В связи с активным обсуждением православной и патриотической общественностью страны проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и последовавшего на него квалифицированного отклика докторов юридических наук Игоря Понкина и Михаила Кузнецова, направленного Президенту РФ, мы публикуем (в сокращении) статью «Куда уходит школа?», размещенную на сайте Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.
Политики и СМИ старательно сводят проблемы школы к нехватке денег, низкой зарплате учителей, отсутствию доступа в Интернет и т.д. Однако главная проблема современного среднего образования — это не обеднение школы. Во время войны советская школа питалась скудно. Но именно в той школе вырастали поколения, сделавшие СССР великой культурной державой. Важно изменение типа школы, типа той культуры, которую она должна передать новому поколению. Эти изменения не происходят эволюционным путём, основной путь их реализации – это реформы.
В последние пять лет реформы образования сводились к разделению школы на «два коридора» – школу для элиты и школу для «массы», к отказу от советского принципа единой школы, к расслоению детей и молодежи России по доступу к образованию, к разгосударствлению школы и перестройке мировоззренческих оснований образования. Планомерно реализовывался отказ от методологического принципа общеобразовательной школы.
В Концепции проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Целью разработки законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования».
При этом Правительство, и министр А.А.Фурсенко уходят от ясного ответа на вопрос: какие новые общественные отношения возникли в сфере образования России, из-за которых надо кардинально изменить всю систему образования? Ясного ответа не дождаться, но из туманных намеков и практических результатов следует, что разработчики доктрины реформ образования считают, что изменение отношений собственности в России и вызванное им социальное расслоение населения должны быть перенесены и на детей и подростков, а затем и на молодежь. Разделение взрослого населения по доступу к социальным и экономическим благам должно пройти и по детям.
Важным результатом этого реформационного процесса уже стало в бедной части населения снижение квалификации работников и быстрое нарастание малограмотности и неграмотности. По данным Минобороны, в 1997 году до 25% призывников из сельской местности оказываются фактически неграмотными, а полностью неграмотным был каждый десятый призывник в Сибири. О том же говорит и уголовная статистика. По данным Отдела по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних МВД РФ, каждый третий правонарушитель школьного возраста в 1999 году не имел даже начального образования!
По совокупному «индексу человеческого развития», принятому ООН, СССР в 1970 г. занимал 20-е место в мире. На начало 1995 г. Россия (уже без республик Азии) находилась во второй сотне государств - в бедной части стран «третьего мира». Микроперепись 1994 г. показала: лиц «с начальным образованием и не имеющих такового» в возрасте 20-24 года было в России 0,8%, а в возрасте 15-19 лет – уже 9%. В жизнь входит постсоветское поколение.
А вот данные переписи 2002 года. Обращает на себя внимание достаточно многочисленная группа молодежи с уровнем образования не выше начального: 5,8% в возрасте 15-19 лет, 1,7% в возрасте 20-24 года, – социализировавшаяся уже в условиях действия закона об обязательном основном среднем образовании. Численность молодых людей в возрасте 16-29 лет, имеющих лишь начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 миллиона человек, из которых 70% нигде не учится.
Образование в России перестает быть всеобщим и обязательным! Образовательный процесс превращён в услугу. Когда ребенок ощущает себя потребителем услуг, его невозможно мобилизовать для больших усилий, которых требует освоение знаний. Получение услуг – дело добровольное. Если так, образовательный уровень будет снижаться закономерно и неуклонно. В проекте «Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», предложенного Минобрнауки к обсуждению в конце 2010 года, нет ни слова об обязательном характере среднего образования в России. Стандарт требует «индивидуализации процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками».
Какие же «индивидуальные образовательные планы» составит для себя большинство подростков? Это известно из опыта западной «школы для масс» - планы освоения наименее трудоемких предметов. И прежде всего пострадают жесткие, строгие дисциплины – из учебных планов будут «вымываться» физика и химия, алгебра и тригонометрия. Мы не успеем оглянуться, как Россия свалится в «культуру лени и вседозволенности» - так называют западные социологи уклад «школы для массы».
Переведя образование в разряд услуг, реформа резко снизила, просто обрушила, статус учителя. В советской школе учитель был наставник и защитник детей, в рыночном обществе, которое пытаются построить в России, учитель – всего лишь служащий корпорации, которая предоставляет образовательные услуги. Это два совершенно разных символа.
Уже за 90-е годы реформа привела к заметному падению образовательного уровня школьников. В 1982 году на всех международных конкурсах советские школьники заняли первые места. В 1995 году РФ сошла на 8—9-е места. В целом, по данным экспертизы ЮНЕСКО, проводившейся в 65 странах мира, РФ скатилась на 50—55-е места и оказалась по качеству образования в середине третьей — худшей — группы обследованных стран.
Что будет дальше, вполне очевидно. Российская школа, превращаясь в коммерческую организацию, будет способствовать дальнейшему социальному расслоению и формированию высших и низших «каст» в обществе. Новая система образования будет нацелена на обеспеченные слои населения, обходя стороной малоимущих, что неизменно повлечёт за собой социальные конфликты вплоть до новой революции. Социальный статус учителя будет окончательно приравнен к уровню обслуживающего персонала, а с падением его авторитета, значительно понизится и общее качество образования даже для детей богатых родителей. Таким образом, реформа образования, проводящаяся сегодня в России, нацелена даже не на долгосрочные прибыли и уж тем более не на созидательные цели народного просвещения, а скорее на короткий период коммерческой выгоды, за которым, вероятнее всего последует хаос в масштабах всей страны.