Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Игумен Кирилл (Сахаров): «Это вопиющая несправедливость»

Иоанн Грозный и Григорий Распутин / 19.11.2011


Известный священник уверен, что рано или поздно имя царя Иоанна Грозного появится на памятнике Тысячелетия России …

То, что имя Царя Иоанна Грозного отсутствует на этом знаменитом памятнике, является вопиющей несправедливостью. А что удивляться, если основными историками об эпохе царствования Ивана Грозного и о нем самом были историк Карамзин, во многом опиравшийся на злобные инсинуации наемников-иностранцев и письма предателя Курбского? Кстати, долгое время были известны только письма Курбского Ивану Грозному, а из ответов Царя только первый, текст которого в значительной степени был искажен. И лишь только в 1951 году (!) были опубликованы все ответные письма Ивана Грозного. Историческая панорама сразу серьезно изменилась. А взять, к примеру, живопись. Что здесь может вспомнить наш современник? «Иоанн Грозный убивает своего сына» - картину в центре Третьяковской галереи. Картину, изобразившую ложное событие, о котором впервые написал папский легат Антонио Поссевино, прибывший на Русь значительно позже смерти Царевича и потерпевший фиаско в своей миссии.

О репрессиях якобы невиновных почитайте у А.Нечволодова в «Сказаниях о Русской земле», о князе Мстиславском, сознавшемся, что это он навел крымского хана на Москву, и о князе Ф.Бельском, водившем шведов к Орешку.

О «массовом терроре». Современный историк Р.Г.Скрынников, посвятивший несколько десятилетий изучению этой эпохи, доказал, что при Иоанне IV было репрессировано около 3-4 тысяч человек. Обычно апологеты Грозного Царя сравнивают эту цифру с числом погибших в Варфоломеевскую ночь во Франции. Приведем еще одно сравнение: за время правления Ивана Грозного - с 1547 по 1584 гг. - в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до ста тысяч человек. И враждебно настроенные иноземцы все еще твердят о русском варварстве - те, у которых столетия были проблемы с гигиеной, в отличие от Руси (см. статью на эту тему в последнем номере газеты «Русский вестник»). Парадоксально, что Курбского, стремившегося изобличить Царя Ивана в особой свирепости и кровожадности, сам Грозный упрекает в излишней жестокости, например, при взятии Казани, что осложнило интеграцию этого края в первые годы после этого события.

Послушаем «совесть отечественной интеллигенции» академика Д.С.Лихачева. Он писал, что в Грозном «мы открываем необыкновенно интересную творческую личность - личность в своем роде единственную и ни на кого не похожую... В его писательской деятельности сказалась его исключительность талантливость... Ничего отдаленно похожего мы не находим во всей древней русской литературе».

Послания Ивана Грозного по своей живости и по своему стилю, наконец, по интеллектуальному и богословскому уровню, являются несоизмеримо талантливее посланий А.Курбского. И вот, что поразительно, - послания Курбского стали выходить еще при его жизни, а ответные письма Царя, как уже было сказано, были изданы только в 1951 году. Т. е. они не были известны триста шестьдесят семь лет! О чем это говорит?

Наверное, о том, что цель «переписки», начатой по инициативе Курбского, была вовсе не столько оправданием его измены, сколько являлась идеологической акцией, направленной против первого русского Царя. Более того - против России, чтобы и ее опозорить и заклеймить. Как уже говорилось, первое ответное послание Грозного Курбскому было серьезно искажено, в нем были опущены целые куски. Например, рассказ Царя о трагедии падения Византии, которую он приводит в назидание и в качестве предостережения для Руси. Грозный говорит о необходимости Самодержавия, не допускающего удельной раздробленности. Как раз отсутствие твердой Самодержавной Власти, подчеркивал Царь, явилось одной из главных причин этой катастрофы.

Современный церковный историк Б.П.Кутузов убедительно показал пагубность выхолощенного варианта теории «Москва - Третий Рим», понимаемой как имперский проект, направленный на достижение внешнего могущества и величия. «Византийская прелесть» - так это он характеризовал. «Тишайший» Алексей Михайлович и Патриарх Никон поддались на это искушение, и произошел «великий раскол». Эта трагедия могла произойти раньше, если бы Иван Грозный не устоял, поддался бы на настойчивые уговоры папы о совместной борьбе с «неверными». Грозный отверг это, чем, по сути, спас Русскую Церковь от раскола.

Одно время в здании ОВЦС висела картина, изображающая убиение Малютой Скуратовым митрополита Филиппа (сейчас эта картина находится в братском корпусе Данилова монастыря). Однако имени митрополита Филиппа в знаменитом «Синодике» Царя нет. В чем же причина? Ответ мы находим у владыки Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского. Он пишет, что имени митрополита Филиппа «нет по той простой причине, что никогда никакого приказа казнить митрополита Царь не давал». Кстати, сам факт составления «Синодика» опальных характеризует Ивана Грозного, как истинного христианина. Что касается «Жития митрополита Филиппа», то по своему стилю оно серьезно диссонирует с жанром жития как такового. В точности изложенных в нем подробностей конфликта между митрополитом и Царем сомневались уже упоминавшийся нами Скрынников, бывший министр вероисповеданий при Временном Правительстве профессор А.В.Карташов и современная исследовательница Т.Грачева. Но даже в своем нынешнем виде «Житие» не дает никаких оснований для обвинений в причастности в его смерти Царя. Тем более, что в тексте «Жития» виновники гибели митрополита Филиппа названы поименно. И это церковные деятели. Странно, что при этом обличения в «Житии» направлены не против них, а против Царя...

Странности встречаем и в «Житии преп. Корнилия», которого Царь якобы самолично убил у врат Псково-Печерской обители. Служба преподобному, между прочим, была написана уже в ХХ веке на основании какого-то «устного предания» и совершается с 1954-го года. Единственным источником, обвиняющим Царя в гибели святого, остаются писания Курбского. Возникает еще такой вопрос: а почему чин святости Корнилия изменялся со временем, на основании каких новых данных? В начале он именуется преподобным, а много спустя - священномучеником. В современном акафисте - преподобномучеником. Странно все это...

Да, личность Царя Ивана Грозного, как никого другого, в истории была чрезвычайно очернена. Время его царствования было неспокойным. Ведь шла борьба не только за верховную власть на Руси, а она носила духовный, мировоззренческий характер. Это была борьба, с одной стороны, сторонников укрепления Самодержавия и Православия, при которых страна только и могла устоять перед натиском латинства, с другой стороны - тех, кто был не чужд еретических воззрений и являлся сторонником устройства государства по западным образцам. Время доказало правоту Грозного Царя. Только Самодержавная Власть для такого огромного и сложного организма, как Россия, является надежной скрепой и эффективной моделью управления. Ради централизации государства, отчего было хорошо всем, наши Цари, и особенно Иван IV, шли на непопулярные меры, были вынуждены карать мятежников и сепаратистов, стремившихся обособиться от большого тела Руси. Естественно, возникали затаенные обиды. К сожалению, эти обиды, без акцентировки на чрезвычайной важности централизованного государства, встречаются в современных региональных учебниках (только что просмотрел учебное пособие «История Тверского края»).

Поразительно, что в переломные моменты нашей истории споры о Царе Иване разгораются с новой силой. Это свидетельствует о том, что то дело, которому он посвятил свою жизнь, - укрепление Русского государства и Православной Церкви - актуально во все времена. Поэтому, само собой разумеется, его противники никогда не успокоятся - какие бы доказательства и факты мы бы им ни приводили. Все дело во внутренней установке человека, отвергающего Царя и его дело на глубоком духовном уровне. Но правда сильнее кривды, свет победит тьму, нагромождения клеветы будут устранены, и тогда вполне можно будет с покаянным трепетом и благодарностью вписать имя этого великого Самодержца на памятнике Тысячелетия России вместе с установкой его бюста.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 12

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

12. Demetrios : Ответ на 9., vitiaz :
2012-07-21 в 23:40

Для vitiaz:

Если вкратце.
Игумен Кирилл (Сахаров) в статье «Это вопиющая несправедливость» говорит по сути: царя Иоанна IV оклеветали. На самом деле он не был тираном и убийцей.

Вы отвечаете на это:
Не понимаю как можно возвеличивать тирана и убийцу...

11. vitiaz : Ответ на 8., Solovei:
2012-07-21 в 21:28

Царь Иван Грозный, был мучителем русского народа с одной стороны, и лжепатриотом с другой. И всякое возвеличивание его, считаю безнравственным деянием.


Целиком поддерживаю Вашу точку зрения !
И другой быть не может !
10. vitiaz : Re: Игумен Кирилл (Сахаров): «Это вопиющая несправедливость»
2012-07-21 в 20:32

Тотже Распутин явный шарлатан,Иоан Кранштатский сказал ему когда он подошёл под благословление "По твоей фамилии будет и жизнь твоя"Неужели не доходит до вас православные что ратуя за эти имена вы подвергаете осмеянию нашу веру !
9. vitiaz : Re: Игумен Кирилл (Сахаров): «Это вопиющая несправедливость»
2012-07-21 в 20:25

Не понимаю как можно возвеличивать тирана и убийцу населения своей страны оправдывая это какими то геополитическими завоеваниями и ложной сохранностью православия.Как слова патриарха Алексия не имеют в глазах православных веса сказанных им что о канонизации Ивана Грозного не может быть и речи.И как слова юродивого сказанные Грозному "Уходи отсюда прохожий человек или подохнешь как твоя лошадь " не вразумляют православных.
8. Solovei : Сергий
2012-03-07 в 15:28

Царь Иван Грозный, был мучителем русского народа с одной стороны, и лжепатриотом с другой. И всякое возвеличивание его, считаю безнравственным деянием.
7. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : 6. Викторр
2011-11-22 в 12:07

Уважаемый Виктор! Отвечаю по пунктам.
1. Я - православный христианин. Поэтому у меня нет кумиров. А о своем отношении к Сталину я уже высказывался. Повторяться не буду.
2. Среди моих многочисленных родственников, а также родственников друзей и знакомых, лиц, отбывавших лагерный срок за контрреволюцию, нет. Есть только несколько человек "раскулаченных" и сосланных.
3. Я уже некоторым собеседникам на "РНЛ" задавал один вопрос. Но так и не услышал ответ. Позвольте задать его и Вам.
Если государственная власть проявит политическую волю, то будут ли подвергнуты уголовному преследованию:
1) предатели, изменники, агенты враждебных России стран, террористы, экстремисты, космополиты, русофобы;
2) люди, разграбившие национальные богатства нашей Родины, коррупционеры, взяточники, воры, мошенники;
3) христиане, действия которых входят в противоречие с УК РВ?
Если - да, то как Вы лично к этому отнесетесь? Поддержит ли эти мероприятия народ?
6. Викторр : А.В.Шахматову,3, Александру Васькину, 2
2011-11-21 в 23:11

Полностью согласен с А.В.Шахматовым, хотя, на мой взгляд, полуеврей Сталин или нет, это никакого значения не имеет.
О.Александр! И.В.Сталин поломал жизнь моим ближайшим родственникам, хотя они не были троцкистами, они были простыми рабочими, русскими людьми, никогда не влезавшими в политику. Сталин не отсекал гниль, он резал по-живому, никогда не обращая внимания на людей, поскольку считал их "винтиками". Если, не дай Бог, реанимируется сталинская власть, и кто-нибудь из ваших близких попадёт под бесчеловечный поток репрессий, что Вы тогда скажете о своём кумире?
5. рудовский : Re: Игумен Кирилл (Сахаров): «Это вопиющая несправедливость»
2011-11-21 в 16:55

С заголовком согласен.
4. Артур : Re: Игумен Кирилл (Сахаров): «Это вопиющая несправедливость»
2011-11-21 в 15:19

Кампания "десталинизации" - не первая на Руси...
3. : Re: Игумен Кирилл (Сахаров): «Это вопиющая несправедливость»
2011-11-21 в 15:00

Царь Иоанн Васильевич Грозный "приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную,.. как хирург, отсекал от тела России гниющие, бесполезные члены. Иоанн не обольщался в ожидаемой оценке современниками (и потомками) своего труда, говоря: "Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел - заплатили мне злом за добро, ненавистью - за любовь"... В отличие от историков, народ верно понял своего царя и свято чтил его память. Вплоть до самой революции и последовавшего за ней разгрома православных святынь Кремля к могиле Грозного царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда" (Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1995. С. 162).Так и Иосиф Виссарионович отсекал интернациональную гниль от тела нашей Родины. Но никто при жизни не поскорбел с ним и не утешил. Даже сейчас на его могилу достойные потомки революционеров-троцкистов продолжают лить грязь. Однако Русский народ понял вождя и по сей день с простодушной добротой и надеждой чтит его память.Несомненно, новый Русский Вождь продолжит героическое дело своих славных предшественников. Время близко есть...



Боже,какая брехня,я русский и знаю миллионы русских,которые ненавидят кровопийца полуеврея сталина.

Да,Иван Грозный был достойный русский царь!
2. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Грозный-Сталин
2011-11-21 в 13:08

Царь Иоанн Васильевич Грозный "приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную,.. как хирург, отсекал от тела России гниющие, бесполезные члены. Иоанн не обольщался в ожидаемой оценке современниками (и потомками) своего труда, говоря: "Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел - заплатили мне злом за добро, ненавистью - за любовь"... В отличие от историков, народ верно понял своего царя и свято чтил его память. Вплоть до самой революции и последовавшего за ней разгрома православных святынь Кремля к могиле Грозного царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда" (Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1995. С. 162).
Так и Иосиф Виссарионович отсекал интернациональную гниль от тела нашей Родины. Но никто при жизни не поскорбел с ним и не утешил. Даже сейчас на его могилу достойные потомки революционеров-троцкистов продолжают лить грязь. Однако Русский народ понял вождя и по сей день с простодушной добротой и надеждой чтит его память.
Несомненно, новый Русский Вождь продолжит героическое дело своих славных предшественников. Время близко есть...
1. Адриан Роум : Re: Игумен Кирилл (Сахаров): «Это вопиющая несправедливость»
2011-11-21 в 05:23

Известно, что американцы о своих спорных деятелях говорят: "он был точно негодяй, но это НАШ негодяй".
А наши диссиденты уподобляются постоянно той вдове, которая сама себя секла. Почему это? От безцельности существования и безыдейности, и частичного хамства, открывающего наготу отцов.
Я этим не хочу утверждать, что Великий царь Иоанн Грозный был "негодяем". Напротив, он был великим, дальновидным стратегом, чутко слушающим голос Божий о нуждах Руси. А это была нужда прежде всего в централизации власти и объединении всей Руси перед лицом агрессии СО ВСЕХ сторон. Для выполнения этой неблагодарной миссии Грозному приходилось быть грозным и решительным. Ценой жизни некоторых безтолковых противников его объединительной политики была укреплена и спасена вся Русь, а с этим гарантировалось сохранение Православия, как Третьего духовного Рима. Тело (государство) и душа (Православие) тесно связаны между собой.
Иоанн Грозный значительно расширил наши территории и этим создал буферную защитную зону. Что и мудрый Сталин сделал перед войной. Эти два русских царя - один помазанный, а другой помазанный Духом - сделали очень много для укрепления мощи и мирового влияния нашего государства. Потому Сталин и вызвал к жизни фильм "Иван Грозный", чтоб дать знак исторической преемственной связи своей русской миссии.
То что этого многие даже из нашего "духовенства" не постигли, показывает только, что и наша церковь ютит в себе пустых фарисеев и обрядоверцев в "православной" маскировке.
Иоанн Грозный был высокообразованным человеком для своего времени. И не только одарен словом, но и как композитор, написав много церковной музыки.
Даже если ему и пришлось ради государственного резона, как самодержцу, пролить кровь соотечественников, то как христианин он каялся и молился за их души до смерти. Великий царь Иоанн Грозный, будучи глубоко целостным и преданным судьбе России слугой, ещё обретет сполна свою славу, когда наша власть станет истинно народной и направленной только на сохранение веры и укрепление, и процветание нашей страны.
Спасибо игумену Кириллу за его своевременную апологическую статью.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме