На презентации присутствовали как постоянные члены «Переправы», так и гости. Среди последних – известный израильский писатель Исраэль Шамир, председатель общероссийского общественного движения «Путь России» Андрей Андрианов, финансовый аналитик и обозреватель Бизнес-ФМ Владимир Левченко, директор Института Высокого Коммунитаризма Кирилл Мямлин. Среди гостей было много молодежи – студентов и выпускников МГИМО, МГУ, других ВУЗов.
В своем коротком выступлении В.Ю.Катасонов постарался сформулировать свой творческий замысел: донести до сознания читателя (прежде всего студенческой молодежи) мысль о том, что экономика – это отношения между людьми, нацеленные на созидание и творчество. Созидание и творчество не ради прибыли и личного обогащения, а для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека, причем – не только личных потребностей индивида, но и окружающих его людей, составляющих малый и большой социумы (семья, малые коллективы, народ). Настоящее творчество и созидание возможны лишь на фундаменте нравственных принципов справедливости, любви, взаимопомощи. Нравственность, в свою очередь, имеет более глубокие корни – религиозно-духовное сознание человека. Автор подчеркнул, что до сих пор, к сожалению, в нашем обществе сохраняется вульгарно-материалистическое представление об обществе и экономике в виде марксистской концепции общественно-экономической формации (ОЭФ). ОЭФ – совокупность экономического базиса и надстройки, включающей политические институты и отношения, право, идеологию, религию. Такая модель общества дает, по мнению автора, перевернутую картину человеческой жизни. На самом деле общество представляет собой совокупность духовного базиса и надстройки, включающей разнообразные институты и отношения людей, в том числе экономические. Иначе говоря, духовно-религиозное сознание определяет формы общественного устройства и общественных (в том числе экономических) отношений. Таков взгляд Православия на место и роль экономики в обществе и жизни человека.
Сегодня, как отметил автор, экономики как таковой уже нет, есть антиэкономика, которая имеет кодовое название «рыночная экономика». Правильнее ее называть капитализмом. Эта модель общества и экономики существует на принципах, которые не только не согласуются с Христианством, но и прямо его отрицают.
Иногда утверждают, что у Православия в отличие от католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма нет четкого и внятного представления о принципах хозяйственной жизни. По мнению автора, это далеко от истины. Просто эти принципы истинного Христианства (нашедшие глубокое осмысление в трудах Святых Отцов, решениях Вселенских Соборов) преданы забвению. Их требуется вспомнить и осмыслить, превратить в нравственный закон. Любая заповедь Христианства – одновременно и принцип хозяйственной жизни. Без соблюдения заповедей общество обречено жить в условиях антиэкономики. Одна из «малых» заповедей – запрет на взимание процента по ссудам (кредитам, займам). Наши предки понимали, что нарушение любой, самой малейшей заповеди ведет к наказанию. Поэтому старались заповеди не нарушать. Они, в частности, понимали, что ссудный процент – подсудное дело. Современный человек, отошедший от Бога, смотрит на заповеди как на некий анахронизм. Автор в своей книге апеллирует к разуму и логике современного человека, сомневающегося в том, что ссудный процент – подсудный. На протяжении более 600 страниц (объем двух частей книги) он показывает, к каким последствиям ведет так называемая «процентная» экономика. Это: инфляция, экономический, финансовый, банковский кризисы, экологические катастрофы, войны.
Работа В.Ю.Катасонова интересна не только для тех, кто интересуется экономикой. В первую очередь это фундаментальное исследование духовно-религиозных проблем современного общества. Фактически – это попытка метафизического осмысления всемирной истории с позиций Православия. В проблеме ссудного процента как в капле воды отразилась напряженная борьба двух начал в обществе (добра и зла) на протяжении нескольких тысячелетий. Отношение людей к ссудному проценту – лакмусовая бумажка, отражающая духовное состояние общества.
После выступления автора ему был задан ряд вопросов, развернулась дискуссия. Споры и обсуждения касались возможных альтернатив современной модели общества и экономики (капитализма), оценки социализма в нашей стране, теории «заговора», оценки марксизма (с точки зрения его способности объяснить современный капитализм), сценариев развития событий в международной финансовой системе, теории Сильвио Гезелля (теории денег с отрицательным процентом) и возможностей ее практического применения в России и много другого.
На презентации выступил президент «Переправы» А.И.Нотин. Он рассказал о целях и задачах этой организации, о необходимости понимания природы человека для объяснения тех процессов, которые происходят в сфере экономики, о необходимости самопознания и совершенствования человека как первом условии решения экономических проблем, о важности изучения Святых Отцов для понимания и практического преобразования современной жизни. Президент «Переправы» рекомендовал гостям знакомиться с жизнью этой общественной организации через сайт, журналы «Переправа» и «Наше дело». А.И.Нотин обещал продолжение практики проведения встреч «Переправы» с гостями и особенно молодежью.
С заключительным словом выступил духовник «Переправы» архимандрит Лука. Он положительно оценил книгу В.Ю.Катасонова и также высказал пожелание продолжить подобного рода встречи, которые позволяют лучше разобраться в духовных проблемах современного мира, заставляют молодежь задуматься о смысле жизни и Боге через обсуждение насущных земных проблем.