«На мой взгляд, наиболее эффективные меры касаются интересов представителей руководства республики, которые в случае жестких действий в отношении наших летчиков должны были бы стать фигурами нон-грата в Российской Федерации. Так что все деловые интересы кланов и предпринимателей, близких к руководству республики, должны быть полностью заблокированы и парализованы в той степени, в которой это зависит от России. Меры с нашей стороны также предполагают включение режима нулевой терпимости по отношению к любым преступным или серым схемам, связанным с гражданами Таджикистана или с его бизнесом», - пояснил он свою позицию.
«Понятно, что государство должно в любом случае противостоять нелегальной миграции, не говоря уже о транзите наркотиков, - продолжил М.Ремизов. - К сожалению с этой ролью оно не справляется. В ситуации прямого политического конфликта эти меры могут стать не только повседневными рутинными функциями правоохранительных органов, но и одним из политических приоритетов. Условно говоря, у наших правоохранительных органов много функций, но некоторые из них, в зависимости от ситуации, они выполняют с большей отдачей и большим уровнем политического контроля, наподобие взятия президентом на контроль каких-то особо важных уголовных дел. Другое дело, что это не должно означать подмены повседневной работы следствия. Это лишь означает, что госаппарат лишен возможности замотать дело. Точно так же на высшем президентском уровне политического контроля должно быть противодействие нелегальной миграции и обороту наркотиков, связанных с Таджикистаном».
«В то же время двойных стандартов быть не должно и такая работа должна распространяться не только на таджикских граждан. Поскольку оборот наркотиков и нелегальная миграция представляют гораздо большую проблему, чем задержание отдельно взятого летчика, то аналогичные меры должны распространяться и на такие страны, как Киргизия или Узбекистан. Поскольку, если верить заявлениям Геннадия Онищенко, санитарно-эпидемиологическая обстановка там вполне аналогична. Уровень криминализованности мигрантской среды также примерно одинаков. Кроме того, отметим близкую степень недоговороспособности и неадекватности режимов. В Узбекистане авторитарный режим, который неоднократно плевал России в лицо и грубо нарушал права русских в республике. Что касается Киргизии, то это пока несостоятельный (неустойчивый) политический режим с очень высоким уровнем криминализованности и организованной преступности», - считает аналитик.
Главный результат этой истории состоит в том, полагает Ремизов, что «российскому государственному аппарату теперь будет сложнее игнорировать проблемы нелегальной миграции и преступности среди гастарбайтеров, после того как они были на самом высоком уровне признаны и озвучены». «В этой ситуации для российского государства будет явной потерей лица, если обсуждаемые сегодня меры противодействия этому злу просто сойдут на нет и будут забыты после того или иного окончания дела, связанного с судьбой российских летчиков», - заметил он.
«Сегодня часто приходится слышать, что таджикское государство хочет сохранить лицо, выйдя из этой истории с наименьшими потерями. Но российскому государству на самом деле также придется задуматься о сохранении лица. Условием этого будет принятие мер на системной основе, а не в качестве разовой демонстрации силы. Не приходится сомневаться, что у России есть достаточно средств воздействия на Таджикистан для того, чтобы добиться не компромисса (компромисс здесь неприемлем), а безусловного освобождения и дезавуирования приговора. Все остальное я бы считал поражением, учитывая уровень влияния РФ на Таджикистан», - заключил Михаил Ремизов.