Результаты выпускников по чтению неуклонно снижались с 2005 года, по письму с 2006 года, когда его впервые стали оценивать, а по математике спад наметился с 2010 года. Как отмечает издание, эти результаты были опубликованы вслед за итогами вступительных экзаменов в колледжи в 2011 году, которые показали, что среди 1,6 миллиона абитуриентов лишь 43% обладают достаточными знаниями для того, чтобы преуспеть в дальнейшей учебе. «В то время, как возрастает значение специального профессионального образования, способность Соединенных Штатов конкурировать в мировой экономике уменьшается», - приводит «Wall Street Journal» слова вице-президента неправительственной организации «Колледж борд» Джима Монтойи.
Прокомментировать эти данные мы попросили клирика храма свт. Николая Патриаршего подворья в Отрадном иерея Валерия Буланникова, который не понаслышке знает американские проблемы в образовании.
В странах Европы и в Америке очень много «пришельцев» со всего света, в классе могут быть 5 китайцев, 2 вьетнамца, 7 мексиканцев и всех их надо заставить учиться вместе. Между тем, уровень образования школьника из «белого» предместья и мексиканца совершенно разные. Если всех свести в одну систему, то естественно уровень образования понижается.
Не знаю, почему в США заговорили об этом только сейчас, когда я в 1992 году жил в Америке, и моя дочь ходила в американскую школу, я был в ужасе от того, каков там уровень образования - самого процесса обучения практически не было. Например, школьников никогда ничего не заставляли учить наизусть, пересказывать тексты, не говоря уж о том, чтобы писать сочинения. Весь процесс обучения в Америке сведен к процессу простого познавания.
Мир в Америке очень замкнут, дети в семье практически живут как в гетто, они мало общаются. Дети предоставлены сами себе и компьютеру. Их мир сужен до экранов телевизора и монитора, и они не имеют настоящих знаний, имея только познания, а это разные вещи. Внешний мир они просто не знают, поэтому знанием они считают, например, то, что на Северном полюсе живут белые медведи, что и без школы знает любой ребенок в России или, по крайней мере, знал еще относительно недавно.
Система образования должна учить, а не просто рассказывать. Вот в этом-то пункте американская система и дала сбой. Ещё Кеннеди, когда СССР совершил запуск корабля в космос, пытался выяснить, почему Америка отстала от России, и, проведя по всей Америке тесты по математике (т.к. математика - основа логического и нестандартного мышления), выяснил очень плохое знание этого предмета не только у американских школьников, но и учителей, которые составили для этих тестов неграмотные вопросы. В итоге, многие американцы не знают таблицы умножения, надеясь на калькулятор. Я не раз сталкивался с ситуациями, когда в американском магазине звали менеджера с калькулятором, чтобы посчитать стоимость двух буханок хлеба, что казалось очень смешным.
Кроме того, в американском образовании всегда была некая сегрегация. Школы для «цветного» населения бедных районов всегда были ниже по уровню, чем школы для белых. Выпускники школ для бедных практически даже не умеют читать по-английски, владея лишь испанским языком, и я думаю даже, что их не учат этому специально. Мексиканцы не тупее остальных народов, но в качестве потребителя никому не нужен образованный человек, нужен тот, кто берет товар, руководствуясь рекламой. Америке не нужен человек, который будет о чем-то задумываться.
Конечно, есть в США и элитные хорошие школы. Но, как правило, родители, которые хотят дать ребенку образование, нанимают репетиторов, оплачивают разные курсы для школьников. Но в целом, для американской системы образования характерна узкая специализация. Не получая в детстве базового широкого образования, вчерашние американские школьники затем получают узкую специальность, например, стоматолога-терапевта, который никак не может быть стоматологом-хирургом. И так в любой профессии. Это, конечно, катастрофа, потому что, по всей видимости, эпоха узкой специализации отошла, ибо такая специализация ведет к удорожанию жизни. Если человек умеет закрутить гайку, но не может забить гвоздь, то понятно, что для этой работы нужно два человека, а значит две зарплаты.
Так что образование в Америке действительно в катастрофическом положении, и это, кстати, было одной из причин, по которой мы уехали оттуда, потому что в обычной школе полноценное образование там получить невозможно, а нанимать репетиторов очень дорого, далеко не все могут себе это позволить.
Распад американского образования также связан с политикой мультикультурализма. Поэтому когда у нас начинают говорить о мультикультурализме, по-моему, люди, говорящие о нем, не знают о чем они вообще говорят. В России всегда равноправно и мирно жили все нации, но если уж русские являются государствообразующей нацией, то, прежде всего надо развивать и изучать русскую культуру. В США пытались это делать, но Америка не имеет основной нации, есть белые и цветные, а в последние десятилетия либерализация или надежды на великое экономическое процветание отодвинули национальную идею на задний план, и мультикультурализм стал разрушать систему образования. У нас это тоже может произойти. Ведь уже Германия и Франция отказались от этой идеи, а в России все еще поддерживают эту идею. Но для нас она особенно разрушительна! У нас ведь не 5-6 наций, а более сотни народностей. Отношения между ними можно и нужно гармонизировать, но нельзя утверждать, что русская культура равна чеченской или калмыцкой.
Нам очень важно сохранить свою систему образования, а не копировать её у США. Возможно, стоит вводить какие-то технические новшества, но при этом должна сохраниться национальная система обучения, чтобы мозг у человека работал, а не калькулятор. Образованщина вместо образования - это разрушение государства. Разговоры о том, что школы должны предоставлять услуги на потребительском рынке, - это редкостная чушь, которую транслируют чиновники. Есть ученик и учитель, и эта система не имеет права на разрушение.
6. Re: «Образованщина вместо образования – это разрушение государства»
5. Re: «Образованщина вместо образования – это разрушение государства»
4. Re: «Образованщина вместо образования – это разрушение государства»
3. Re: «Образованщина вместо образования – это разрушение государства»
2. Re: «Образованщина вместо образования – это разрушение государства»
1. Необразованные на всю жизнь...