О чиновничьем чванстве и узбеках — братьях наших меньших

Историк и публицист Леонид Болотин об «узбекском конфузе» и статье А.Д.Степанова

0
1511
Время на чтение 6 минут
Честно говоря, когда было объявлено об образовании Митрополичьего округа под эгидой Владыки Викентия, я подумал: «Вот я зужу про себя по поводу ОВЦС, а там ребята потихоньку, незаметно работают: «разрулили» такой сложный вопрос международных отношений в Средней Азии между республиками, договорились о титулатуре Митрополита. Восток-то дело тонкое!»

У меня даже и в мыслях не было, что это всё — полностью чиновно-церковная самодеятельность, что она никак не была предварительно согласованна в челночных переговорах с нынешними Туркестанскими «ханами» и «беями». Это дух наплевательского отношения пришлых из эвакуации 1941-1942 годов к менталитету среднеазиатских национальных элит мне хорошо известен по детству, проведенному в Ташкенте. Там я и родился, будучи потомком колонизаторов в четвертом-пятом поколении — мои бабка и дед по материнской линии родились уже в Средней Азии, а мои прадеды и прапрадеды туда пришли вскоре после присоединения Туркестана в 1860-е годы, сначала артелями, а потом стали перевозить и свои семьи. Знаком мне этот нерусский дух пренебрежения к местным аборигенам и по многочисленным командировкам в республики Средней Азии в 1970-1980-х годах. Люди той породы, которые сейчас преимущественно занимаются международными вопросами в РПЦ МП, никогда не чувствовали деликатности национальной проблематики, у них даже близко нет тех органичных качеств, которые мы — русские колонисты в Туркестане — впитывали с молоком матери. В чем эти органичные качества выражается? В безусловном уважение к аборигенам при строгом отношении к ним, которое ни в коей мере не допускает интеллигентского угодничества. Восток движения таких чувств просто не понимает, признает за слабость и «право» господствовать над русским. Всем русским, кто вырос в Средней Азии, в Закавказье или на Кавказе, в советских «автономиях», это очень хорошо знакомо и понятно. На Востоке вещи называются только своими именами. Младшие называются младшими, старшие — старшими, но никак не равными и равноправными.

Правда, некоторые православные люди с природным деликатным имперским самосознанием, но без чувства юмора, в комментариях на форуме политического памфлета А.Д.Степанова, не поняли цели авторской иронии (тон вполне допустимый в этом жанре) и кинулись сочувствовать Туркестанским туземцам, хотя жало авторской иронии было направлено в другую сторону, в сторону тех, кто по своей синекурной лени, безответственности и чванливости просто «подставили» руководство РПЦ.

  На следующий день после публикации памфлета А.Д.Степанова, на «РНЛ» увидело свет замечательное интервью с историком Юрием Александровичем Поляковым «Россия через призму истории».

Ю.А.Поляков по своему рождению тоже мой земляк. Там история проблематики Туркестанской колониальной политики хорошо раскрыта с научно-исторической точки зрения, хотя и неполно, что вполне понятно для интервью.

Что же касается неоправданных упреков некоторых участников форума, что А.Д.Степанов по отношению к среднеазиатским туземцам употребил выражение «братья наши меньшие», то без него просто невозможно обойтись, если правдиво и честно рассматривать межнациональные отношения в русле парадигмы «братская семья народов». К данной парадигме, с одной стороны, мы были приучены в период советского «интернационализма», а с другой стороны, она не противоречит Библейскому этногенезу коренных народов Российской Империи от одного общего пращура Иафета.

Как справедливо было замечено одним из участников форума, в реальных семьях между братьями существуют возрастные различия. Или в связи с межнациональным отношениям нам теперь надо из толерантности отказаться от понятия «семья» в этом значении? Одно понятие требует других соответствующих ему понятий. Понятие «семья» всегда подразумевает иерархию.

Гениальный русский поэт Сергей Александрович Есенин в порыве пантеистического великодушия назвал «братьями нашими меньшими» домашних животных. Но эта исключительная фигура речи, никак не может лечь в основу таких общепринятых русских понятий, как «братья большие» и «братья меньшие». Если мы исповедуем Иисуса Христа, держимся Священного Писания, мы никак не можем считать животных, даже домашних животных, братьями человека. Это унижает природное и духовное значения Венца Творения, Подобия и Образа Божия, унижает и Самого Творца. Православный историк и публицист Анатолий Дмитриевич Степанов, конечно же, не мог допустить употребление выражения «братья наши меньшие» по отношению к животным, тем самым косвенно называя туркестанских аборигенов «зверями».

С.А.Есенин — великий поэт, но у него было слишком много вольностей, которые мы никак не можем брать за обиходный, общеупотребимый образец.

О том, что русский человек и Русский Народ имеет право называть Узбекский Народ среди братьев меньших, свидетельствует тот факт, что понятие «Русский Народ» относится к эпохе, по крайней мере, IX-X столетий, (правда, светские ученые историки предпочитают эту национальную общность называть «Древнерусский Народ»).

Этнографическая категория «Узбекский Народ» утвердилась в ходе гражданской войны 1918-1922 годов. До того ту этнографическую и лингвистическую общность в российской науке и государственном обиходе именовали «сартами». Кстати, в ту пору оно было самоназванием всех оседлых будущих «узбеков» — сартов-ташкентцев, сартов-кокандцев, сартов-хивинцев, сартов-наманганцев, сартов-хорезмийцев, сартов-ферганцев. В этногенезе оседлых сартов участвовали согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы. Сарты никогда за всю историю Средней Азии не имели своей национальной государственности, не были госудраствообразующим народом. «Узбеки» было самоназванием только одного из многих племен, входивших в довольно размытую лингвоэтническую общность сартов, поскольку в некоторых местах среди сартов встречались и некоторые таджикские племена. Причем племя «узбеков» по численности было отнюдь не самым крупным среди других сартов.

Исторически сложилось так, что в ходе революции и гражданской войны представители именно племени «узбеков» заняли ключевые посты при новой власти и, не без идеологической инициативе нерусских революционеров и комиссаров, навязали всем сартам имя «узбеки». Они же слово «сарт» объявили чуть ли не ругательным и оскорбительным, вроде нынешнего обиходного словоупотребления слова «жид». Операция переименования и искажения природного понятия «сарт» была фактически насильственной. Но в пору повальной безграмотности сартского населения, она прошла успешно, и через поколения все «старые сарты» стали «новыми узбеками».

О чем это говорит? Отношение молодого Узбекского Народа к новой «государственности» стало оформляться только начиная с 1920-х годов. В известной степени суверенным Узбекский Народ стал после развала СССР и провозглашения республики Узбекистан. Причем по сию пору процесс становления Узбекского Народа продолжается. В этом смысле он ещё не совсем полноценный государственный народ. Какие тому критерии?

Русский Народ на протяжении более чем тысячи лет отстаивал своё имя, свою независимость и суверенную государственность в сотнях войн и в нескольких смутах.

У молодого Узбекского Народа такого исторического опыта нет. Советская квазигосударственность ему была «подарена» большевиками, как и суверенитет 1991 года был ему «подарен» московскими предателями. Такое усвоение власти незрелым в историческом и государственном отношении Узбекским Народом особенно ярко проявило себя в 1990-е годы в национальной политике изначально многонациональной республики Узбекистан. Воинствующий узбекский шовинизм стал генеральной линией этой политики. Моя русская родня и мои соплеменники, как и таджики, туркмены, татары, киргизы, казахи, проживающие на территории молодого Узбекистана, в полной мере испытали на себе жестокость этой унизительной государственной политики, близкой к культурному геноциду. Вот наступит пора настоящих испытаний, связанных с выживанием Узбекского Народа в «вулканической» Средней Азии, тогда станет видно, сохранится ли такая этническая общность в будущем.

Тысячелетняя возрастная разница между Русским Народом и Узбекским Народом вполне позволяет русскому человеку с национальным историческим мышлением — А.Д.Степанову — называть узбеков (а в памфлете речь идет в первую очередь об узбеках) «братьями нашими меньшими». Такова моя точка зрения на этот вопрос.

А церковные чиновники, действительно, безответственно «накосячили» по полной программе. И созданная ими проблема будет «разруливаться» ещё долгое время.

Леонид Болотин, специально для «Русской Народной Линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

43. Леонид Болотин - 42: Классный форум!

А каков лекторий! Нац. тема - модная. Приходите ещё.
Читатель / 22.10.2011, 09:17

42. Классный форум!

Классный форум! Кто бы мог подумать?! Из-за такого мистического «пустяка» — столько мнений! Конечно, суть Иерархии — Священная Власть. И с Батюшкой Александром совершенно согласен. Хотя бы сам не решился спорить с почтенным Писарем. Очень много работы, простите, Отцы, Братья и Сестры. Ещё бы «племяннику» ответить да «скептику», да сил нет. Вы уж сами, Братцы, с ними разберитесь. А я ещё какую-нибудь статейку забабахую о русских и грузинах, и вообще — о Христианской Гносеологии. Давно уже Достопочтенному Писарю обещал.
Леонид Болотин / 21.10.2011, 20:58

41. 7. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии

"Даже в Святой Троице существует иерархия." Вот это ты зря, батюшка. О небесной ,ангельской иерархии, о земной, церковной - как о тварной, сотворенной. Троица - безконечно выше любой иерархии. Не надо смущать народ. Прости ради Бога.
дед пенсионер / 21.10.2011, 20:26

40. На № 39. Писарю.

Скажите, уважаемый Писарь - у Вас в детстве папа был? Вы любили его, уважали? Вы подчинялись ему? Если да, то было ли в этом для Вас унижение? Впрочем, я не жду ответа. Ответте сами себе. Всего доброго.
Галина / 21.10.2011, 19:53

39. 36.Галине.

Ув.Галина. В основе всякой иерархии лежит различие между высшим и низшим. Таков смысл этого термина. Елм Вы утверждаете,что во Св.Троице существует некая "иерархия",Вам сказавши А,придется сказать Б. Одного утверждения мало,не достанет и внесения терминологической путаницы. Вообще-то эта проблема,Св.Отцами, давно разрешена. И они ничего подобного не говорят. Но Вам,поскольку Вы утерждаете-"иереахия есть",придется сказать,причем конкретно указать-кто Высший,кто низший. Это означает,что у Высшего достоинства более чем у низшего. Отец выше Сына и Святого Духа? Или ниже? По ипостаси или по природе? Исчезнет объем и пространство. А главное-динамика,да не в представлении,в реальной жизни. Это смерть для того,кто подобно верут. И в сем веке и в будущем. Поскольку по своей вере человек и общество строит свою жизнь. Верно как для отдельного человека,так и для целого общества. Все свалится в одну плоскость. Получится "католический блин",который реформация разовет на смердящие куски и растащит гнить по всему белому свету. "Монархия"(единоначалие)-это Способ Бытия. "Иерархия"(вводит различие между высшим и низшим.Между Богом и тварью)-Способ Правления. Если допустить что монархия и иерархия суть одно,то Вам придется ответить на вопрос,Кто в Троице Бог,а кто "тварь",т.е. сотворен. От ответа на этот вопрос и будет зависеть кто главный в иерархии,кто кем управляет. Видите как все плохо получается,потому св.Александр Васькин и ушел от ответа,поскольку обладает богословским знанием. Понимает человек,что сказал. Впрочем(необычайно удивлен) вопрос,что всплыл,давным давно разрешен Св.Отцами. Одно тревожно,раз уже всплыл давно разрешенный вопрос- Учение о Св.Троице,значит плохо дело. Подбираюся к самому Сердцу Православной Веры.
Писарь / 21.10.2011, 15:42

38. 35.Александру Васькину,русскому священнику,офицеру советской армии.

Ув.Александр Васькин,русский священник,офицер советской армии. Знаете как бывает... Человеку задают вопрос... "Сколько будет дважды два". А в ответ... "Я доктор математических наук". Ответ был ожидаемый и спасибо Вам за него. Разумеется Догматика о.Олега Давыденкова предметно опирается на Учение Св.Отец Православных о Св.Троице,другое дело Ваши выводы о наличии иерархии во Св.Троице. Не имеет значения,идет-ли речь об Ипостаси,идет-ли речь о Сущности. Учение Св.Отец Православных этого не допускает,равно как и о.Олег Давыденко. Он этого не говорит нигде,это говорите Вы. Это Ваше собственное учение,вернее не совсем Ваше и не только Ваше. Но Вы ведь не о.Олег Давыденко и не Св.Отец. Учение о наличии какой-либо иерархии во Св.Троице не есть учение Православной Церкви. Возможно,где-то понимают иначе. Например в Генеральном Штабе. Однако,Православная Церковь и Генеральный штаб,согласитесь,разные организации. Не так-ли? Взаимно желаю Вам всего хорошего. Ув.Александр Васькин,священник русской православной церкви,офицер советской армии. Однако вопрос,остается в силе,как к человеку имеющему академическое богословское образование. Не сочтите за труд. Где,когда,кто из Отец Православных,утверждает наличие какой-либо иерархии во Св.Троице и какие тому приводит основание. Полагаю Вам труда не составит. Св.Отцы всегда конкретны. Например Иоанн Дамаскин. Ни одного лишнего слова. Православная Догматика самая точная наука на свете. Точнее математики. Если Догматика утратит точность,столь присущую ей,то непременно изчезнет сама,как наука,а вместе с ней и математика. С ответом нет спешки,может когда-нибудь.
Писарь / 21.10.2011, 15:08

37. На № 32 Александру Васькину, русскому священнику, офицеру Советской Армии.

Уважаемый отец Александр. Я обязательно найду рекомендованный Вами курс "Догматического богословия" Олега Давыденкова и постараюсь его осилить. Не для того, конечно, чтобы стать "богословкой", а для того, чтобы научиться хоть немного понимать волю Господа по отношению к моей жизни, чтобы научиться жить в соответстви с ней, а также и для того, чтобы лучше узнать мир, который Он создал и дал нам. Мы-то оказались не очень хорошими пользователями, так нужно хотя бы стремиться стать лучше... Спасибо Вам за ободряющие слова, надеюсь, что хоть что-нибудь в этом богословском курсе я сумею понять. Хотя, конечно, будет трудно разобраться самой, ведь никакой специальной подготовки я не имею. Но может быть Вы разрешите мне иногда обратиться к Вам с вопросом?
Галина / 21.10.2011, 14:31

36. На № 34. Писарю

Уважаемый Писарь. Спасибо за объяснения и интересные образы в № 29. Если позволите, скажу то, что думаю об иерархических взаимоотношениях в Святой Троице. Авторитет Отца происходит оттого, что Он является Создателем, Источником всего и подчинение Ему со стороны Сына и Духа Святого происходит естественным образом. Как же не преклониться перед Ним и не признать Его единоначалия? В этом нет никакого унижения, ни для Сына, ни для Святого Духа, наоборот - Их поклонение Отцу добровольно, оно благостно и любовно. Нет ни унижения ни принуждения в Святой Троице, их и быть не может. В этом Вы совершенно правы. А иерархия есть.
Галина / 21.10.2011, 13:58

35. Писарю

Ув. "писарь"! Ваш "богословский" уровень мне понятен. Он ярко высвечивается Вашим самомнением, ничем не подкрепленным. В богословии следует опираться на Священное Писание и Священное Предание. Что и сделано о. Олегом Давыденковым, на которого я ссылаюсь. Вы же действуете, как протестант или сектант, выдавая свое ошибочное личное мнение за мнение Церкви. Забавно смотрятся самоучки, которые не имея соответствующих знаний, горделиво и поучительно рассуждают о предметах, о которых имеют весьма смутное представление. К таким людям я теряю всякий интерес. Всего доброго и пожелание : "Учиться, учиться и еще раз учиться".

34. 33.Александру Васькину,русскому священнику,офицеру советской армии.

Ув.Александр Васькин,русский священник,офицер Советской Армии. "Прежде всего нужно сказать что единоначалие ни в коей степени не умаляет Божественного достоинства Сына и Святого Духа". Это из отрывка,который Вы привели. Монархия(единоначалие)-это Способ Бытия Св. Троицы. Где Отец Сын и Св.Дух,не взирая на Лица(различия в них),ни кичатся промеж себя и не делят,кто больший(дающий Благодать Духа Святого,кто меньший-Ее Принимающий) Все служат друг друг,по неизреченной Любви. Подобна Православная Самодержавная Монархия-где единочалие суть Способ Бытия,где Царь,будучи большим,служит как Отец,подданным(детям своим) и мешьшие,подданные,сужат большему-Царю. Нет в Православной Монархии "высших" и "низших". Природа у всех людей падшая. Есть различия "ипостасные" по полученной благодати,соответственно по обязанности. Отсюда возникает иерархия. Богоустановленная иерархия как Способ Правления. Иерархия-означает подчинение высших низшим. В Св.Троице ничего подобного нет и быть не может. Кому кажется,что может... см.цитату из Догматического Богословия Иереря Олега Давиденкова. Иерархию Господь установил ее между Собой и тварным мiром,чтобы тварный мiр много о себе не воображал,для его же тварного мiра,пользы. Что до Богословия,так я его изучал,как и прочий русский народ,справедливо полагавший,что "папежники в "двух святых духов веруют"-в Православной Церкви.
Писарь / 21.10.2011, 12:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Последние комментарии
Две патриотические культуры: конкурентная и грантовая
Новый комментарий от Фиалка
26.11.2024 11:09
БРИКС: в чем образ будущего?
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:56
Вперёд к Шишкову
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2024 08:56
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:54
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
26.11.2024 08:26