Вчера исполнилось 275 лет со дня кончины архиепископа Феофана (Прокоповича). В этом году также отмечается 330 лет со дня его рождения. В связи с этими юбилейными датами мы попросили члена Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, кандидата богословия протоиерея Георгия Городенцева высказать свое мнение о личности и деятельности владыки Феофана:
«Феофан (Прокопович) родом из Малороссии. Император Петр I, глядевший на Запад, желавший чтобы и Церковь жила на западный манер, брал архиереев из Малороссии, поскольку они были пропитаны западным духом. Владыка Феофан действительно был сподвижником Петра Первого и разделял его идеи. Как-то Петр ночью ввалился к Феофану в спальню вместе с пьяной компанией, а тот ему и говорит: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща». Император Петр был в восторге от такой характеристики.
Несмотря на то, что Феофан (Прокопович) был сподвижником Петра, идеи Императора были слишком революционны даже для него. Он в отличие от Петра не был сторонником упразднения Патриаршества с заменой его на Святейший Синод. Владыка стал препятствовать Петру против слишком революционных церковных реформ. Вероятно, его противодействие было мотивировано его желанием стать Патриархом. После этого он впал в немилость.
В одном известном советском многосерийном фильме «Михайло Ломоносов» владыка Феофан (Прокопович) показан защитником Православия. Очевидно, авторы фильма не были знакомы с биографией архиерея. Известно, что Феофан (Прокопович), чтобы получить западное образование, перешел в униатство. Получив это образование и возвратившись в Россию, он опять перешел в Православие. Неправильно считать, что Феофан (Прокопович) был защитником Православия, тем более он не был православным ревнителем. Прозападные и прокатолические идеи, которых он придерживался, оказывали влияние на его поведение.
Это была двойственная личность. Нельзя сказать, что Феофан (Прокопович) был замаскированный папист, тайный униат, но он также не был подлинным православным архиереем. Таких людей в то время было много, особенно в Малороссии, где людям приходилось лавировать в поисках комфортного существования. Двойственность и уступчивость в вопросах веры были приметой того времени.
К концу жизни Феофан (Прокопович) принес покаяние, когда увидел тщетность погони за славой человеческой, за властью и за влиянием. Смерть все расставляет по своим местам. То, что раньше казалось ему ценным, ближе к смерти оказалось глиняными черепками, а что казалось незначительным, стало важным. На закате лет он начал понимать ценность Православия. Хотя его нельзя считать врагом Церкви, но он не был и канонизирован. Вопрос о его канонизации даже не поднимался».
2. Re: «Это была двойственная личность»
1. Re: «Это была двойственная личность»