«Это внутренний церковно-административный вопрос, который не должен принимать формы раскола»

Православные священнослужители о конфликтной ситуации в Северной Осетии

0
414
Время на чтение 4 минуты
Конфликтная ситуация, вызванная протестом православных верующих Северной Осетии и властей республики против назначения авторитетного и любимого местного пастыря – архимандрита Антония (Данилова) на епископское служение в Дагестан, вызвала широкое обсуждение в церковной среде. В связи с этим корреспондент издания Regions.ru попросил православных священнослужителей прокомментировать непростую ситуацию, в результате которой заметная часть паствы Осетии выступила против решения своего архиерея – архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты протоиерей Всеволод Чаплин, отметил, что Церковь неслучайно ограждает принимаемые в ней кадровые решения от публичных дискуссий, влияния светских властей или общественных групп поддержки. «Между прочим, иногда решения принимаются исходя из личных обстоятельств жизни человека, которые вовсе необязательно делать достоянием широкого обсуждения», - сказал он. «Давление со стороны светских властей совершенно неуместно. Неизвестно, кстати, кто больше потеряет от предлагаемого разрыва отношений - Церковь или власти», - отметил отец Всеволод. «Будем надеяться, что эта ситуация разрешится мирно и спокойно, на основе обета послушания, который дает каждый монах», - заключил священник.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, подчеркнул, что назначения в пределах епархии - внутреннее церковное дело. «Архиерей поступает так, как считает нужным. Это право архипастыря. Он действует в интересах Церкви. Если его не будут слушать, что же тогда начнется?» - сказал он. «В Церкви дисциплины не меньше, чем в армии. Тем более, отец Антоний – монах. Он обязан ехать туда, куда его посылают, даже на мученическую смерть. Понятное дело, в Дагестане православных не любят. Что же делать? Но раз дал обет послушания, изволь исполнять», - считает отец игумен. «Государство всегда стремилось вмешиваться в церковные дела. Церковь вынуждена защищаться. По церковным канонам священнослужитель не имеет права обращаться к светской власти для разрешения церковных конфликтов: духовные чада, которые не хотят расставаться со своим пастырем, могут просить за него только архиерея. А обращаться к светской власти, устраивать митинги протеста, собирать подписи совершенно не в духе Православной Церкви. В результате этих необдуманных действий осложнились отношения Церкви и государства», - отметил отец Сергий. «В этой ситуации я полностью на стороне владыки Зосимы», - заключил он.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что ситуация сложилась непростая и по сообщениям светской прессы о ней судить сложно. «О деятельности отца Антония я ничего не знаю и по сообщениям журналистов понять ничего нельзя. Почему, например, за него так держатся власти и прихожане?» - сказал отец Гермоген. «Но даже не зная многих важных деталей и мотивов, на эту ситуацию можно посмотреть с точки зрения церковной традиции. В монашеской жизни (а отец Антоний в первую очередь монах) одним из самых важных элементов является послушание. А епископ для того и ставится, чтобы управлять епархией. В своей деятельности он руководствуется пользой Церкви. Здесь можно говорить о принципе единоначалия», - пояснил он. «При этом Церковь, конечно, не армия. У нас единоначалие во Христе. Принимая любое решение, начальствующий исходит из стремления принести пользу Церкви и верующим. Мнение верующих, мнение народа имеет значение», - оговорился отец игумен. «Мне не хотелось бы делать поспешных выводов. Подождем, пока положение прояснится», - заключил он.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, считает, что в данном случае следует руководствоваться принципом церковного послушания. «Священнослужители и миряне приучаются к нему. Даже если, например, те или иные решения священноначалия им каким-то образом не нравятся или не устраивают окружающих их людей, они должны принимать это как проявление воли Божией. Потому что не без воли Божией владыка Зосима вступил на эту кафедру, не без воли Божией отец Антоний направляется в Дагестан. Тем более, если епархиальный архиерей видит целесообразность служения этого священнослужителя именно там, значит, так, наверное, необходимо, чтобы православие развивалось и в том регионе, и опыт о. Антония поспособствует этому», - сказал он. «Поэтому, на мой взгляд, некоторые верующие и светская администрация поступают неправильно. Я понимаю их любовь и привязанность к батюшке. Я понимаю их трепетное отношение к этому пастырю. Но они должны понять и то, что Православие должно развиваться не только в их регионе и не только с этим человеком, оно должно развиваться и в других местах, где, может быть, отец Антоний смог бы принести реальную пользу благодаря своим качествам и навыкам, которые привлекли к нему так много людей. Поэтому протестующие должны задуматься о церковной целесообразности», - считает иеродиакон.

«А если бы, например, отца Антония не стало бы по естественным причинам? Ведь все мы не вечны. Что бы они тогда делали, если бы к ним приехал новый священник? Как бы тогда они его восприняли? Потребовали бы у епархии воскресить отца Антония? Нет, конечно. Поэтому в данном случае если люди называют себя верующими и подтверждают свою принадлежность к Русской Православной Церкви, они должны следовать послушанию. Они должны принимать ту волю Божию, которая является через священноначалие», - добавил отец Лаврентий. «Тем более, что отец Антоний вряд ли бы полностью разорвал всякое общение со своей прежней паствой. Я уверен, что по-прежнему они смогли бы встречаться с ним, и он бы смог приезжать на свое прежнее место служения и совершать богослужения. Ведь никто этому не препятствует. Никто не говорит, чтобы человека изолировать от паствы. Просто изменилось его место служения», - высказал он свое недоумение.

«Весь этот ажиотаж вызван какой-то странной привязанностью к пастырю. Ведь на самом деле каждый пастырь должен являть собою Христа. И люди должны идти за Христом, за Христовой Церковью. Об этом, прежде всего, нужно думать. Если Церковь принимает решение о смене пастыря, значит такова необходимость, такова воля Божия. Поэтому с этим необходимо смириться», - уверен отец Лаврентий. «Это внутренний церковно-административный вопрос, который не должен принимать формы раскола. А если люди готовы пойти в раскол, то это говорит, насколько они, может быть, внутренне далеки от того необходимого церковного сознания, которое должно присутствовать в каждом православном христианине – сознания послушания Церкви. Если нет послушания, если есть самоволие, то никакой нормальной духовной жизни быть не может. Как бы сильно люди ни любили батюшку, они должны принять волю своего епархиального архиерея», - заключил иеродиакон.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06