Георгий Фурсей: Странно, что мы вынуждены доказывать очевидное

Известный ученый об изъянах проекта закона «Об образовании в Российской Федерации»

В связи с активным обсуждением православной и патриотической общественностью страны проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и последовавшего на него квалифицированного отклика докторов юридических наук Игоря Понкина и Михаила Кузнецова, направленного Президенту РФ, мы попросили высказать свое мнение по проблеме доктора физико-математических наук, вице-президента РАЕН, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Государственной премии СССР Георгия Николаевича Фурсея.

В экспертном заключении, составленном И.Понкиным и М.Кузнецовым, выделено шесть фундаментальных недостатков проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект действительно обладает всеми этими недостатками, поэтому я в данном интервью подробно остановлюсь на каждом из этих изъянов.

Я полностью согласен с тем, что законопроект в недостаточной мере гарантирует бесплатность образования. Эти опасения высказывались преподавателями, профессурой и многими людьми. Я писал статью по этому поводу для «Народного собора». Она смягчена несколько по сравнению с тем, что мы слышали в заявлениях руководства по поводу того, как будет выглядеть наше образование. Действительно это так, оно не гарантирует бесплатное даже школьное обучение. Были разъяснения, что школьное образование будет бесплатным, пытались очень сильно ограничить количество предметов, которые будут бесплатно преподаваться. Ясности полной я здесь не вижу. Опасения в связи с этим законопроектом по поводу того, что постепенно образование у нас превращается в платное, существуют очень серьезные. Моё мнение, моих коллег, научной общественности и педагогической сводится к тому, что образование должно быть общедоступным. Бесплатное образование – это просто неправильная терминология, у нас нет ничего бесплатного на самом деле. Это та часть бюджета, из денег налогоплательщиков, которая тратится на образование. Поскольку образование является одной из фундаментальных базовых областей формирования будущего наших детей, то оно, безусловно, должно быть общедоступным и государственным. Образование не должно коммерциализироваться. Должно быть общее для всех образование высокого уровня, без дополнительных затрат со стороны населения. Нет ничего более важного для государства, чем забота о формировании будущего нашего населения, забота о детях.

Касаясь выхолощенности нормативного материала, устанавливающего ценностные основания и конкретные механизмы гражданско-патриотичсского, правового и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, хотелось бы отметить, что образование непременно должно включать в себя воспитательный процесс. Процесс формирования личности и её отношения к высшему началу, нравственные принципы должны проводиться вообще через все учебные предметы. Необходимо, чтобы растущее поколение было вооружено для различения добра и зла. Сейчас этого просто вообще нет, цинизм, который имеет место быть, абсолютно разрушителен. В этом смысле отсутствие аспекта нравственного, патриотического воспитания в системе образования – это страшная вещь. Воспитание должно быть прописано в задачах образовательного процесса на всех уровнях. Иначе мы получим совершенно дикое общество потребителей и эгоистов.

Я не знаю, почему кадетское образование не включено законопроектом в общую систему образования. Кадетское образование – вещь чрезвычайно важная, патриотичная, это требует специальной научной разработкой. Отсутствие упоминания о кадетском образовании – это явное упущение авторов данного проекта закона. Мне представляется, что кадетское образование – это особая форма образования, важная для государства как форма воспитания будущих защитников нашего государства. Она имеет свою специфику, свою историю, свои нравственные аспекты, безусловно, оно должно быть включено в общую систему образования.

Что касается второго и пятого пунктов экспертного заключения, то я, не являясь экспертом в этих областях, воздержусь их разбирать.

Я согласен с тезисом о том, что образование должно быть культуросообразным. Русская культура имеет колоссальные, выдающиеся заслуги перед всем миром в области литературы, истории, естественных наук. Составляющая образования, отражающая вес, значение, содержание русской культуры, несомненно, должна быть отражена в программе обучения. Безусловно, есть общие понятия в естественных и гуманитарных науках, мировые достижения, которые должны быть отражены. Но надо учитывать, что мы живем в России, что подавляющее большинство населения русское, связанное с русской культурой, поэтому, конечно, российская специфика должна быть специально отражена в программе. Есть общечеловеческие ценности, заповеданные свыше, которые даже в разных религиях совпадают, есть свои особенности, своя специфика. Есть документ, который в своё время подготовили выдающиеся ученые мира, это была попытка осмысления устойчивости развития мира. Доклад комиссии содержал тезис, что без развития культуры не может быть никакого устойчивого развития мира. Отмечалось, что чрезвычайно важным является многообразие культур, и оно должно быть отражено. Там подвергался критике термин «толерантность», указывалось, что этого недостаточно, нужно иметь взаимоуважение культур и это очень важно. Пространство культуры, в которой мы живем, русской культуры, обязательно должно быть отражено в законопроекте. Мне кажется нелепым само отрицание самобытности русской культуры и российского образования.

Мне даже представляется странным, что мы вынуждены обращать внимание на все эти вопросы. Безусловно, всё это должно было быть отражено в законопроекте в обязательном порядке. Это ведь очевидные вещи.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Тверитянину

Комментарий получился лучше статьи. Не в бровь, а в глаз, как говорится.

GEORGIY / 12.09.2011

1. Очевидное очевидно только для тех, кто очи имеет...

Странности в России имеют знаковый смысл. Перечислять все странности, когда доказы- вается реальное, очевидное, всеми разде-ляемое -не хватит времени и бумаги.Порой кажется странным, что мы ещё есть, но всё труднее и труднее выживать в этом мире странностей, которые вовсе и не странности, но запланированное безумие, курс на самоуничтожение, когда рулевой правит на рифы, а команда поёт - Безумству храбрых поём мы песню...

Владимир Успенский / 12.09.2011
Георгий Фурсей:
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
Необходимо срочно отказаться от болонской системы
Некоторые предложения профессора Георгия Фурсея по оздоровлению сферы науки и образования
08.03.2018
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
«Этот крестный ход приподнял, вдохновил нас!»
В Санкт-Петербурге, в День перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, состоялось стотысячное молитвенное шествие
12.09.2019
Крестный ход объединяет людей
12 сентября в Санкт-Петербурге пройдет молитвенное шествие, посвященное дню перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
11.09.2019
«Предстоящие мероприятия не должны стать официозом»
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в заседании Оргкомитета по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского
11.09.2019
«Ханам нужен был наш кошелек, а этим господам — наша душа»
Святейший Патриарх Кирилл объяснил, почему святой благоверный князь Александр Невский ездил в Орду и дружил с ханами, а с христианскими рыцарями боролся
11.09.2019
Все статьи темы
"Обсуждаем закон об образовании"
Министерство просвещения стало врастопырку
Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами не довольны и православные, и либералы
19.09.2019
Страна пожинает плоды «педагогической диверсии» 2007 года
Ради нашего будущего, просто ради самосохранения власти нужно срочно возвращать массовое преподавание православной культуры в школе
16.09.2019
Греф – убийца экзаменов… и не только
О заявлениях и действиях главы Сбербанка, направленных на продвижение идей трансгуманизма
06.09.2019
Все статьи темы