Выказать свое отношение к фильму «Раскол» и старообрядчеству, корреспондент сайта Regions.ru попросил православных священнослужителей.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, рассматривает раскол как трагедию не только Церкви, а всего русского народа. «Разделилась не Церковь, разделился русский народ. Поэтому к старообрядчеству я отношусь так же, как и к любой части русского народа – с любовью и уважением за то хорошее, что они сумели сохранить», - сказал он. «Наверное, есть в этом разделении и какой-то божественный смысл, без которого ничего не попускается в этом мире. И в чем, собственно, этот смысл, нам предстоит еще узнать», - добавил отец Алексий.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, признался, что фильм смотрел только урывками, но читал о нем отзывы и подробные разборы. «Когда фильм снимается людьми, в общем-то, далекими от Церкви, это сразу бросается в глаза. В первую очередь в нем акцентируются политические моменты, а смысл самой церковной реформы глубоко не затрагивается (хотя, безусловно, она имела и политические последствия)», - сказал он.
«Акценты, на мой взгляд, расставлены в фильме неверно. Виноваты, конечно, обе стороны. Вопрос – кто больше? Все-таки есть канон для тех, кто отпадает от Церкви по причине определенных пристрастий, амбиций, принципиального несогласия даже с незначительными изменениями. В результате старый обряд сохранился, но вне Церкви», - отметил священник.
«К расколу я отношусь безусловно отрицательно – тем более, что и поводы к нему на самом деле были незначительные. Это не был вопрос веры, но вопрос приверженности старине или обновленному пути. И подобные вопросы постоянно возникали в русской истории», - заключил отец Валерий.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак считает, что раскол – явление трагическое и болезненное в истории нашей Церкви. «Причем связан он был не столько с каноническими и богословскими разногласиями, сколько с внешней обрядовой стороной, амбициями и недопониманием. Но эта рана так и не излечена. Можно ли ее излечить вообще? Раскольники не признают нашу иерархию, не признают правомерность изменения церковного курса, не признают святых, канонизированных после XVII века. В каком-то смысле это православие, замершее на уровне середины XVII века и старательно охраняющее себя», - сказал он.
«Сектантский характер старообрядчества проявляется и в том, что оно не сохраняет единства. Сами старообрядцы разделены на множество "согласий", каждое из которых уверено в своей правоте. При этом в старообрядчестве остается очень незначительная часть народа», - добавил отец Андрей.
«Какое-то взаимодействие со старообрядцами, конечно, должно быть, и оно осуществляется. В старообрядчестве много хорошего. Это и более строгий образ жизни, и более строгое отношение к нравственности. Из старообрядческой среды вышли и самые заметные русские предприниматели. Другое дело, что старообрядчество не очень охотно идет на откровенный диалог. Старообрядцы как бы замкнуты на самих себя, считая себя истинными хранителями подлинной веры. В чем также проявляется сектантский дух, явно свидетельствующий о том, что ими выбран неправильный путь», - заключил священник.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, еще не успел ознакомиться со всем сериалом, но те серии, которые увидел, ему показались вполне интересными. «Поднята важная тема, которая до этого в кино не освещалась. По-моему мнению вина за раскол лежит не только на Патриархе Никоне, а на всех людях, которые оказались вовлечены в эту проблему. Раскол – это трагедия всей нашей Церкви», - говорит священник.
«Мне старообрядцы сами по себе интересны, и сегодня наша Церковь протягивает им руку дружбы, но с их стороны нет отклика. Создается такое впечатление, что им важна не сама обрядовость, которая им присуща, а именно противостояние – некий диссидентский дух. То есть многим раскольническая психология ближе, чем истина», - сожалеет отец Димитрий.
«А вот как преодолеть этот раскол – надо решать всем вместе. У нас работает комиссия по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством. Есть священник Иоанн Миролюбов, который очень много делает для того, чтобы преодолеть этот раскол и прийти к единоверию», - рассказал он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что реформа, которую проводил Патриарх Никон, была необходима: «Другое дело, что он сам был довольно жестким человеком». Судя по изученным отзывам и реакции зрителей, отец Георгий считает фильм очень прораскольническим.
«Россия на тот момент была лидером православного мира, и, беря на себя такие функции, она должна была сблизиться с греческой, Константинопольской Церковью. К тому же в то время к России присоединили Украину, где уже было троеперстие, так как там работали константинопольские миссионеры. И упустить Украину было нельзя. Стране требовалось церковное единство», - напоминает отец Георгий.
«Да, Патриарх Никон провел реформу грубо и недипломатично, не подготовив к этому церковное общество. К примеру, в XIV веке митрополит Киприан тоже проводил крупную реформу, однако он был таким грамотным церковным администратором, что никто не заметил произошедших перемен», - добавляет он.
«А старообрядцы при Никоне оказались отрезаны от мира Православия. Они сохранили традиции, но в глазах мирового Православия это схизматики, которые восстали против Церкви. А ведь можно же было найти компромисс. К примеру, были священники, которые выхлопотали у Никона разрешение служить по старым книгам. К тому же не стоит забывать, что когда Церковь бросается в объятия к власти, ничем хорошим это не заканчивается, - а ведь именно это и послужило причиной раскола», - заключил священник.