Владыка Викентий: «Главное богатство Узбекистана - это его народ»

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский поделился первыми впечатлениями от пребывания на узбекской земле

01.11.2011

Глава Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, назначенный на эту новую кафедру решением Священного Синода от 27 июля 2011 года, а прежде многие годы возглавлявший Екатеринбургскую епархию, в интервью РИА Новости поделился первыми впечатлениями от пребывания на узбекской земле.

«…Прошло два месяца с начала моего послушания в Средней Азии, и за это время во мне сложились не только впечатления, но и какие-то выводы, обобщения. Я посетил уже больше половины приходов, а в последней поездке побывал в семи городах южного Узбекистана, приобщился к святыням Самарканда и Бухары. Легче всего ответить вам по поводу расстояний и нагрузки. Ну, я человек не только новый, но и молодой... (Смеётся). Ну, относительно. В том смысле, что лёгок на подъём. Я был поражён той огромной работой, которую проделал до меня Преосвященнейший Владимир, главное - той общей атмосферой миролюбия и благожелательности, которые царят здесь в отношениях между православными и мусульманами, между Церковью и правительствами независимых государств региона. Ведь это не само собой складывается и держится - имею в виду эту атмосферу искреннего, не натужного стремления к взаимопониманию и взаимоприятию. За этим проглядывает 20-летний труд духовного деланья владыки Владимира на этой земле - с одной стороны, а с другой - соответствующая воля верховной власти, её мудрая и ответственная политика перед лицом своего народа, воля к миру и добрососедству во имя процветания Богом вверенной земли. И видимый результат этого взаимного деланья остаётся для меня сильнейшим первым впечатлением от встречи с Узбекистаном и со всей Среднеазиатской землёй», - сказал митрополит.

По его словам, «главное - это люди, конечно». «Их просветлённые лица, их глаза во время этих встреч, во время нашего общения. И я говорю не только о православных, которым это как бы положено при встрече с правящим архиереем, но говорю здесь и о мусульманах, коренных жителях этой земли. Хотя я ничего нового, наверное, не прибавлю к тому, что прежде меня говорил о жителях Узбекистана Преосвященнейший Владимир. Однако для меня это действительно новые, свежие впечатления. И мне доставляет радость подтверждать прежде сказанное в отношении замечательного, трудолюбивого, чадолюбивого, гостеприимного, замечательно оптимистичного народа, среди которого Господь сподобил жить и молиться также нас, православных. Я чувствую себя здесь помолодевшим. Ведь ехал сюда, откровенно говоря, с некоторым страхом, уповая только на Господа. Ожидал, что почувствую себя скорее уставшим, постаревшим, в недостатке духовных и физических сил. Но Бог не оставляет - Бог даёт. Что значит "Бог даёт"? Это тоже не абстракция какая-то. Бог даёт эти впечатления, эту землю, эти встречи, эти лица, радость от этих встреч и бесед, так что забываешь о сне. Бог даёт телу это молодое ощущение, способность одолевать в несколько дней такой маршрут с напряжённым графиком служб и встреч», - продолжил владыка.

«Я мог бы долго рассказывать о каждом городе, который мы посетили, осуществляя это небольшое паломничество по общим нашим христианско-мусульманским святыням. Разумеется, яркое впечатление оставили исторические центры, но нельзя сказать, что меньше впечатления произвела, например, Кызылкумская пустыня с городами Заравшан и Учкудук, можно сказать, в самом сердце её. Конечно, сначала был Самарканд - место упокоения мощей пророка Даниила (Данияра), одного из величайших наших пророков, равно почитаемых и христианами, и мусульманами, и иудеями. Здесь был совершён молебен, мы своими глазами увидели чудесное, вновь расцветшее оливковое древо, испили родниковой воды, истекающей от того места, где покоятся мощи пророка. В Навои я успел только пообщаться с паствой, побеседовать о жизни прихода, и в путь - через обширную степь - в Заравшан, в Учкудук. До Учкудука добрались лишь поздним вечером, но народ не расходился, ожидая моего приезда. И может, поэтому встреча получилась такая сердечная, долгожданная, трогательная. В этот же день - в Зарафшан. Здесь отслужили всенощное бдение, а утром - литургию в честь святителей Московских. Сразу после службы назад через ту же степь в Навои. Там тоже служил, встретился с прихожанами, которые с любовью нас приняли. Оттуда выехали в другой славнейший город исторического Узбекистана - в благословенную Бухару. Как раз поспели к всенощной. По преданию, здесь проходил со словом Божьим святой апостол Фома. И день нашего приезда в Бухару совпал с памятью апостола Фомы. На следующий день - литургия. И опять же много народа - полный храм, несмотря на будний день (среда). Мне приятно вспомнить о пешей прогулке по улицам города. Разговаривал с людьми, с обычными прохожими, посетил мусульманские святыни, общался с мусульманским духовенством. Познакомился с династией Камаловых, замечательных мастеров-устозов кузнечного дела. Увидел знаменитый ствол дерева, который вырос из посоха праведника-суфия Бахауддина Накшбанди. Испил водицы из источника, который извёл из земли праведный Патриарх Иов ("Чашма Айуб"). Вот что отмечаю: люди общаются с радостью, с охотой, нет ни тени испуга на лицах или скрытого недоброжелательства. Ведь если бы что-то такое было на сердце, то это нельзя скрыть - это было бы заметно. Открытость, чистосердечность в общении и сама способность к этому - это производит большое впечатление. Из Бухары выехали в Каган, из Кагана - в Карши, а из Карши уже в Ташкент. Вот, если максимально сжато, наш маршрут. Путь, конечно, неблизкий и нелёгкий, но исполненный света, очень праздничный по настроению, что вообще присуще, как мне кажется, этой земле», - рассказал митрополит Викентий.

По его словам, «главное богатство Узбекистана - это его народ». «Терпеливый, любвеобильный, гостеприимный, хлебосольный, с прирождённым оптимизмом, с крепкой традицией уважительного отношения к старшим по возрасту, по положению и даже, если хотите, по должности. Это те ценности, которые в России, к великому сожалению, во многом уже ослаблены или даже утеряны в связи с так называемой вестернизацией, приобщением к западным ценностям. Разве мы против этих ценностей? Нет, мы против бездумности, против внедрения каких-то поверхностей вместо ценностей и некоего принципиального цинизма, с которым их навязывают. А здесь, как я отмечаю, традиции сохраняются, уберегаются на всех уровнях. К примеру, на меня большое впечатление произвела традиция общественной, почти общинной жизни. Имею в виду махаллю. И этот красивый обычай собираться миром и строить одному из членов общества дом - хашар. Ведь это и у нас когда-то было. Я помню ещё из своего детства, как мои родители выходили помогать соседям. Это было дружно, весело, как праздник. И здесь это всё есть и хорошо работает. Опять же нравится, что люди в большинстве одеваются прилично, подобающе, благопристойно, держа себя на расстоянии от крайностей и излишеств современной молодящейся моды. Мне нравится это наблюдаемое целомудрие в одежде, стремление к более чистым формам чувств и отношений, сохраняемое институтом махалли. К общим позитивным наблюдениям отнесу и то, что здесь отсутствуют рекламные щиты с изображениями вызывающе обнажённых женщин, отсутствуют изображения, растлевающие психику подростков и воздействующие на подсознание психотропным образом. И не бросаются в глаза разные ночные клубы и увеселительные заведения, оккупировавшие ныне центральные части в российских городах... эти так называемые "плоды демократии"», - заметил владыка.

«Думаю, что эта более опрятная атмосфера в городах республики сохранена благодаря умелому и мудрому руководству со стороны президента республики Ислама Абдуганиевича Каримова, благодаря его воспитательному, отеческому отношению к своему народу, к гражданам Узбекистана. Я заметил, что и к президенту здесь относятся серьёзно, с уважением. И эти мои слова - отнюдь не формальный поклон власть предержащим, за которых мы молимся в своих храмах, но проявление действительного моего уважения, моего удивления, приятного изумления перед увиденным. Увиденным, конечно, не только внешними, но и внутренними глазами. Крепкая традиция - крепкая семья - крепкое государство. Такова формула стабильности. И там, где она соблюдается, только там есть перспективы и будущее. Я благодарен Господу за то, что призвал меня на служение на этой прекрасной земле с ее прекрасными людьми, с которыми я в эти дни встречался, и с народом, у которого есть чему поучиться и нам, россиянам. Храни его Господь», - заключил митрополит Викентий. 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий