кто затрудняется ответить по поводу выборов (7%), – это малообразованные, умеренно антиклерикальные или скорее равнодушные к Церкви как к институту сельчане, которые в принципе недовольны всем – своими детьми («не ждут помощи от детей»), молодежью в целом, реже счастливы и чаще пьют, раздражены государством в целом и в целом партиями, а также Церковью. Эти респонденты без объяснений и всякой логики просто недовольны чрезмерной активностью Церкви, но при этом 50% вообще ничего не могут сказать о Патриархе, а 30% все равно считают себя православными. Протестный электорат, который отказывается идти на выборы (14%), наиболее агрессивно и негативно относится к большой роли Церкви в обществе, к личности Патриарха и равнодушен к личной вере политиков.
Настроение социально активных 79% – это отражение мнения среднего класса, из которого значительная часть стоит за демократию и против православного государства и зависимости Церкви от власти. Эти же люди хотят больше знать о православии, реже считают активность РПЦ враждебной, выступают за сотрудничество Церкви и государства в рамках социальной работы, а православное вероисповедание является плюсом для политика в их глазах. Эта группа приветствует даже депутатов из числа православного духовенства, поддержка здоровой социальной активности РПЦ ими совсем не ассоциируется с партией власти. Голосование за партии не имеет отношения к восприятию Церкви.
Вопрос о том, доверяют ли граждане православным политикам и Русской Православной Церкви, – главный во многих социологических исследованиях. Ответ на него почти всегда довольно очевидный и положительный. Доверие людей к Церкви и Православию считается непререкаемым и самым высоким по сравнению с недоверием и подозрением, которые проявляют граждане к чиновникам в целом, к полиции или к армии. Церковь воспринимается прежде всего как сакральный институт, а не как общественно-политическая сила, поэтому в политическом смысле доверие к православию ничего не значит.
68% по-прежнему доверяют РПЦ и лишь 12% не доверяют. 53% оценивают деятельность Патриарха Кирилла высоко, 7% – низко, а 40% дают некую среднюю оценку, Динамика доверия к Церкви показывает, что общество пока не знает, как дальше относиться к Церкви, и не уверено, что деятельность Патриарха повысила доверие к РПЦ. Кроме того, в целом общество мало знает о конкретной социальной деятельности РПЦ и ее политическом мировоззрении.
45% респондентов считают, что если политик православный, то это хорошо, только 5% – что это плохо, а вот 50% полагают, что это не имеет значения, либо затрудняются ответить на этот вопрос. Православие и власть поддерживают друг друга, их образы в каком-то смысле пока трудно разъединимы.
Служба «Среда» зафиксировала переломную ситуацию в развитии политической роли РПЦ в российском обществе. Естественный ход вещей привел к тому, что православность является во многом синонимом патриотизма, преемственности с историческими и духовными традициями, стабильности в развитии сильного государства. Без православного компонента и такого рода риторики невозможно себе представить политическую жизнь.