Девиз «In God We Trust» печатается на американских банкнотах с 1861 года, а в 1956 году, во время холодной войны, когда США противостояли атеистическому Советскому Союзу, девиз снова утвердили. Далее в 2002 году был принят закон, запрещающий вносить какие-либо изменения в предыдущую резолюцию, что было опять подтверждено Палатой 5 лет назад. Однако, по мнению республиканца Рэнди Форбса, предложившего снова утвердить резолюцию, было необходимо внести кое-какие прояснения для высоких государственных деятелей. По мнению республиканцев, в этот трудный экономический период упование на Бога может даровать надежду американскому народу. Однако демократы считают, что подобные резолюции это совершенно бессмысленная трата времени в период, когда Конгресс должен заниматься более важными вопросами.
Прокомментировать это решение, а также ответить на вопрос, является ли многолетнее использование американцами девиза «In God We Trust» свидетельством их глубокой веры, мы попросили известного священника, клирика храма Святителя Николая в Отрадном (г.Москва) иерея Валерия Буланникова, не понаслышке знакомого с американским обществом и его ценностями.
Здесь надо разобраться в самом понятии американцами слова «Бог». В девизе «In God We Trust», слово «Trust» скорее означает доверие, причем доверие чисто деловое. На заре капиталистического расцвета было такое понятие как «трест», означающее объединение, основанное на доверии. Вот это и есть некий абсолют в отношениях американцев с Богом. Таким образом, доверие американцев к Богу носит деловой характер, а не является мистическим доверием, которое ведет к главной цели - спасению души.
Конечно, Господь устрояет нашу жизнь, помогает нам, но это не главная цель для человека, главное же - спасти душу. В протестантской же этике такого понятия вообще нет, так как протестанты считают, что они уже спасены, а все остальное - не более чем ритуал. Крайняя форма американского протестантизма - это мормонство. Поэтому, зачастую, американское отношение к Богу никакого отношения к вере христианской не имеет. Ведь они видят в Боге лишь некоего покровителя своим делам, а раз они «уже спасены», то, естественно, серьезных грехов они уже как бы и не совершают. Отсюда и американская уверенность в том, что американцы всегда и во всем правы, а остальным остается только признать это и поддерживать их во всем. Но все это не имеет никакого отношения к Христианству. Это идеология чисто потребительского отношения к Богу.
То, что США в очередной раз утвердили слоган на долларе, совсем не подтверждает глубины их веры. Это подтверждает только то, что их идеология по-прежнему остается такой же потребительской. Эта формула существует давно, но никакого нового ее наполнения американцы не дают, и потребитель по-прежнему на задумывается о мистических отношениях с Богом, поскольку он просто не понимает этот процесс.
Господь призирает на каждого человека и хочет каждого из нас спасти, не важно, где человек живет - в России, в Австралии или в Америке. Если человек призывает Бога, то он, безусловно, получает помощь. Другое дело, какой помощи хотят от Бога люди. Если они просят комфортной жизни, достатка, то, конечно, Господь может дать им все это, но это уже не Христианство. Молитва - это ведь не только просьба о помощи, но еще и покаяние сердца, наставление для человека в разуме, наставление как вести жизнь христианскую.
Если посмотреть на политику Запада, то сразу видно, что ничего христианского в ней нет. В отношении Китая к миру гораздо больше христианского, чем у западных стран и Америки. Вера там уже выхолощена, она почти умерла. Ведь символы, ритуалы и даже внешнее благочестие - это не есть состояние человеческого сердца. Фарисеи были тоже верующими и внешне более благочестивыми, чем дружно молящиеся члены австралийского парламента, но это их не спасало, поэтому Господь и пришел на землю.
На первом месте у христианина должна быть жизнь небесная, а не комфортная земная жизнь. Очевидно, что на Западе такой цели уже нет. Оставшиеся внешние атрибуты религии - это не вера, а всего лишь антикварная лавка. В России тоже многие живут не по-христиански, но многие хотя бы пытаются так жить, а это уже ценно, быть христианами хотя бы по стремлениям. А если молитва становится всего лишь ритуалом, а сердце заботится только о земном, то это ничего не дает человеку, он остается мертвым для Царства Божия. Поэтому важно хотя бы понимать это, молиться о своем спасении, исповедоваться и причащаться, чтобы хоть как-то очистить душу.
Вспомним, что на ремнях у немецких фашистов во время Второй мировой войны было написано «Gott mit uns» - «С нами Бог». Но разве мы можем исходя лишь из этого назвать фашистов христианами? Язык не поворачивается, хотя Католическая церковь пыталась с ними сотрудничать и в Хорватии, например, делала это очень даже «успешно». Поэтому внешне может декларироваться всё что угодно, но пока человеческое сердце не переменится и не устремится к Богу, то все эти внешние проявления бесполезны. Бог ждет каждого, но человек должен сам делать шаги Ему навстречу.
8. Об уповании на Бога
7. автору
6. сложно
5. Примечание.
4. Нацисты - не фашисты?
3. Re: Иерей Валерий Буланников: «Это не вера, а всего лишь антикварная лавка»
2. Re: Иерей Валерий Буланников: «Это не вера, а всего лишь антикварная лавка»
1. Однако...