Заявление министра прокомментировал в передаче «Познер. Гость в студии - Сергей Собянин» на Первом канале, состоявшейся 24 октября, телеведущий Владимир Познер, сообщает сайт Первого канала. «Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на днях дал интервью трем российским радиостанциям. И, в частности, он сказал, что Москва «готова рассмотреть реабилитацию жертв Катыни». Я чего-то не понял. В Катыни было расстреляно несколько тысяч ни в чем не повинных польских офицеров, если, конечно, не считать виной то, что они были поляками. Я хочу напомнить вам, что Польша не состояла в войне с Советским Союзом. Более того, Красная армия вошла в Восточную Польшу под знаком защиты своих соседей - это было в 1939 году, 17 сентября, и шла на Запад, пока не встретилась с немецкими войсками. А встретившись с ними, устроили совместные парады - вместе шли парадом советские и немецкие солдаты, а на трибуне стояли советские и немецкие офицеры. Офицеры немецкие выкрикивали «Хайль, Гитлер», выбрасывая правую руку, а советские просто брали под козырек. Если вас это интересует, есть ленты, их можно посмотреть - в Госфильмофонде они вполне доступны, в архивах. Пожалуйста, если вы думаете, что я что-то придумал, проверьте», - отметил В.Познер.
«Так вот, польские эти офицеры были пленены не в результате военной операции, их просто захватили, - продолжает телеведущий. - И по рекомендации Берии и, конечно, с согласия Сталина, они были все расстреляны, все до одного. То есть советское руководство совершило абсолютно тяжелейшее преступление. А теперь мы говорим, что мы готовы рассмотреть вопрос об их реабилитации. По-моему, это звучит очень странно. Может быть, не дожидаясь решения Страсбургского суда, можно было давно реабилитировать их как ни в чем не повинных людей? А заодно объявить тех, кто указал, что их надо расстрелять, во главе с Иосифом Виссарионовичем, преступниками? Может быть, это надо было бы рассмотреть? Вообще нет предела ни лицемерию, ни отсутствию совести».
Комментарий Познера показался возмутительным министру иностранных дел России Сергею Лаврову, который направил письмо руководителю авторской программы «Познер» на «Первом канале» В.Познеру, сообщает сайт МИД России. «Уважаемый Владимир Владимирович, - пишет С.Лавров, - с некоторым удивлением узнал, что в завершение эфира с С.С.Собяниным 24 октября Вы сочли необходимым прокомментировать состоявшееся тремя днями ранее мое интервью трем российским радиостанциям в части, касающейся Катыни. Причем сделали это с нарушением журналистской этики, построив весь свой пафос на одной «цитате» из интервью, приведя мои слова следующим образом: Москва «готова рассмотреть реабилитацию жертв Катыни». Честная журналистика требует честных цитат. Привожу дословно то, что я сказал трем радиостанциям: «Мы готовы рассматривать абсолютно закономерно адресованную нам просьбу о реабилитации этих людей. Вопрос лежит в правовой плоскости, он должен быть решен таким образом, чтобы удовлетворить семьи польских офицеров и одновременно остаться в правовом поле Российской Федерации». В моем интервью было также подчеркнуто, что мы ведем «конкретный разговор с польским правительством на эту печальную тему». Что Вас не устроило? Что мы хотим удовлетворить чаяния семей расстрелянных поляков? Или что будем делать это в правовом поле нашего государства?»
«Допускаю, что Вы просто не смогли воспринять на слух все, что было сказано мной в радиоинтервью. Но также знаю Вас как опытнейшего аналитика, «зубра» отечественной (и не только) журналистики. Что помешало перепроверить услышанное (тем более, что полный текст моих высказываний появился на сайтах МИДа и трех радиостанций сразу же после интервью)? Можно было и позвонить, в конце концов. Я на все звонки отвечаю. Убедительная просьба впредь цитировать честно, прежде чем рассуждать с экрана о пределах лицемерия и отсутствия совести», - пишет С.Лавров в письме В.Познеру.
В интервью «Русской службе новостей» Владимир Познер признался, что не понял пафос того, что написал ему Сергей Лавров. «Очевидно, министру не понравилось то, что я сказал по поводу одной его фразы. А именно, что Москва готова рассмотреть вопрос о реабилитации жертв Катыни, тех тысяч польских офицеров, которые были расстреляны, если я не ошибаюсь, в 39-ом году. Я не очень понял пафос того, что написал Сергей Викторович, которого я очень уважаю, знаю давно, знаю, как человека очень взвешенного и тонкого. Хотел бы просто, чтобы он понимал: меня сильно удивила формулировка “Москва готова рассмотреть вопрос о реабилитации”», - сказал Познер.
Телеведущий признался в том, что не хотел обидеть министра. «Мне не кажется, что я ошибся с цитатой. И то, что Сергей Викторович так подробно и горячо по этому поводу написал мне, - не является ли это показателем того, что я его задел и что, может быть, в моих словах есть некоторая правда. Вместе с тем, у меня не было никакого желания его обидеть. И я надеюсь, что он будет и дальше делать свою работу как чрезвычайно квалифицированный министр иностранных дел, а мне будет позволено делать мою журналистскую работу», - выразил надежду журналист. «Он напрасно упрекает меня в том, что я неточно его процитировал, он напрасно упрекает меня, что я взял только одну фразу, а не говорил обо всём интервью. Не отказывая ему, как и любому человеку, в праве на точку зрения, не могу сказать, что я с ней согласен», - подытожил В.Познер.
Внук Иосифа Сталина Евгений Джугашвили подал в суд на «Первый канал» и телеведущего Владимира Познера, заявившего о причастности Сталина к расстрелу польских офицеров под Катынью, сообщает Lenta.ru. В исковом заявлении Джугашвили просит суд обязать ОАО «Первый канал» опровергнуть сведения о том, что Сталин дал согласие расстрелять несколько тысяч поляков, плененных Красной армией в 1939 году. По данным агентства, материальных претензий истец не выдвигает.
Телеведущий Владимир Познер в ответ на исковое заявление внука Иосифа Сталина Евгения Джугашвили заявил о готовности отстоять в суде мнение о причастности Сталина к расстрелу польских офицеров под Катынью, сообщает Интерфакс. По словам Познера, озвученная им в эфире «Первого канала» информация подтверждается соответствующими документами. При этом телеведущий отметил, что сам канал не должен нести ответственности за его высказывания.
Реакция «Первого канала» на исковое заявление Джугашвили пока не известна.