Совсем недавно на страницах православного рунета откипели страсти, связанные с весьма симптоматичным событием – встречей с папой Римским Бенедиктом XVI членов российской делегации во главе с митрополитом Иларионом. Услужливые придворные борзописцы не раз уже обличили неразумных ревнителей, которые, видите ли, возмущаются самим фактом того, что высокое должностное лицо Церкви просто выполняет свою работу – проводит плановую встречу с руководителем другой конфессии. Непредвзято настроенным людям при этом понятно, что вся пикантность ситуации (которая и стала предметом пререканий православных блоггеров и журналистов) заключалась отнюдь не в самом факте встречи, а в том подобострастии, с которым члены российской делегации (за исключением одного бизнесмена) лобызали папскую десницу. Ссылки на «протокол» здесь выглядели неубедительно. Никто и нигде еще не придумал такого избирательного протокола, который одним обязательно нужно соблюдать, а другим – можно проигнорировать без всякого дипломатического скандала или какого-либо осложнения отношений между высокими сторонами. Стало быть, лобызать или не лобызать оную десницу – было исключительно делом личного выбора участников встречи. Как известно, 32-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения». Между тем на видеозаписи мы слышим, как один из участников вышеупомянутой встречи, а именно - о.Димитрий Сизоненко, секретарь по межхристианским отношениям в ОВЦС (как его представляет митрополит Иларион) прямо говорит, обращаясь к Бенедикту XVI: «Bless me, please» («Благословите меня, пожалуйста»). После чего наклоняется и целует руку папе. Аналогично ведет себя и другой участник встречи - настоятель храма святой Екатерины в Риме о.Антоний, который прямо говорит, обращаясь к папе: «Если однажды Вы сможете посетить нас, то это будет для нас огромная честь».
Как известно, официальная позиция РПЦ, не раз продекларированная как покойным Патриархом Алексием II, так и нынешним Предстоятелем Патриархом Кириллом, заключается в том, что для визита папы в Россию существуют вполне определенные и весьма серьезные препятствия, в частности, политика прозелитизма на канонической территории нашей Церкви, а также поддержка унии. Так что, как видим, один из не самых высоких чиновников ОВЦС дерзает даже корректировать официальную позицию священноначалия. Ну и кто здесь проявляет непослушание: эти воинствующие экуменисты или мы, те, кто дерзает открыто говорить об этом?
Легко понять, что произошедшее событие вовсе не поверхностно и в этом смысле не безобидно, поскольку касается самых глубинных оснований нашей веры, основ экклезиологии. Как известно, мы, как православные, не признаем католического учения о папе как главе Церкви (каковым почитаем лишь самого Христа) и наместнике св. апостола Петра. Стало быть, те, кто берет благословение у папы и лобызает папскую десницу, на коей исторически всегда был надет папский перстень, как символ его власти, в отличие от всех православных, признает-таки папу папой, то есть наместником святого Петра? А из этого тогда вытекает настоящая революция в экклезиологии, каковая в таком случае ничего общего с православием не имеет. В этом свете известное высказывание митр. Илариона о том, что католиков не следует именовать еретиками, приобретает гораздо более зловещий смысл.
Мы полагаем, что приведенная выше критика вполне исчерпывающим образом разоблачает весьма двусмысленную позицию нынешнего ОВЦС и его руководства. Однако поскольку митрополит Илларион уже дал свои «разъяснения» по данному эпизоду, скажем несколько слов и по поводу этого «разъяснения». Оно поистине замечательно. «В Ватикане существует определенный этикет, - заявил он, - согласно которому те, кто посещает папу, целуют ему руку. Такой этикет существует и при многих других монарших дворах. Не надо забывать о том, что папа Римский, помимо того, что он глава Католической церкви, он ещё и монарх в своем государстве. Когда я его посещал, то члены сопровождающей меня делегации, там были и священники и миряне, спрашивали, как себя вести. Я это оставил на их усмотрение». Итак, что же фактически сказал митр. Иларион? «В Ватикане существует определенный этикет, но соблюдать или не соблюдать его, я, как руководитель делегации, оставил на усмотрение самих ее членов». Стало быть, этот «этикет» в принципе можно не соблюдать. В этом случае, как мы уже указали выше, наличие или отсутствие такого «этикета» вовсе не является оправданием для тех, кто вопреки тому, что диктует православным их вера, все же предпочитает его соблюдать. Однако самое замечательное – это другой приведенный выше пассаж уважаемого владыки. Как мы уже имели возможность напомнить читателю, папа является главой Церкви лишь по представлениям самих католиков (в чем, собственно, и заключается ересь папизма, которую митр. Иларион избегает именовать ересью). В действительности же таковым главой является только и исключительно Господь наш и Спаситель Иисус Христос. Митрополит Иларион избегает здесь обличать ересь папизма (он должен был бы употребить такие выражения, как «по представлениям самих католиков» и т.д.), представляя католическую экклезиологию как нечто объективное, как факт самой церковной жизни, в то время как в действительности она является всего лишь плодом еретического заблуждения папистов. Ниже он говорит, что мы не признаем лишь примат папы, а не учение о папе как таковое. Из этого непреложно следует, что допустимое, с его точки зрения, несоблюдение принятого в Ватикане «этикета» целования папской руки является лишь уступкой «фундаменталистской упертости» православных, а не исповеданием той истины, что заключена в нашей святой и спасительной Православной Вере.
Данное весьма знаковое событие, уже достаточно обсужденное блоггерами и журналистами, вполне «удачно» встраивается в длинный ряд других событий, на первый взгляд, казалось бы, мелких и незначительных. Вот одно из них.
В наше распоряжение попало письмо прихожан Дивеевского женского монастыря - одной из главных святынь России, основанной и освященной нашим величайшим подвижником - преподобным Серафимом Саровским. Оказывается, в мае 2011 года в Дивеево появились католические монахини с характерными для них католическими крестами поверх подрясника. Их видели на канавке и заходящими в храмы.
С начала сентября их заметили на богослужениях в храмах монастыря и приходском храме св. вмч. Елисаветы и даже на Литургии верных. На вопросы верующего народа они ответили, что они католички и не намерены принимать православную веру. Тогда сделали им замечание о невозможности посещения ими богослужений в наших храмах (согласно Апостольским правилам и постановлениям Соборов Святых Отцов). На что они ответили, что у них есть разрешение и предъявили сопроводительное письмо в адрес Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и игумении Сергии, настоятельницы монастыря, подписанное митр. Иларионом (Алфеевым) в котором удовлетворена просьба католического пастора монашенской общины Успения Пресвятой Богородицы из города Маотератта (?), Италия о предоставлении им возможности посещения богослужений с целью изучения литургических традиций Православной Церкви...
13 сентября прихожане Дмитрий и Ирина попытались воспрепятствовать вхождению в храм одной из католических монахинь. Результатом конфликта стало изгнание Дмитрия и Ирины охранниками из храма, их сфотографировали и теперь не пускают на богослужения.
К приведенным фактам добавим, что сестры – насельницы обители, напуганные прошлогодней историей, когда некоторых изгнали из монастыря за нежелание принимать новые паспорта, в данном случае практически не оказали никакого сопротивления беззаконию. Среди жителей же Дивеева – прихожан монастыря в связи с таким плюрализмом веры, проникшим внутрь монастырской ограды, произошел серьезный раскол; многие вообще перестали посещать монастырские богослужения, считая дивеевские храмы оскверненными присутствием упорных нераскаянных еретиков.
Итак, мы видим, что скандал, поднятый вокруг Оптиной пустыни пару лет назад, где некие прихожане якобы не пускали в храм православных новостильников, был прямой подготовкой к следующему этапу воспитания в нас «толерантности»: теперь за православным богослужением могут, оказывается, молиться (виноват, «присутствовать») не только новостильники (которые все же не еретики и, следовательно, не подпадают под соответствующие апостольские правила), но и еретики-паписты. Из полученного нами письма совершенно ясно видно, что речь идет не о разовом посещении католиками православного храма с целью поклониться святыне (как делают наши паломнические группы, например, в Бари, где никаких совместных молитв не происходит или в других местах Италии, где хранится множество мощей древних святых, в свое время вывезенных крестоносцами из ограбленного и поруганного ими Константинополя (так что гостеприимство наших «католических братьев» может служить лишь слабым покаянием за преступления рыцарей)), а также не о дипломатической акции в связи с каким-нибудь событием высшего церковно-дипломатического уровня, а о регулярном (практически ежедневном) посещении именно православных богослужений в течение довольно длительного времени (практически всего лета, трех летних месяцев).
Ни о какой «миссии» (которой так любят козырять неообновленцы) здесь речь также не идет: попытки прихожан склонить католичек к принятию Православия не находят отклика ни у них, ни у монастырского «начальства». (Так что привычная «миссиофильская» демагогия здесь работает как раз против наших церковных модернистов, а отнюдь не в их пользу). В данном случае приходится признать, что имеет место именно опыт по воспитанию «толерантности», идеология того, что великий К.Леонтьев называл «всесмешением», причем весьма агрессивная, а отнюдь не миссионерский пафос. Воспитание «толерантности» начато именно с сакральных центров нашей Церкви, которые по факту решено «строить» по образцу храма на Большой Ордынке.
Надо сказать, что этот случай – отнюдь не единичный. Вполне вольготно ныне чувствуют себя католики, например, в Нило-Столобенской пустыни на Селигере (о чем у нас имеются вполне точные свидетельства очевидцев), в ряде других монастырей. Экуменический курс взят «всерьез и надолго». Сопротивление же церковного народа будет просто проигнорировано.
Владимир Семенко, директор аналитического Центра этно-конфессиональных исследований, специально для «Русской народной линии»
59. ответ
58. 57. В.Семенко: "Непонятно, к чему тут ерничать?"
57. Александр 56
56. 55. Любоф,: "не понятно о чём свидетельствует"
55. Недоумение?
54. жизнь после смерти.
53. Re: Экуменизм шагает по России
52. Re: Экуменизм шагает по России
51. 50. В.Семенко
50. Швецов 46, 47