Выступая на секции «Социальная политика: к новым стандартам», В.Путин, в частности, заявил, что в ближайшие годы средний уровень зарплаты по стране составит 32 тыс. рублей. А в ходе работы секции «Гражданское общество: партнёрство и справедливость» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал власть обратить особое внимание в своей деятельности на такое понятие как «справедливость». После его выступления Владимир Путин задал священнику вопрос: «всем поровну – это справедливо?» На что отец Всеволод заметил: «Это несправедливо, совершенно верно. Я не призываю вернуться в СССР. (…) Но (…) связь между нравственностью и законом, между нравственностью и решениями власти – это очень важная связь. Если нет её, то всё начинает подвергаться коррозии».
Заявление премьер-министра России Владимира Путина о том, что через два года средняя зарплата в России будет составлять 32 тысячи рублей, а также рассуждения В.Путина и протоиерея Всеволода Чаплина о том, является ли социальное равенство проявлением справедливости, комментирует доктор экономических наук, профессор МГИМО (У) МИД России Валентин Катасонов.
«По поводу ответа протоиерея Всеволода Чаплина могу сказать, что священник явно стушевался и не ответил на вопрос, потому что у нас и в СССР по большому счету не было уравниловки, разлет в зарплате был достаточно заметный. Были зарплаты в 80 рублей, но были и 400 рублей. Я сам прошел трудовой путь от зарплаты в 85 рублей до 550 рублей, поэтому хочу сказать на собственном примере, что я имел мотивацию, чтобы профессионально расти, то же можно сказать и на примере моих коллег. Конечно, эта мотивация не была совершенной, но говорить об уравниловке – это непрофессионально, это не делает чести Путину. Он жил при Советском Союзе и прекрасно знает, что были определенные тарифные сетки, надбавки за условия труда. Были надбавки за знание иностранных языков во многих учреждениях. Политика в области заработной платы была достаточно продуманной, так что говорить про уравниловку – это совершенно неправильно. Скорее можно говорить про уравниловку в проектах троцкистов, которые действительно хотели создать что-то типа всероссийского всесоюзного трудового лагеря или концлагеря, но, слава Богу, этого не произошло.
Что касается средней заработной платы, то это как "средняя температура по больнице". В любой, достаточно крупной корпоративной структуре наблюдается тенденция к тому, что разрыв по зарплате топ-менеджеров и рядовых сотрудников неуклонно растет. У меня достаточно много выпускников, которые работают в таких корпорациях и даже, несмотря на то, что они выпускники МГИМО, у них нет особых перспектив на продвижение по управленческой лестнице. Это российские и западные корпорации, причем в данном случае российские берут пример с западных. Там разлет по зарплате составляет десятки раз, если не сотни. Я сам имел опыт работы в таких корпорациях и могу сказать, что этот принцип не создает стимула для профессионального роста. На основе макроэкономических показателей можно сказать, что в РФ ситуация в этом плане очень неблагополучная. Доля зарплаты в ВВП в советский период составляла около 60%, в настоящее время от 30 до 40% и то, это большие натяжки. На Западе это 50-60%, правда, последних данных я не знаю. В масштабах всей страны это показывает, что работники, которые живут на зарплату, не стимулированы в росте, практически, они превращаются в некий придаток капиталистического производства, некий трудовой ресурс, который немотивирован к качественному профессиональному труду.
Я даже удивляюсь, что мы обсуждаем эту тему, потому что невооруженным глазом видна политическая окраска всех этих заявлений: за несколько месяцев до выборов, начинаются разговоры о повышении зарплаты. Если бы это было сказано два года назад, то можно было бы отнестись более внимательно и серьезно к этим заявлениям. А сейчас ясно, что это чисто политическая акция и эти обещания не будут выполнены. Даже если средняя зарплата станет 32 тысячи, то это может быть чисто формальным повышением, поскольку у нас очень серьезная инфляция. Так что для выполнения данных обещаний может быть просто использован инфляционный метод, при котором реальная покупательная способность этой зарплаты не увеличится. Это такое интересное изобретение капитализма, когда под давлением трудящихся, людям постоянно повышают зарплату, но при этом ее реальная покупательная способность не растет. Это такой социально-психологический механизм, который позволяет бесконечно использовать вербальные манипуляции общественным сознанием.
Реальных источников выполнения данных обещаний нет. С макроэкономической точки зрения, ВВП экономики РФ делится примерно в такой пропорции: 70% это текущее потребление, а 30% – сбережения, т.е. то, что можно было бы направить на развитие, модернизацию. Вот большая часть этих 30% уходит за рубеж, в оффшоры. У нас практически отсутствует всякое валютное регулирование, поэтому средства, которые могли бы быть направлены на развитие человеческого капитала, уходят в оффшоры и обескровливают российскую экономику и российский народ. А на микроэкономическом уровне происходящее можно сравнить с игрой "наперсточников", создающих выгодную им иллюзию. Стране нужны реальные источники, а они, к сожалению, уже все оказались за рубежом и под контролем недружественных России экономических и политических групп. Я имею в виду и золотовалютные резервы в размере 500 млрд долларов, и личные депозиты наших чиновников, которые туда перегнали уже сотни миллиардов долларов, и сокровища наших олигархов… Все это реальный источник повышения зарплаты трудящихся, но он не находится в сфере влияния господина Путина. Поэтому мы и видим сплошной популизм и промывку мозгов.
Поэтому я очень скептически отношусь к этим партийным заседаниям. Ведь все рабочие решения давно уже найдены, но они не востребованы властью. Всё уже есть, десятки, если не сотни различных программ и серьезных проработанных документов на всех уровнях, любого масштаба. Это реформы по части заработной платы, бюджетной системы, денежно-кредитной системы. Но представители партии власти не хотят знать и даже слышать о конкретных предложениях, поэтому и создают имитацию работы по поиску различных решений. А в итоге мы получаем идеологию, причем развернутую не в сторону интересов народа, в скорее против него».
3. Предвыборные обещания.
2. Недержание
1. Re: Валентин Катасонов: «Реальных источников выполнения данных обещаний нет»