Господин Ивлиев подчёркивает, что новый закон имеет не институциональную, а мировоззренческую направленность. И это действительно так. Основной мировоззренческий базис закона – декларация равноправия культурных традиций и культурных ценностей. Вот некоторые цитаты из доступного на текущий момент текста проекта закона:
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
1) обеспечение и защита конституционных прав человека на свободную творческую деятельность, на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры;
2) установление государственных гарантий прав и свобод человека, этнических, социально-демографических и иных культурных сообществ Российской Федерации в сфере культуры;
3) создание условий для поощрения многообразия форм культурной самобытности и самовыражения, поддержка и развитие разнообразия культур, толерантности и взаимного уважения носителей разных культур.
Статья 5. Основные принципы деятельности государства в сфере культуры
Деятельность государства в сфере культуры основывается на следующих принципах:
1) признание, обеспечение и защита прав и свобод человека в сфере культуры;
2) признание равного достоинства культур, равенства прав и свобод в сфере культуры для всех этнических, социально-демографических и иных культурных сообществ в Российской Федерации.
Тут следует дать справку, что такое, в соответствии с данным законом, культурное сообщество:
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
…3) культурное сообщество – форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мы выделили ключевые слова этого определения. Существование культурного сообщества определяется лишь фактом заявления граждан. Продолжаем цитирование:
Статья 5. Основные принципы деятельности государства в сфере культуры
6) обеспечение открытости российского культурного пространства мировому сообществу.
Статья 8. Право на участие в культурной жизни
1. Каждый имеет право на участие в культурной жизни посредством:
1) свободного определения своего образа жизни, основанного на тех или иных ценностях, традициях и верованиях;
2) свободного осуществления любого вида профессиональной и непрофессиональной (любительской) творческой деятельности;
3) личного участия в любых видах культурной деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) создания культурных ценностей и пользования ими.
Справка, что такое культурные ценности (с сокращениями):
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
5) культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения…, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности…
Продолжаем.
Статья 9 Право на культурную самобытность
1. Каждый человек и каждое этническое, социально-демографическое и иное культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.
2. Культурные сообщества, как формальные, так и юридически не оформленные, имеют право на государственную поддержку в сохранении и развитии их культурной самобытности, обеспечение ее защиты.
Статья 10. Свобода творчества
1. Государство гарантирует каждому свободу всех видов творчества, право на все виды и формы творческой деятельности в соответствии с его интересами и способностями.
Статья 21. Приоритетность прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам государства, муниципальных образований, организаций и этнических общностей
Права и свободы человека в сфере культуры приоритетны по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей.
С одной стороны, столь широкое предоставление культурной свободы не может не радовать. История России знает периоды жёсткого вмешательства государства в творческую жизнь, и иногда это вмешательство приводило к печальным последствиям.
С другой стороны, внедрив последовательный поликультурализм, не ограниченный, по сути, ничем, государство, да и общество теряют какие-то бы ни было рычаги контроля за содержанием публичного пространства. Например, понятие общественной нравственности оказывается вне закона. Требование соблюдения общепризнанных, в том числе и культурно-исторических норм отправляется на свалку.
«Произведение искусства», за которое арт-группа «Война» получила скандальную премию «Инновация» теперь будет защищено законом. Гомосексуалисты, продекларировав свою культурную самобытность, благодаря закону, получают карт-бланш на любые свои публичные действия.
В этом отношении особенно интересна Статья 21, которая запрещает обществу пытаться поставить зарвавшихся творцов на место. В частности, Церковь по закону уже не может требовать от государства защиты нравственной безопасности его граждан.
Неслучайно, закон пытаются провести мимо общественной экспертизы. Необходимо быть бдительными и не дать принять данный закон.
Какое-то внесение поправок, думается, неуместно, поскольку творческая реальность всегда шире любых законов. Государству и обществу необходимо действовать по совести и по разуму, а не пытаться загнать культуру в формальные рамки.
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
2. Что мы можем?
1. Не допустить бесовской закон до принятия!