«В фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии»

Церковный историк Алексей Светозарский о достоинствах и недостатках сериала «Раскол»

Из беседы со сценаристом и режиссером фильма «Раскол» я понял, что этот фильм делали люди отстраненные, в этом смысле фильм объективный и непредвзятый. В нем просто излагаются события, указывается целый ряд исследователей раскола. Фильм получился хрестоматийный в хорошем смысле этого слова. Существует некая лакуна даже в нашем видеоряде, касающаяся событий XVII века, хотя к этим событиям обращались в ряде фильмов, но в основном эпизодически. Но панорамно раскол был показан на экране впервые. Причем в фильме «Раскол» отображен не только сам раскол, но также дана панорама жизни XVII века. Тем не менее, повествование в фильме сфокусировано на событиях, связанных с расколом, иные события представлены мимолетно, но в целом из фильма вполне возможно представить исторические события того времени. 

Но при всей отстраненности, поскольку фильм консультировали старообрядцы, и создатели фильма слушали в основном эту сторону, то, безусловно, в фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии, тем более что актеры, изображающие старообрядцев, играют достаточно хорошо. Чего не скажешь об образе Царя Алексея Михайловича, который в фильме совершенно никак не развивается, каким показан характер Царя в начале фильма, таким он и остается на протяжении всего сериала. Больше всего не повезло Патриарху Никону, его образ показан предельно однобоко. Об этом я говорил на круглом столе на телеканале «Культура», но со мной не соглашались. Правда, мое мнение о том, что Патриарх Никон был аскетом, поддержал архимандрит Тихон (Шевкунов). Отцу Тихону фигура Патриарха Никона всегда была интересна. О том, что Патриарх Никон был аскетом и молитвенником, свидетельствует его вериги в Ново-Иерусалимском монастыре, размещенные над его могилой, есть также свидетельства о том, что он строго проводил пост, имел весьма маленькую, даже тесную келью в скиту, куда он удалялся и т.д. Патриарх Никон был более сложной фигурой, чем он показан в фильме. На самом деле можно снять целый сериал только про Патриарха Никона. Это сложная фигура, в фильме же его образ показан упрощенно. 

После просмотра фильма «Раскол» у нашего духовенства, по крайней мере, у людей с чуткой религиозной совестью, находящихся в ограде нашей Церкви, возникнет масса недоуменных вопросов: почему двоеперстие было заменено на троеперстие, почему мы пытались угодить грекам и т.д. и т.п. А ведь проблема на самом деле гораздо сложнее, и сериал не дает, да и не может дать ответы на эти и другие недоуменные вопросы. Потому что помимо каких-то обрядовых изменений, там была масса факторов внецерковной жизни, которые влияли на эти события.

Мне уже приходилось говорить о том, что Русская Православная Церковь до Патриарха Никона пережила смену уставов со Студийского на Иерусалимский, несколько редакций богослужебных текстов, то против чего восстали Аввакум со товарищи, правку текстов, которые вводились святителем Киприаном. Если сравнивать их с предыдущими, то они не более понятные, поскольку они содержат массу южнославянизмов и т.д., но это ни у кого не вызывало протестов. Были споры по поводу того, следует ли сугубить или трегубить аллилуйя. Кстати, святители Фотий и Киприан по-разному отвечали на этот вопрос: Фотий отвечал, что надо трегубить, напротив, Киприан, выступал за сугубить.

Далее была богослужебная реформа 1551 года, узаконившая тот набор обрядовых особенностей, ломка которых вызвала недовольство основоположников старообрядчества. Но и тогда все было не просто. Стоглавый собор узаконил принятую на Москве практику. Между тем, в то время на Руси существовали и другие практики. Собор, в частности, постановил налагать прещения на тех, кто совершает троеперстное крестное знамение. Были соответствующие указания на то, чтобы крестились двоеперстием. Строго говоря, та практика, которую защищали первые старообрядцы, окончательно сложилась всего лишь за сто лет до событий раскола. Конечно, не могло быть и речи о каком-то расколе в домонгольский период. Так что борьба первых старообрядцев - это была защита практики, сложившейся за последние сто лет до раскола. К сожалению, зритель, просмотрев фильм «Раскол», всего этого не узнает. Но остается надежда на то, что фильм сможет пробудить в людях тягу к знанию. Тем, кого заинтересовала история раскола, я могу посоветовать обратиться к трудам Евгения Евстигнеевича Голубинского, потому что он совершенно беспристрастен. Вопросы о перстосложении он исследовал досконально, эти вопросы рассматриваются в его труде «История Русской Церкви» в разделе «Богослужение».

Алексей Светозарский, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии» 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

12. 11. Эрик Лямпе :

До сих пор цитируешь википедию. Несолидно. Пора викилямпию замутить! Пора забодяжить - и точка!

дед пенсионер / 21.09.2011

11. Re: «В фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии»

Комментатору ну ка, откройте Ваши познания о подлинном христианском человеколюбии? Вы толстовец и либерал ведь, верно? Что касается казни Аввакума, так это не был акт беззакония. Всё осуществлялось в соответствии с законом. Цитирую википедию:

Сожжение в срубе — вид казни, возникший в Московском государстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке, и использовавшийся ими же как способ самоубийства в XVII-XVIII веках. Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться на Руси в XVI веке во времена Ивана Грозного. В отличие от Западной Европы, на Руси приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища. Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба. В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (1 (11) апреля 1681 года, Пустозёрск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва). В XVIII веке оформилась секта, последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти. Последнее известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.

Эрик Лямпе / 21.09.2011

10. Re: «В фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии»

2 Лямпе

Правильно, что когда-то протопопа Аввакума сожгли

какой вы кровожадный. в вас угадывается подлинное христианское человеколюбие. скажите, а как сжигать вам больше нравится - публично на площади или с запиранием в избе? 2 Прихожанка Т.В. я думаю, нет такого кино, в котором не был бы искажен хоть немного образ исторически значимой личности. 2 Филимонов посмотрите в титрах продюсеров.

комментатор / 21.09.2011

9. Патриарх Никон - аскет

В дополнение к характеристике Патриарха Никона (из книги его биографа И.К. Шушерина): «Еще же обычай имеяше таковый, яко в Господския праздники, и Богородичныя, и святых великих, и в Воскресныя, и в субботныя дни, и во дни царских ангелов всегда с братиею в трапезе ядяше, и каковыя убо яди сам потребляше, таковыя повелеваше и всем братиям уготовляти; странных же пришельцов с собою в трапезе питаше, и по обеде убо всем оным странным пришельцом нозе омываше, елико их случашеся; бяху убо во оная времена многия брани с разными государствы, ратные же люди от путешествя уклоняхуся упокоения ради во обитель его; он же всех приимаше, и насыщаше, и ноги их омываше, елико их не приключишася, яко бе по сту, по двести, и по триста во един день. Пища же его бяше вседневная: капуста вареная с хлебом сушеным мелко раздробленным, а от огородных зелий огурцы и уха малых рыб токмо в разрешенныя дни, в среды же и пятки, и в понедельники никакоже вкушаше рыб во все лето, разве Господских праздников и Богородичных». Достаточно прочитать жизнеописание Патриарха Никона, составленное И. Шушериным – современником Никона, лично знавшим его, чтобы понять, что в фильме образ Никона искажен. http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=1054 Здесь же о том, как было сфабриковано обвинение Патриарха Никона.

_Ольга_ / 20.09.2011

8. !!!

Вышел фильм! Посмотревшие обсуждают! Развлекуха каждому своя - вот достижение духа мира сего! обсуждать-то нечего. Дурдома последнего признак: меньше смысла - больше посмотревших-обсуждающих. впре-е-е-ед!!!

дед пенсионер / 20.09.2011

7. Re: «В фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии»

Слава Богу, что вышел фильм,с истинной на всю Вселенную!!!

Аноним / 20.09.2011

6. Re: «В фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии»

Слышал такое мнение, что фильм, по сути - агитка против нынешнего Патриарха и его активных дел. Типа, будут православные много шевелиться - будет раскол, неправда, и т.д. А лучше всего по-тихому, по-стариночке, не лезть в грешные мирские дела, не пытаться своим скудным умом осмыслить высокие истины веры, никуда не высовываться, ничего не менять... Подумаем: выгодна сегодняшнему государству в РФ пропаганда такой позиции? И, кстати, я вот не знаю, кто проплатил съемки и трансляцию?

Филимонов / 20.09.2011

5. Re: «В фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии»

Вообще, фильм нехороший. Как не было раскола в 1052 году, когда отделилась католическая церковь от православной матери-церкви, так не было никакого раскола при Патриархе Никоне. Были лишь те, кто откололся от православной матери-церкви. Правильно, что когда-то протопопа Аввакума сожгли. И фильм этот надо публично сжечь, как еретический.

Эрик Лямпе / 20.09.2011

4. Re: «В фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии»

забавно... в мире столько дел творится - а здесь время словно застывает: то полсотни статей про ливию, на которую вообще-то всем пофиг, то череда статей про какой-то там тв-сериал. работать не надо, реагировать не перемены своевременно и быстро не надо, критиковать деятелей рпц (которые за последние дней 20 выдали столько перлов, что за год не переварить) не надо - нам лишь бы помусолить какие-то якобы очень важные, а на деле абсолютно несущественные темы. откуда время на тв только находится?..

комментатор / 20.09.2011

3. фильм не о прошлом

"я могу посоветовать обратиться к трудам Евгения Евсигнеевича Голубинского, потому что он совершенно беспристрастен. Вопросы о перстосложении он исследовал досконально, эти вопросы рассматриваются в его труде «История Русской Церкви» в разделе «Богослужение»" - так что же, всем зрителям перед просмотром такого фильма зачёт надо сдавать? Любой фильм - если он произведение - требует некоторой подготовленности аудитории - но не такой же подготовленности, о которой намекает нам уважаемый церковный историк Алексей Светозарский. Да и что нам в этом, когда фильм не о прошлом...а скорее для нынешнего момента?

НовоГеоргий / 20.09.2011

2. Re: «В фильме прослеживаются простарообрядческие симпатии»

Уважаемый историк,ярлык "старообрядцы" появился после раскола,а не до того, и речь идёт о православных и русских,которые не приняли обновленчество. И Вы не говорите о главном, что раскол породил изгнание,кровь и смерти верующих людей, что не является Христианством.

Аноним / 20.09.2011

1. Сеяние соблазна.

Совершенно верно. Антицерковный фильм. Очередной антицерковный выпад. Экуменизм в другую сторону.

М.Яблоков / 20.09.2011
Алексей Светозарский:
«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»
Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией
03.06.2016
«Послужи народу!»
Историк Алексей Светозарский о митрополите Вениамине (Федченкове)
05.10.2015
Государь стремился не дать возможности разрастаться гидре революции
Историк Алексей Светозарский о Священном Союзе, с момента создания которого исполняется ровно 200 лет
26.09.2015
Все статьи автора