В Москве и Петербурге всё острее встает проблема обучения школьников, не владеющих русским языком 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В Москве и Петербурге всё острее встает проблема обучения школьников, не владеющих русским языком

30.09.2011

В школах и детских садах Москвы около 28 тысяч детей не имеют российского гражданства, из них, по официальным данным, около 15 тысяч не владеют русским языком, сообщает Лента.ru. Об этом заявила заместителя мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец. По её словам, для детей, плохо говорящих по-русски, предусмотрена расширенная программа обучения русскому языку. Дополнительные языковые курсы в текущем учебном году были организованы в 245 школах. При этом для 418 учеников, вообще не говорящих по-русски, в ряде школ были открыты курсы интенсивной языковой подготовки. 

В качестве примера заместитель мэра привела школу №650, где доля детей иммигрантов достигает 12% . По словам Голодец, в связи с этим в школе увеличено количество учебных часов по русскому языку и ученики показывают высокие результаты по успеваемости в целом. Как отметила чиновница, введение интенсивной языковой подготовки помогает детям мигрантов преодолеть не только языковой, но и культурный барьер, и способствует их успешному обучению.

Ольга Каленкова - руководитель методической лаборатории русского, как иностранного в школе, в передаче на «Эхо Москвы» рассказала, что в Москве учатся около 150 000 детей мигрантов и с каждым годом в школы приходит всё больше детей, не владеющих русским языком. Она говорит, что «в школах мы насчитываем до 30%, это не преувеличение». Кроме того, Каленкова отмечает ещё один момент «когда речь идет о том, что в начальной школе обучаются до 30% детей, я не говорю, что они совсем не владеют русским языком, но слабо владеющих русским языком, начинается обратный процесс. Начинается плохое влияние на тех детей, москвичей обычно, которые учатся в этом классе».

Детей-мигрантов в школах Петербурга и пригородов также немало. Иностранец, не говорящий по-русски в первом классе, — уже данность, пишет «Вечерний Петербург». Петербургским педагогам приходится вместо грамматики преподавать русский язык с основ. Поэтому им в помощь в начале лета была презентована «Азбука для детей-мигрантов».

Пресс-секретарь комитета по образованию Лариса Кузьмина говорит, что сколько именно учеников-мигрантов в школах, никто никогда не считал. Это не входит в обязанности комитета по образованию. Но факт, что детей, не говорящих по-русски, в школах много. Предлагались разные варианты решения этой проблемы на разных уровнях власти. В правительстве России обсуждался вопрос создания в Москве, Петербурге и других городах, принимающих мигрантов, специальных школ. Но вопрос уперся в финансирование — и на этом заглох.

В петербургских школах одно время была практика организации дополнительных уроков русского языка, но и на это образовательным учреждениям не хватило денег. Поэтому научное сообщество педагогов разработало специальный букварь для детей-мигрантов, который с этого учебного года будет внедряться в нескольких школах. Как показывает практика, дети, для которых русский язык — неродной, по традиционной азбуке его не усваивают: они не знают русских сказок, стихов, не понимают, о чем говорит учитель, потому что не владеют речевыми формулами.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме