Крестный ход прошел 21 ноября в праздник Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных из церкви свт. Николы на Берсеневке вокруг Золотого острова, сообщает пресс-служба Союза православных братств. В крестном ходе помимо членов общины церкви приняли участие члены Союза Православных братств (СПБ), Союза Русского народа (СРН), Монархической партии и др. По окончании крестного хода настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, духовник СПБ игумен Кирилл (Сахаров) обратился к участникам с проповедью на тему о значении храма и поведении в нем верующих. Ниже мы публикуем текст этой проповеди.
«Братья и сестры, церковь - это место, посвященное общению человека с Богом. Вся обстановка церкви: священные изображения, всякое действие в богослужении говорит о Боге, говорит о вечности. Здесь совершаются таинства. В таинстве крещения с души человека снимаются оковы прародительского греха, сообщается человеку сила искупительной жертвы Христа Спасителя. В миропомазании подаются дары Святаго Духа, укрепляющие в духовной жизни. В покаянии разрешаются, чтобы не быть помянутыми на Страшном Суде, грехи тяготящие совесть. В таинстве брака освящается союз жениха и невесты и подается благодать к рождению и воспитанию детей. Но что важнее всего, здесь на святом престоле совершается величайшее из чудес: Духом Святым хлеб претворяется в Истинное Тело Христово, а вино в Истинную Кровь Христову для освящения и возрождения верующих.
В алтаре со страхом присутствуют ангелы и невидимо для наших глаз сослужат видимым священнослужителям. Дивные, иногда открываемые людям дела, происходят тайно во время Божественной Литургии. В житии преподобного Сергия Радонежского рассказывается, что во время свершения им Литургии, при освящении Святых Даров, огонь сходил на них с неба. Преподобный Серафим Саровский однажды, еще, будучи диаконом, во время совершения Литургии, перед Трисвятой песнью видел Господа Исуса Христа во славе, со множеством ангелов.
Как же мы, братья и сестры, относимся к этому невыразимому месту святыни? Весьма многие из нас пренебрегают теперь древним и добрым русским обычаем, проходя мимо церкви, осенять себя крестным знамением. Не так поступали наши предки, которые не только крестились перед каждым храмом, но не проезжали никогда и мимо часовен, без того чтобы не сойти с коня и не помолится на них. А мы охотно снимаем шапки при встрече с полузнакомыми людьми, а вот выразить крестным знамением уважение к благодатному месту особого присутствия Божия отказываемся.
Если бы какой-нибудь высокопоставленный начальник пригласил нас на торжество, то с какой поспешностью пришли бы мы намного раньше назначенного часа, оставив все дела, и кто подумал бы уйти с него раньше конца? А вот духовный пир, который Господь предлагает нам во время Литургии, даже в праздничные дни, когда мы бываем свободны от работы, не может собрать всех к началу, ни удержать званых до конца.
Иной придет после Евангелия, другой после – Херувимской, а иной даже нарушает тишину и сосредоточенность важнейших минут Литургии, когда при пении «Тебе поем…» призывается и нисходит на Дары Дух Святой и совершается претворение хлеба и вина в Истинное Тело и Истинную Кровь Господа нашего Исуса Христа. Есть даже такие, которые приходят прямо к причастию. Бывает так, что один входит в церковь в половине совершения Литургии, а другой в это время уже спешит удалится из нее, и безпокойное шмыгание по церкви длится в течение всего богослужения.
Как же мы ведем себя, войдя вовремя или не вовремя в храм? Вместо того, чтобы сосредоточить внимание на Божественной службе, вслушиваясь и вдумываясь в слова церковных песнопений, мы бродим мыслями повсюду. Самые пустые, земные, часто нечистые помышления уносят нас далеко от богослужения, нанося тем самым большой вред нашей душе. Переминаемся с ноги на ногу, глазеем по сторонам, раскланиваемся со знакомыми, разговариваем с ними. Эти мы нарушаем святость священнейших минут, во время которых на Литургии вспоминается последняя вечеря и ужас Голгофы, Распятия и последнего вздоха Христа, тишина Его гроба и слава Воскресения, и Вознесение на небо.
А как мы готовимся к посещению храма? Вспоминаем ли свои грехи, чтобы покаяться и просить Бога в храме отпустить их нам? Размышляем ли о значении того дня, праздника, в который призвал нас Господь в церковь, читаем ли о подвигах празднуемого святого, чтобы его примером подвигнуть себя к добрым делам?
К большому сожалению, единственное приготовление многих из нас состоит в том, чтобы лучше одеться. Нет, не так, как большинство из нас, должно истинному христианину относится ко храму. А необходимо поступать следующим образом.
Всякий раз, проходя мимо церкви, с молитвою осенять себя крестным знамением. Устав повелевает молящимся на богослужении быть как бы одним телом. «Все у вас благообразно и по чину да бывает», - писал апостол Павел. Необходимо по возможности одновременно крестится и кланяться. Земные поклоны положено совершать, когда это положено по уставу.
С усердием как на пир Царя Славы будем спешить в храм до начала богослужения. Сосредоточенно, нерассеянно, отложив всякое земное попечение, будем стоять в храме во время богослужения. Если кто не слышит то, что поется или читается в церкви, пусть, по совету отцов, творит в это время молитву Исусову.
Далее, вместо того, чтобы украшать наше бренное тело нарядами к соблазну окружающих и к собственному осуждению, сбережем лишнюю копейку для того, чтобы усилить нашу молитву делами милосердия, по слову Иоанна Златоуста: «Идя в храм, омой руки милостынею».
Если у кого есть дети, то пусть приучат их к благоговейному стоянию в церкви Божией, а придя домой, пусть пояснят им виденное и слышанное в церкви. При таком отношении к храму он будет становится все дороже, будет все больше притягивать к себе. А всякая минута истинного пребывания в храме есть шаг к Царству Небесному, о невыразимом человеческими словами блаженстве которого апостол Павел сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2,9). Аминь».