Так, предполагалось, что несколько часов в день будут отводиться под художественно-эстетическое, спортивное, техническое или интеллектуальное развитие детей в зависимости от их наклонностей и желания. Правда, вплоть до 1 сентября никто так толком и не смог объяснить, как в школах будет осуществляться интеграция дополнительного и основного образования, как будут оплачиваться внеурочные часы.
В 10 субъектах Российской Федерации финансовый вопрос решили за счет дополнительного выделения средств. Но это привело к новой проблеме: школы не захотели ни с кем делиться и попытались организовать внеурочную работу собственными силами. В результате детей лишили права выбирать себе занятия. По словам заведующей кафедрой управления образованием Ярославского педуниверситета Ангелины Золотаревой, процесс выглядит следующим образом: в лучшем случае класс делят на 2 половины: «Пока одна рисует, другая половина танцует», – говорит Золотарева. В худшем случае нет даже такого разделения – детей просто заставляют заниматься тем, что удобно учителю.
В некоторых челябинских школах сделали еще проще – в дополнительный компонент включили третий урок физкультуры, который вообще-то предусмотрен основным учебным планом, и посещение школьной библиотеки. Причем, даже за эти занятия родителям приходится платить несколько тысяч рублей в месяц.