Необходимо срочно отказаться от болонской системы

Некоторые предложения профессора Георгия Фурсея по оздоровлению сферы науки и образования

Кризис в науке и образовании (НиО) и соответственно выход из этого кризиса связан с тремя главными аспектами:

1) Концептуальным, обусловленным грубейшим искажением естественно-научного алгоритма развития этих сфер.

2) Сущностного, обусловленного искажением целей, задач и предмета НиО.

3) С организационными и управленческими ошибками, накопившимся в процессе так называемых «реформ» в НиО.

Концептуальные проблемы.

1) Приоритет НиО должен быть провозглашен как определяющий фактор национальной безопасности и устойчивого развития страны.

2) Должен быть восстановлен авторитет естественно-научного образования и фундаментальной науки, как основы вхождения в новый научно-технологический уклад (в новый этап развития цивилизации).

3) Необходимо утвердить и провозгласить нравственный аспект образования и научных исследований, как важнейший элемент национальной безопасности страны для служения знаний во благо страны и человека (это касается нового знания, которое может повредить человечеству, экологии и использование различных явлений и процессов опасных для существования жизни и планеты в целом).

4) Необходим переход к ноосферному образованию, связывающему человека, его сознание, его деятельность с задачами космоса.

Что необходимо сделать организационно для улучшения ситуации. 

1) Образование и фундаментальная наука должны стать одним из важнейших дел государства. Это не частная, не чисто индивидуальная, семейная и т.п. задача. Это государствейнейшие дела и соответственно главная сфера ответственности государства. 

2) В этом плане образование и фундаментальная наука должны в первую очередь поддерживаться государством и реализоваться, и развиваться за счет государственного финансирования, т.е. за счет средств налогоплательщика. Этому должно способствовать также средства крупного бизнеса, поступающих в бюджет государства за счет специального целевого налогообложения. 

3) Таким образом образование в стране должно быть бесплатным для граждан. Начальное и среднее должно быть всеобщим и обязательным. Высшее - должно быть сугубо конкурсным и также государственным (т.е. бесплатным).

4) Россия должна вернуться к трехступенчатой форме образования. Первая ступень – общее среднее и специальное среднетехническое образование (техникумы). Вторая – подготовка высококлассных мастеров, то что ранее называлось ПТУ. И наконец, третья – высшее образование

5) Необходимо срочно отказаться от болонской системы. Она разрушительна и вредна для нашей страны, поскольку через бакалавриат, например, готовят «недоношенных» специалистов, а магистратура неэффективна и не позволяет готовить достаточное число нужных специалистов, инженеров, ученых, технологов и т.п. Кроме этого болонская система способствует оттоку подготовленных кадров за рубеж, что является непозволительной роскошью для России. 

6) Для того чтобы выпускники ВУЗов, молодые специалисты, получившие образование за счет государства, служили в тех областях и регионах, в которых они совершенно необходимы, следует восстановить принцип РАСПРЕДЕЛЕНИЯ молодых специалистов по регионам и областям. 
 
Необходима также государственная забота, сопровождения и помощи молодым специалистам в предоставлении работы по специальности и государственной поддержки их на первых этапах самостоятельной деятельность (решение жилищной проблемы, подъемных средств, льготного кредита и т.п.) хотя бы в той мере, в которой это осуществлялась в СССР. 

7) Государство должно возродить и всесторонне поддерживать научные школы.

8) Необходимо восстановить главный управляющий наукой институт – Государственный Комитет по Науке и Технике (ГКНТ).

9) Необходимо восстановить наукограды, которые является центрами науки и образования и которые практически имеют структуру, кадры и разработанные технологии для функционирования и развития науки и образования. 

10) Необходимо срочно восстановить отраслевые институты ГОИ, ГИПХ и т.п.

11) Необходимо срочно возродить авторитет академий, создать союз академий, который обладает колоссальным научным потенциалом.

12) Необходимо восстановить системное государственное финансирование образования и фундаментальной науки, установив четкую оплату труда в соответствии с квалификацией и научными званиями. Дополнительная прибавка к заработной платны за счет грантов и других дополнительных источников не должна превышать 1/2 государственной зарплаты.

13) Необходимо немедленно устранить диспропорцию между начальниками и управленцами от науки и образования и непосредственными участниками образовательного и научного процесса – учеными и преподавателями. Зарплата начальствующих управленцев не должна превышать зарплату ведущих специалистов, ученых в научно-исследовательских институтах и профессоров в университетах, практически выполняющих научную и образовательную работу, более чем в 2-3 раза. 

14) Необходимо всячески на государственном уровне поддержать интеграцию академической науки и высшей школы, посредством созданий базовых кафедр и системы дополнительной оплаты труда непосредственных работников (высококлассных специалистов и преподавателей, работающих в этой сфере). 

15) Необходимо создать банк экспертов из членов РАН, а также - из членов общественных академий для того чтобы обеспечить независимую экспертизу должного уровня. 

Меры необходимые по существу оздоровления науки и образования.

1) Образование должно быть предметным, т.е. необходимо учить конкретным, наиболее важным, фундаментальным предметам, лежащим в основе полноценного образования: физике, математике, химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, астрономии и т.п.

2) Необходимо, чтобы выпускные экзамены проводились по всем этим предметам

3) Экзамены по основным предметам должны осуществляться также при поступлении в ВУЗ. В технические ВУЗы совершенно необходимы экзамены по физике, по математике, информатике, химии, биологии, русскому языку и т.п. В гуманитарные вузы - по русскому языку, иностранному, литературе, истории, географии и т.п.

4) Необходимо срочно возродить систему контрольных экзаменов при переходе из класса в класс. Только такие переходные экзамены позволяют закрепить знания, полученные в течении года.

5) Разумная загрузка учащихся и предотвращение и их необоснованной перегрузки естественным образом обеспечивается, если стимулировать учащихся творческому подходу к обучению. В первую очередь необходимо учить молодых людей учиться. При современной развитой информационной сфере это может быть реализовано гораздо эффективнее, чем ранее.

6) Одним из страшных явлений в образовании является подушное финансирование в ВУЗах, которые практически исключают отсев неуспевающих студентов, т.к. это немедленно приводит к сокращению штата преподавателей.

7) Необходимо восстановить специальные школы (физ-мат школы, биологические, иностранных языков и т.д.). Эти школы позволяют вести эффективную работу с талантливыми детьми.

8) Восстановить систему внешкольного обучения

9) Необходимо восстановить систему просвещения

10) Все начинается со школы, а в школе нет достойных учебников на всех уровнях. Что касается естественно–научного направления, то самое простое было бы вернуться к советским учебникам, задачникам и пособиям, дополнив их современными достижениями. Сейчас это особенно несложно сделать, имея ввиду возможности издания этих учебников в электронном виде. 

11) Необходимо немедленно дебюрократизировать сферы науки и образования. Это не требует дополнительных средств, а наоборот высвобождает их, поскольку в этом случае можно было бы из этой сферы устранить паразитирующих чиновников и разного рода формальные методологические нагромождения.

Георгий Николаевич Фурсей, вице-президент РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ, д.ф.-м.н, профессор, академик РАЕН
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Необходимо срочно отказаться от болонской системы

чтобы не было оттока нужно обеспечивать интересной и как-то оплачиваемой работой.

Lucia / 09.03.2018
Георгий Фурсей:
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
Необходимо срочно отказаться от болонской системы
Некоторые предложения профессора Георгия Фурсея по оздоровлению сферы науки и образования
08.03.2018
Все статьи автора
"Русская школа"
Ключи к сохранению латвийской русской общины
Часть 2. Теряем традицию и превращаемся в русскоязычную публику
14.01.2020
Ключи к сохранению латвийской русской общины
Часть 1. Чтобы соль не перестала быть соленой
09.01.2020
Опираясь на национальные педагогические традиции
В Москве прошла конференция «Классические гимназии – недооцененный элемент образовательной системы»
23.12.2019
Все статьи темы