Куда уходит школа?

Реформируемая российская школа, превращаясь в коммерческую организацию, будет способствовать дальнейшему расслоению общества

Генассамблея ООН по Украине  Закон об Образовании в РФ 
0
586
Время на чтение 4 минуты

В связи с активным обсуждением православной и патриотической общественностью страны проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и последовавшего на него квалифицированного отклика докторов юридических наук Игоря Понкина и Михаила Кузнецова, направленного Президенту РФ, мы публикуем (в сокращении) статью «Куда уходит школа?», размещенную на сайте Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

Политики и СМИ старательно сводят проблемы школы к нехватке денег, низкой зарплате учителей, отсутствию доступа в Интернет и т.д. Однако главная проблема современного среднего образования — это не обеднение школы. Во время войны советская школа питалась скудно. Но именно в той школе вырастали поколения, сделавшие СССР великой культурной державой. Важно изменение типа школы, типа той культуры, которую она должна передать новому поколению. Эти изменения не происходят эволюционным путём, основной путь их реализации – это реформы.

В последние пять лет реформы образования сводились к разделению школы на «два коридора» – школу для элиты и школу для «массы», к отказу от советского принципа единой школы, к расслоению детей и молодежи России по доступу к образованию, к разгосударствлению школы и перестройке мировоззренческих оснований образования. Планомерно реализовывался отказ от методологического принципа общеобразовательной школы.

В Концепции проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Целью разработки законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования».

При этом Правительство, и министр А.А.Фурсенко уходят от ясного ответа на вопрос: какие новые общественные отношения возникли в сфере образования России, из-за которых надо кардинально изменить всю систему образования? Ясного ответа не дождаться, но из туманных намеков и практических результатов следует, что разработчики доктрины реформ образования считают, что изменение отношений собственности в России и вызванное им социальное расслоение населения должны быть перенесены и на детей и подростков, а затем и на молодежь. Разделение взрослого населения по доступу к социальным и экономическим благам должно пройти и по детям.

Важным результатом этого реформационного процесса уже стало в бедной части населения снижение квалификации работников и быстрое нарастание малограмотности и неграмотности. По данным Минобороны, в 1997 году до 25% призывников из сельской местности оказываются фактически неграмотными, а полностью неграмотным был каждый десятый призывник в Сибири. О том же говорит и уголовная статистика. По данным Отдела по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних МВД РФ, каждый третий правонарушитель школьного возраста в 1999 году не имел даже начального образования!

По совокупному «индексу человеческого развития», принятому ООН, СССР в 1970 г. занимал 20-е место в мире. На начало 1995 г. Россия (уже без республик Азии) находилась во второй сотне государств - в бедной части стран «третьего мира». Микроперепись 1994 г. показала: лиц «с начальным образованием и не имеющих такового» в возрасте 20-24 года было в России 0,8%, а в возрасте 15-19 лет – уже 9%. В жизнь входит постсоветское поколение.

А вот данные переписи 2002 года. Обращает на себя внимание достаточно многочисленная группа молодежи с уровнем образования не выше начального: 5,8% в возрасте 15-19 лет, 1,7% в возрасте 20-24 года, – социализировавшаяся уже в условиях действия закона об обязательном основном среднем образовании. Численность молодых людей в возрасте 16-29 лет, имеющих лишь начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 миллиона человек, из которых 70% нигде не учится.

Образование в России перестает быть всеобщим и обязательным! Образовательный процесс превращён в услугу. Когда ребенок ощущает себя потребителем услуг, его невозможно мобилизовать для больших усилий, которых требует освоение знаний. Получение услуг – дело добровольное. Если так, образовательный уровень будет снижаться закономерно и неуклонно. В проекте «Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», предложенного Минобрнауки к обсуждению в конце 2010 года, нет ни слова об обязательном характере среднего образования в России. Стандарт требует «индивидуализации процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками».

Какие же «индивидуальные образовательные планы» составит для себя большинство подростков? Это известно из опыта западной «школы для масс» - планы освоения наименее трудоемких предметов. И прежде всего пострадают жесткие, строгие дисциплины – из учебных планов будут «вымываться» физика и химия, алгебра и тригонометрия. Мы не успеем оглянуться, как Россия свалится в «культуру лени и вседозволенности» - так называют западные социологи уклад «школы для массы».

Переведя образование в разряд услуг, реформа резко снизила, просто обрушила, статус учителя. В советской школе учитель был наставник и защитник детей, в рыночном обществе, которое пытаются построить в России, учитель – всего лишь служащий корпорации, которая предоставляет образовательные услуги. Это два совершенно разных символа.

Уже за 90-е годы реформа привела к заметному падению образовательного уровня школьников. В 1982 году на всех международных конкурсах советские школьники заняли первые места. В 1995 году РФ сошла на 8—9-е места. В целом, по данным экспертизы ЮНЕСКО, проводившейся в 65 странах мира, РФ скатилась на 50—55-е места и оказалась по качеству образования в середине третьей — худшей — группы обследованных стран.

Что будет дальше, вполне очевидно. Российская школа, превращаясь в коммерческую организацию, будет способствовать дальнейшему социальному расслоению и формированию высших и низших «каст» в обществе. Новая система образования будет нацелена на обеспеченные слои населения, обходя стороной малоимущих, что неизменно повлечёт за собой социальные конфликты вплоть до новой революции. Социальный статус учителя будет окончательно приравнен к уровню обслуживающего персонала, а с падением его авторитета, значительно понизится и общее качество образования даже для детей богатых родителей. Таким образом, реформа образования, проводящаяся сегодня в России, нацелена даже не на долгосрочные прибыли и уж тем более не на созидательные цели народного просвещения, а скорее на короткий период коммерческой выгоды, за которым, вероятнее всего последует хаос в масштабах всей страны.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Война смыслов - в тылу горячее, чем на
передовой: Россия должна окончательно определиться сама в себе
02.11.2024
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
«Нам очень важно слышать ваше мнение»
В Москве открылся IV Всероссийский форум классных руководителей
04.10.2024
Дорога к читателям
В Доме писателей прошла презентация проекта «Мы наши» и сборника «Донбасс. Дорога домой»
25.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29