«Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Игумен Кирилл (Сахаров) о сериале «Раскол»

Члены общины нашего храма отложили просмотр накопившихся видеофильмов и сконцентрировались на фильме «Раскол». За последние почти сто лет это, пожалуй, самое громкое, объективное по максимуму и утрированное по минимуму, свидетельство о сути произошедшего в середине XVII века. А произошла национальная катастрофа, сильнейшие отголоски которой ощущаются до настоящего времени. Не случайно А.И.Солженицын усматривал между 17 веком и 17 годом прямую связь.

Когда я впервые услышал о фильме, у меня было противоречивое впечатление. С одной стороны, то, что фильм вышел, было ожидаемым событием. Не мог такой мощный пласт трагизма в нашей истории оставаться малоизвестным для большого количества людей. Не могла правда о событиях того времени не пробить толщу забвения, лжи и искажений. Не прорваться подобно источнику, который власти в хрущевское время тщательно бетонировали, чтобы пресечь поток паломников к нему. С другой стороны всякий художественный фильм, в котором содержалась значительная церковная компонента, вызывал муторное чувство: ну вот опять будет масса неточностей и ляпов, будет звучать искусственная речь в устах духовных лиц и т.д.

Когда же я просмотрел первые 6 серий фильма, то эти мои опасения в большой мере развеялись. Исполнители главных ролей произвели на меня впечатление своей «добротностью» вхождения в роль, особенно А.Коротков в роли Аввакума. То же самое могу сказать об исполнителях ролей Царя, о.Иоанна Неронова, Марковны и др. Вот только Никон показался излишне крикливым, натужно шумливым. Важна аргументация против новизн, прозвучавшая из уст героев фильма для многих наших современников это может быть открытием и откровением. Есть, разумеется, огрехи. В ряде авторских блогов и Живых журналов приводится россыпь неточностей обрядового и бытового характера. Опытному глазу они бросаются в глаза. Приятно удивило, однако, другое, а именно: тщательность воспроизведения тонкостей этого порядка, иногда даже, кажется, что нарочито четко и полно. Исполнители главных ролей заучивали порой непростые сугубо церковные тексты, приводимые в качестве апологии своей позиции. Надо отдать должное консультантам фильма и прежде всего сотруднику Старообрядческой Митрополии Г.Чистякову – профессионалу в области кинематографии.

Игумен Кирилл (Сахаров)Хочу еще сказать, что эротические сцены, без которых не обходится ни один современный фильм, наверняка покоробили и оттолкнули от фильма часть представителей старообрядчества. Всякое, конечно, бывало (см. обличения Царем недостатков монашеской жизни и вообще пороков в церковной среде). Понятно желание авторов внести своеобразный «оживляж», но жаль, что из-за этих моментов будет потеряна часть зрительской аудитории, причем из числа тех в защиту, которых фильм объективно направлен.

О музыкальном сопровождении фильма. К сожалению, не могу разделить восторги некоторых от работы Мартынова. Честно скажу, ждал большего. Вот, в общем, пока все.

Динамика событий в сценарии фильма набирает обороты. Знающие историческую канву событий с нетерпением ждут кульминации и развязки. Нарастает волна откликов самого различного характера: восторженных, умеренно-критических, тенденциозных и примитивно-обличительных и т.д. Все неравнодушные испытывают напряжение. Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый. Последствия его демонстрации пока несколько туманны, но скорее всего встряска, им произведенная, будет значительной и в полной мере проявится со временем.
P.S. В прошлом году я посетил родину двух главных антагонистов фильма протопопа Аввакума и Патриарха Никона. Села, в которых они родились (Григорово и Вельдеминово), находятся неподалеку друг от друга. В Вельдеминово, на горе, на месте дома, где родился Никон, установлена сень с крестом, под которой стела с изображением Патриарха в полном облачении. Рядом мраморное надгробие с крестом. На надгробии надпись «Его Святейшеству Никону, Патриарху Русской Православной Церкви от мордовского народа». Под горой источник с купальней. Запомнился контраст: барельеф Никона в полном облачении с холодным выражением лица и скульптура Аввакума в рубище, подпоясанном веревкой, с высоко воздетой рукой с двуперстным крестным знамением. И после смерти они очень наглядно противостоят друг другу…

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

78. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

ЧАСТИ ФИЛЬМА «РАСКОЛ» - СЕМНАДЦАТАЯ И ВОСЕМНАДЦАТАЯ Яркая ложь, когда царь Алексей назвал малороссов «украинцами», но это заслуга писателя-сценариста, Михаила Кураева. Царскому безумству не было предела – начал духовно принуждать боярыню Морозову, но Она, как истинная христианка, не поддавалась бесовской напасти, и когда Её повезли по улице, то праведница призывала русский народ не предавать Правый Крест! Тем временем Никон продолжал свое злодеяние – отравив старца, который сказал о нем правду, в уютной ссылке. Никонианские архиереи пошли увереннее по еретическому пути, один из них хотел миропомазать боярыню, но Она оттолкнула его, как нечестивого, за что Её подожгли, но не до смерти - благочестивая царская дочь уговорила отца, чтобы он не убивал боярыню Морозову, сказала – «...если не освободишь праведницу, то она уйдёт в монастырь». Говоря о сомосжигании, да были единичные случаи, когда верные Благочестию добровольно шли в костёр, уготовленный для них слугами ереси, конечно, по христиански это не приемлемо, но по человечески можно понять – потому, что не давали веровать, молится и жить. Началось открытое и более ожесточенное гонение на всех, кто не предал Православную веру, которая была с Крещения Руси. Аввакум погибает телесно в темнице, но духовно становится богатырем, пишет свое последнее сказание. Новый патриарх рассуждает в угоду царю - заявив, « что он не знает ни старой и не новой веры, а служит власти», то есть карманный. Появился на белый свет будущий Петр первый-крушитель Русского царства, как православного, так и национального. Началась ещё сильнее никонианская инквизиция над истинными православными людьми, которые не отказывались от Православного Благочестия. Вдруг в царе проявлять человечность, и он стал признаваться в своем слабоумие и прегрешении, спросил приближенного к царскому семейству, то есть слугу, о здоровье его сыновей – Федора и Петра, который ответил, «что первый хил, а второй здоров», но Алексей-царь требовал подробности, на что слуга ответил:- «Вам правду царскую или Божью истину?», «не пустозвонь» ответил царь, «тогда Федору не жить» промолвил подданный. Умерла благочестивая боярыня Морозова в заточении, которая перед смертью уже не могла осенить себя крестным знаменем, в чем помогла Ей сестра. Перед смертью княгиня-супруга Морозова Бориса Ивановича сказала святые слова – на призыв никаниаанских реформаторов, чтобы Она смерилась с обновленчеством, но благоверная ответила словами Христа Спасителя, когда Его искушал сатана, на Святой горе, которые известны всему Христианскому миру. Заключительные части завтра.

Аноним / 15.09.2011

77. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Георгий,не путайте-не хочу общаться лишь с вами-потому, что веет от вас ложью и злом.

Аноним / 15.09.2011

76. Ева

Не, у него из кина.

75. 69. А.В.Шахматов

А я с лгунами и злодеями [предпочитаю не общаться],простите.

Бог простит. Спасибо на добром слове, что меня записали во враги вместе с св. Феофаном Затворникам. Такой чести я еще не удосуживался.

Георгий / 14.09.2011

74. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

ЧАСТИ ФИЛЬМА «РАСКОЛ» -ПЯТНАДЦАТАЯ И ШЕСТНАДЦАТАЯ Масонско – папские деяния - сначала добились Никонского патриаршества, а когда Царь и народ стали против обновленчества, то сделали всё, чтобы его удалить с Церковного престола. Царь Алексий начал допрашивать русских епископов, как на иудейском суде - грубо и злобно. Греческие еретики, подчинив царя под себя начали нахально указывать русским, как верить в Бога и жить на белом свете. Устроили допрос и над протопопом Аввакумом, который достойно ответил толстякам - архиереям, что никогда не предаст Христову веру, и назвал всех их еретиками-раскольниками, а на их анафем плюнул. После чего царь Алексей решил сжечь Аввакума, но благочестивая царица отговорила его от смертоносного греха. Словом, Аввакум не пошёл ни на какие предлагаемые ему сделки и остался томиться в темнице. Устав РПЦ гласит, что патриархом на Руси может быть только русский, а греческие еретики назначили мордвина, из-за чего мы и получили духовно-трагическое последствие. Появились Разинские казачки, и предложили Никону быть с ними, и обещали посадить его обратно на патриаршеское место. Умерла благоверная царица Ирина – заступница Аввакума. Наконец-то царь Алексей осознал свое прегрешение - после того, когда Господь забрал у него сначала царицу, а затем и сына Алексея. Вскоре царь женится на Натальи Нарышкиной, и приглашает на свадьбу, на почетное место, боярыню Морозову, но она отказалась. Нынешние кликуши винят истинно православных и подлинно русских (староверов) в гордыне, чего у них, естественно, нет, а всего лишь верность к Православному благочестию, а их патриарх Никон был самым гордым и жестоким человеком на Земле. Фильм «Раскол» нужен, особенно для молодого поколения, чтобы они могли развеять вековую ложь против истинных русских христиан!

Аноним / 14.09.2011

73. 40.. Потомок подданных Императора Николая II

Это Булгаков.

Ева / 14.09.2011

72. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Ну,вот,началась болтология,чтобы только запачкать духовную тему.

Аноним / 14.09.2011

71. на №45

Вы процитировали не кино. Или Вы не читаете? Вероятно, Карлсона Вы тоже знаете лишь в мультике.

Нет, это из кина. Снял режиссёр, у которого есть ещё один фильм с намёком на Вас: "Блондинка за углом". Фильм, по-моему, должен Вам нравиться - там "свок" крепко пригвождён. Да и кепку Вы воспринимаете чересчур болезненно. Ну, переоделись под мужчину - Жорж Занд, можно сказать. Керенский, чтобы не узнали, вообще в женское платье переоделся. Хотя, конечно, забавно - графиня, и вдруг в кепке - совсем как Ленин. Да ещё и директивы насчёт кино тоже даёте.

70. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Как и нужно было ожидать, что врагам Бога, Православия, русскости и Российской державности, станет не по себе Историческая истина о Церковном расколе, который, к русской трагедии, свершился в 17 веке – потому, что легче не замечать грехи и попущения, то есть служение дьяволу.

Аноним / 14.09.2011

69. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Георгий пишет:Во 1х, я к Вам в товарищи не записывался. Ну во 2х, сделайте милость - опросите кого-нибудь из неверующих русских людей, посмотревших этот фильм. Узнайте, что они думают о Церкви. Впрочем, если Вы не в Церкви, то все мои посты мимо. С раскольниками я предпочитаю не общаться. А я с лгунами и злодеями,простите.

Аноним / 14.09.2011

68. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Артур пишет:Да ведь там ссылки на летописи периода до Раскола, любезный Шахматов :-))) Во - первых,летописи перепечатывают, и,к трагедии человечества,зачастую враги Христианства,во-вторых, напасть сатанинская на РПЦ с Крещения Руси.

Аноним / 14.09.2011

67. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Наталья Чернавская пишет:..,что из почти ста тысяч наших горожан хорошо, если десяток "Раскол" увидят... Единицы ведут массы!

Аноним / 14.09.2011

66. Шахматову

Угадали, мне хотелось бы на рынке торговать, и именно на самом обычном. Магазинчик с книгами и дисками, пришёл человек за молоком с хлебом, и тут увидел и купил "Раскол" или Аввакума Житие с письмами. Такое желание у меня периодически возникает после посещения православных магазинов и ярмарок в Москве, но я понимаю, что оно несбыточное, на рынке если и идёт церковная торговля, то разве что свечами с иконами, и подозреваю, что из почти ста тысяч наших горожан хорошо, если десяток "Раскол" увидят...

65. 63. А.В.Шахматов :

Да ведь там ссылки на летописи периода до Раскола, любезный Шахматов :-)))

Артур / 14.09.2011

64. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Артур,хотя я согласен со Святым Иосифом Волоцким!

Аноним / 14.09.2011

63. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Артур,не верю заказным и под режимным писакам,так что читайте их и прибывайте в ереси.

Аноним / 14.09.2011

62. 60. А.В.Шахматов

Вы рассуждаете,как иудей,враг России - русские ничем ни интересуйтесь,ничего ни знайте, ничего ни делайте..,а мы,иудеи, сделаем всё за вас.Нет,дудки,товарищ.

Во 1х, я к Вам в товарищи не записывался. Ну во 2х, сделайте милость - опросите кого-нибудь из неверующих русских людей, посмотревших этот фильм. Узнайте, что они думают о Церкви. Впрочем, если Вы не в Церкви, то все мои посты мимо. С раскольниками я предпочитаю не общаться.

Георгий / 14.09.2011

61. Шахматов

Истинно православные и подлинно русские люди не жгут людей

Ой, оставьте, мон шер:

В конце XV века в новгородских землях, а затем и в Москве распространилась ересь жидовствующих. Еретиками были священнослужители отрицавшие многие основополагающие каноны Православной церкви. На Поместном соборе 1490 года еретиков отлучили от Церкви, а новгородский архиепископ Геннадий « повелел посадить их на коней, на вьючные седла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперед, а на головы повелел надеть им заостренные берестяные шлемы, будто бесовские; еловцыя на шлемах были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: «Вот сатанинское войско». И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере.[10][11] » В 1504 году одним из обличавших «ересь жидовствующих» был игумен Иосиф Волоцкий. Количество сожженных неизвестно, летописец перечисляет по именам восемь человек, но добавляет «и иных многих еретиков сожгоша».[12] Как писал А. Н. Афанасьев: « Повесть о волховании, написанная для Ивана Грозного, доказывает необходимость строгих наказаний для чародеев, и в пример выставляет царя, который вместе с епископом «написати книги повеле и утверди, и проклят чародеяние, и в весех заповеда таких огнём пожечи».[13][14] » В 1569 году плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины, а в августе 1575 года сожжено 15 ведьм в Новгороде («а сказывают ведуньи»).[15] Наказания в виде сожжения заживо в срубе за «богохульство» стало обычным при Патриархе Иове (1589—1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих жрецов[16]. Английский посланник Флетчер, проживший в Москве полгода, стал свидетелем одной из казней: « …муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.[17] » В 1590-1591 годах по приказу царя Федора Иоанновича были сожжены колдуны в Астрахани.[18] Патриарх Иов писал царю: « О великий государь, боговенчанный царь и великий князь Федор Иванович Всея Руси! Во-истинну еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародителю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в свое время идолы поправше и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя.[18] » Следующим царём при патриаршестве Иова стал Борис Годунов (годы правления 1598—апрель 1605). В январе 1605 года в грамоте московского правительства указывалось, что «Люди, которые в государстве за их богомерзкие дела приговорены на сожжение, а другие к ссылке, бежали в Литовскую землю за рубеж и злые плевелы еретические сеяли». В том же 1605 году был сожжён некий Смирный за то, что «покинул веру христианскую да обусурманился».[19] Согласно летописи « …бусурмана Смирного сведал, что он убусурманился, повелел ему дать разные муки, а напоследок же его окаянного велел обдать нефтью и повелел зажечь.[20]

Артур / 14.09.2011

60. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Георгий пишет:Вы хороший, но очень наивный человек. Не важно какой режиссер и какие актеры. Кино делают деньги. А деньги в руках у иудеев. И снимают они эти "православные кина" для широкого зрителя, а не для Вас. Чтобы у зрителя после просмотра осталось гадливое чувство о Церкви и Царе. Все эти "острова", "цари", "попы" и "расколы" - красивые конфеты с горькой начинкой для обывателя. Православному человеку такие фильмы не нужны. Вы рассуждаете,как иудей,враг России - русские ничем ни интересуйтесь,ничего ни знайте, ничего ни делайте..,а мы,иудеи, сделаем всё за вас.Нет,дудки,товарищ.

Аноним / 14.09.2011

59. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Артур пишет:Жгите дальше, любезный Шахматов! :) Мы трепещем! ) Истинно православные и подлинно русские люди не жгут людей,это делали еретики,которые раскололи РПЦ. Ваш трепет не передо мной,а доложен быть перед Богом,Православной верой и русскостью.

Аноним / 14.09.2011

58. 54. А.В.Шахматов

иудеи никогда бы не показали то,что необходимо знать нации,которая, из-за духовной слепоты, утрачивает свой духовный,национальный и державный стержень.

Вы хороший, но очень наивный человек. Не важно какой режиссер и какие актеры. Кино делают деньги. А деньги в руках у иудеев. И снимают они эти "православные кина" для широкого зрителя, а не для Вас. Чтобы у зрителя после просмотра осталось гадливое чувство о Церкви и Царе. Все эти "острова", "цари", "попы" и "расколы" - красивые конфеты с горькой начинкой для обывателя. Православному человеку такие фильмы не нужны.

Георгий / 14.09.2011

57. 53. А.В.Шахматов

Георгий, писанину, с клеветой,Епископа Феофана уже много раз опровергали истинно православные и подлинно русские (староверы)

Вы серьезно думаете, что мнение Ваших "истинно православных" друзей превыше слов святых нашей Церкви? Вы слова святителя Феофана Затворника, св. Димитрия Ростовского и св. Серафима Саровского о старообрядцах клеветой называете? Вы, видимо, сами в расколе. Печально. Читал я всяких ваших апологетов. Все их доводы пусты. Трагедия была и, может быть, ее можно было предотвратить. Но время показало, кто прав. Старообрядцы выродились в "православных" протестантов. Бог им судья.

Георгий / 14.09.2011

56. 44. А.В.Шахматов :

Жгите дальше, любезный Шахматов! :) Мы трепещем! )

Артур / 14.09.2011

55. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Наталия Чернавская,после такого заявления Вам лучше торговать на рынке, простите.

Аноним / 14.09.2011

54. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Георгий,фильм нельзя называть иудейским-потому,что он показывает историческую истину,да и писатель, Михаил Кураев, называет себя русским,относительно режиссера не могу ничего сказать-не знаю.Все актёры тоже русские!Наоборот,иудеи никогда бы не показали то,что необходимо знать нации,которая, из-за духовной слепоты, утрачивает свой духовный,национальный и державный стержень.

Аноним / 14.09.2011

53. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Георгий, писанину, с клеветой,Епископа Феофана уже много раз опровергали истинно православные и подлинно русские (староверы),так что не напрягайтесь.Опровержения есть и здесь-http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/12/22/ierej_aleksij_moroz_eta_kniga_pomogaet_glubzhe_ponyat_korni_cerkovnogo_raskola/

Аноним / 14.09.2011

52. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Фильм просвещает духовно слепых людей!Слава Богу,за всё!

Аноним / 14.09.2011

51. Ложью,злом и кровью веру не прививают...

Георгий,называть не раскольников раскольниками-это ложная и злая ,вернее безбожная, пропаганда.

Аноним / 14.09.2011

50. Шахматову

Раскол - трагедия, а "Раскол" - кино, смешивать два эти явления и без меня есть тьма охотников, мне интереснее про кино под отзывом о фильме поговорить. В сущности, тема его, как пока мне кажется, с "Медным всадником" перекликается: хотели Царь с Патриархом Третий Рим построить, да глупые маленькие люди помешали, вечно они под копыта суются...Не знаю, хватит ли терпения досмотреть, Красное колесо вот не дочитала, посередине где-то бросила. Буду весьма признательна тому, кто посоветует, какие ключевые серии или фрагменты посмотреть, а ещё бы лучше просто дочитать по сценарию, актёров я уже могу представить. Мне интереснее всего Соловецкое восстание, разгром монастыря и смерть Алексея Михайловича, казнь пустозерцев и смерть Федора Алексеевича. Так ведь и было:взяли Соловки - умер А.М., а сожгли пустозерцев - Ф. А. У староверов есть умилительный настенный лист, попросту лубок, как встречаются под Вологдой два гонца: царский с повелением снять осаду и воеводы Мещеринова с известием о разгроме монастыря, справа царь на смертном одре, слева - картина разгрома, монахи замученные...Вот прямо готовое кино, бери и снимай, неужели не сняли и в какой серии разгром Соловков?

49. Георгию Д.

На Ютубе качество лучше.

48. Святитель Феофан Затворник Вышенский о старообрядцах и старообрядческом расколе

Предыдущая ссылка оказалась неработающей. Привожу текст полностью. /Цитаты взяты из книги «О Православии с предосторожностями от погрешений против него. Слова Епископа Феофана.» (издательский отдел Московского патриархата, 1991)/ 1) Из главы 15 «Раскол не старина, а новшество», стр. 56–58: «…Они все (старообрядцы. – Примечание публикатора.) твердят, что толки их суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? Всё это новые выдумки. Древлеотеческое предание содержится Православною Церковию. Мы заимствовали св.учение от св.Правосл. Греческой Церкви и все священные книги от неё к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150, до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексея Михайловича, переписчики неопытные начали их портить, и в продолжение сего времени все портили и портили и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отменили, и книги поставили в тот вид, как было издревле – разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих, и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира. Поди, кто хочет, посмотри в Патриаршей библиотеке, в Москве, старые книги, и – сами уверитесь. Стало, старые книги у нас, а не у раскольников, и древлеотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины, -- книги новы, и предание ново. Поясню вам это примером. Софийский собор в Киеве – древнейший Собор, -- был расписан изначала по стенам. Когда-то потом, не упомнит никто, заштукатурили эту роспись и на новой штукатурке снова расписали храм. Старая роспись осталась под низом. А вот, в недавнее время, эту новую штукатурку и с расписанием отбили, и восстановили то расписание, которое было под нею – древнейшее. Что это – новину внесли они в Софийский храм или поставили его в древний вид? Конечно, в древний вид поставили. Теперь Софийский храм находится в таком виде, как был в древности, а не в том, как был лет за 20. Вот так и с книгами было. Когда выбросили из них все, вновь внесенное, не поновили их, а на древнее возвратили, и наши исправленные книги суть воистину древние, а не раскольнические – испорченные. Так и отражайте, когда кто из раскольников начнет толковать вам, что у них древние книги. Их книгам не больше 2-хсот, много 3-хсот лет; а нашим 1000 есть, и более. А когда станут они уверять, что у них древлеотеческое предание – у поповцев, или беспоповцев, у Филиповцев или Федосьевцев, у спасова согласия или у перекрещенцев, или у новых Австрийских проходимцев? Разве древлеотеческих преданий 10-ть? Ведь оно одно. Когда у них оно не одно, стало, оно не есть древлеотеческое, а все человеческие выдумки. У нас оно одно, и совершенно согласно с древнейшим преданием нашим, согласно с Греками и всеми православными Христианами, на всей земле существующими. У нас всюду согласие, а у них всюду разногласие. В иной деревне толка три-четыре, а то и в одном доме, тоже случается, и друг с другом не сообщаются. Где же тут единая Церковь Христова? Какое же это тело Церкви, когда все члены распались и разошлись в разные стороны? Где же это едино стадо? И как можно сказать, что единый, истинный, Божественный Пастырь есть их пастырь? Судя по сему, ясно, как день, что у них нет истины, нет последования Христу, нет Церкви. А когда нет Церкви, нет спасения: ибо только в Церкви спасение, как в ковчеге Ноевом, Церковь Христова имеет священство. У них нет священства; стало, нет и Церкви. – Церковь Христова имеет Таинства. У них некому совершать Таинств; следовательно, у них и Церкви нет. Как это они дерзают еще отверзать уста свои и, приступая к православным, совращать их! Спасать, говорят хотим. Чем спасать, когда сами гибнут?! Сами гибнут и других влекут в пагубу, а не спасают. Заметьте себе. – Спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. – Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения. Иные из них говорят: вот мы нашли теперь священство или завели корень священства. Завели корень, да гнилой – бесплодный. Сами посудите. – Амвросий, которого они сманили к себе, был связан запрещением, связан законною властию. Сей законной власти обетовал Господь: “Елико аще свяжете на земли, будут связана на небеси” ( Мат. 18, 18). Стало быть, и Амвросий тот был связан на небе. Если он связан на небе, то как он, связанный на небе, мог сообщать небесную благодать? Где он ее взял?! Не мог он ее сообщить, и не сообщал; и все, которые им поставлены, как были мирянами, так и остались мирянами, хоть их величают священниками и епископами. – Это одни имена, как когда дети играя дают себе разные титла – полковников, генералов, главнокомандующих. Пусть, говорят, запрещен был. Его разрешили старцы. – Дивное дело! простые миряне разрешают епископа и возвращают ему власть епископствовать. Разве не знаете, что разрешать может только тот, кто имеет власть и рукополагать? Старики их и дьячковского посвящения не имели, как же могли они возвращать епископу епскопскую силу, когда это тоже есть, что и рукоположить? -- Не возвратили, и Амвросий остался запрещенным, несмотря на смешные над ним обряды. Если запрещен, то благодать в нем пресечена, если пресечена, то не могла изливаться и на других. Когда, напр., вода идет по желобу, то от него она переливается и на другие желоба и сосуды; а когда желоб запереть, вода не потечет по нему и не перельется на другие места и вещи. Так и Амвросий, пока не был запрещен, был подобен желобу, переливающему воду; а когда подпал под запрещение, стал то же, что желоб сухой, запертый, и не мог уже другим сообщать воду благодатную, которой сам не имел. – Так напрасно обманывают себя и других некоторые из раскольников, думая, что достали священство. – Имена завели, а дела нет. …». (Сказано 16 июня 1864г. в г.Судогде, в соборе.) + 2) Из главы 17 «Предостережение от расколоучителей», стр. 59 – 60: «…Говорят они (старообрядцы. – Примечание публикатора.), что у них старые уставы и порядки: ложь это говорят они. Не у них старые уставы и порядки, а у нас; у них же всё новое. Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда, при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за 100 или 150 до блаженного Патриарха Никона и благочестивого Царя и Государя Алексея Михайловича. Всё, что у них; суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги неразумный Аввакум, да Никита Пустосвят и другие подобные, прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах, и что правильщики книг вводят новое. – На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое, и возвращали, а не изгоняли старое. – Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. – И они суть истинные нововводители. Так их и считайте, и говорить им не позволяйте, что они старой веры. – Они прямые нововеры и обманщики. Говорят они, будто Государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить, это не от того, что Государь признал их веру правою. -- И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели Государь и их веру признает правою?! Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно – оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру; ибо из-под неволи что за вера? – А раскольники криво толкуют милость Государя Императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей. Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение. Остался бы разве этот закон в силе, если б Государь признал их сторону правою?! Еще говорят раскольники: теперь разрешено печатать наши книги… Стало быть, познали, что в них написана правда. – Это говорят они про книги, написанные раскольниками, в коих раскол выхваляется и защищается. И в этом они криво толкуют дело. Печатать позволили эти книги не потому, что правду в них видят; а чтоб всем – и самим раскольникам показать: смотрите, каким нелепостям вы верите. Вы слыхали, верно, что бывает при увещаниях раскольников. Ясно и ясно растолкуют им, что они в заблуждении, и доведут их до того, что им нечего более сказать. Тогда для успокоения своей совести, и вместе чтоб прикрыть стыд, что без причины упорничают, они говорят: «Есть у нас книги, где все ясно доказано, что мы правы». Так говорят; но говорят несправедливо; ибо в их книгах ничего не доказано, а писаны одни басни нелепые. Вот и напечатали теперь некоторые из их книг, чтоб можно было их обличать ихними же книгами. Позволено сие затем, чтоб, когда скажет кто: есть у нас книги, где все доказано, можно ответить им: на – вот ваши книги. И тут все глупости писаны, а ничего не доказано. – Именно для этого одного и позволено напечатать; а они обращают это дело в свою пользу, будто печатанием их сторона признана правою. Это они криво толкуют. Будто все, что печатается, то истинно. – Мало ли басен и сказок печатают?! Басня и напечатанная все же остается баснею. Так и раскольнические книги – и напечатанные – все остаются нелепостями…» (Сказано 27 июня 1864г. в с.Ландехе Гороховского уезда.) + 3) Из главы 22 «Благоденствие от благословения Божия, подаемого за веру и благочестие. Как неверие и раскол губят веру и благочестие, то от них надо всячески беречься», стр. 73.: «…Раскол (старообрядческий. – Примечание публикатора.) распространяется старыми девками, нередко развратными, и мужиками, иногда бродягами, а всегда такими, которые работать не хотят, и вздумали себе добывать хлеб ложнопоповством и жить за счет простых людей. Все они едва выучились читать и едва бредут по книге, а лезут в учители. Кричат: вот старая вера, вот отеческая вера; -- а видали ль они книги святых Отцев и прочитали ли хоть одну, о том и не спрашивай. – И вера-то у них новоизобретенная, и святые Отцы о такой вере и думать не думали. Какой святой Отец полагал веру в усах и бороде, в пальцах да в концах креста, в старых иконах и книгах или в том, сколько раз говорить “аллилуия”, сколько просфир иметь на обедне, как ходить по солнцу или против солнца? – Ни один. – Они спасительную веру полагали в святых догматах, заповедях, в святых Таинствах и в Церкви со священством; а это все мудрование мужиков, слепым невеждам свойственное. Не слушайте их и на глаза не принимайте…» (Сказано 30 августа 1864г. в Вязниковском соборе.) + 4)Из главы 23 «Раскольники не могут исполнить условий спасения; а то, чем они хотели заменить недостающее, никакой силы и цены не имеет», стр. 75 –77: «…Они (старообрядцы. – Примечание публикатора.) сами видят, что у них не достает существенного, к делу спасения необходимого, именно: священства и Таинств; но успокаивают себя словами: «что мы – содержим догматы древлеотеческие, авось и с ними одними спасемся». Послушайте, что это у них за древлеотеческие догматы? Это – двуперстное сложение, двоение “аллилуи”, хождение по-солонь, не брить усов и бороды, имя Господа Спасителя говорит испорченно – Исус. Но просмотри ты всех св.Отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал сии мелочные вещи догматами? Ни одного. Есть ли у них хоть намек какой-либо на то, что от сих вещей зависит спасение? Никакого! Отчего же их называют древлеотеческими? – Оттого, что св.Отцов не читали, а знают, что св. Отцов слушать должно. Хоть и ничего не знают, но думают, что ссылкою на св.Отцов себя оправдают и дело выиграют. В символе веры нам указано, как узнавать святую Церковь. Верую, говорит, во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь. Вот признаки Церкви истинной! – Единость, святость, соборность и Апостольность. Сличи-ка, есть ли у них все сии признаки? Ничего нет! Единости нет; ибо все разошлись в разные мысли, и один с другим не сообщаются. Святости нет; ибо без благодати какая святость? Только нечистота да грех. Соборности нет; ибо они отступились от соборных правил и не послушали собора Патриархов, представляющего вселенскую Церковь. Апостольства нет, ибо дальше Аввакума, да Никиты Пустосвята и других подобных нейдут, и не только до Апостолов, до наших святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа их не доведешь. Они все и учения их вчера, можно сказать, родились. – Вот, как у них нет признаков истинной Церкви, указанных в символе веры, они и выдумали другие. Не говорят: где единая, святая, соборная и Апостольская Церковь, там и истинная Церковь, а что говорят? – где двуперстное сложение, да двоение “аллилуи”, да испорченное имя Спасителя – Исус, там и церковь: и изменили истину на кривотолк. Они говорят, что это у них древлеотеческие догматы. Какие это древлеотеческие? Они все новы, и древние Отцы о них совсем не знали. Вот как дело было: тотчас по крещении наших праотцев при св.Равноапостольном князе Владимире приняты были священные книги от греков в славянском переводе, -- и когда нужны были кому, тот нанимал переписчиков, и они списывали их. Пока были у нас греки-митрополиты, они, зная хорошо и греческий и славянский языки, и строго смотря за переписчиками, тотчас исправляли, если замечали ошибки. Но когда греки перестали у нас быть митрополитами, русские, не зная греческого языка, не могли замечать ошибок. – Так книги начали портиться. Это началось лет за 150 до патриарха Никона, и книги все более и более портились. Один опустил одно “аллилуия” из 3-х, а другой не посмел дополнить его, и стали писать “аллилуия” дважды. Имя Господа: Иисус – писалось “Ис.”, а произносилось все же “Иисус”. Не зная греческого языка, с которого взято сие слово, начали произносить – “Исус”, -- а потом и всеми буквами писать – “Исус”. Следовало спросить у греков, а они не спросили. – Иному вздумалось, что лучше двумя перстами креститься, он и внес это в книги. Так один одну внес в книги ошибку, другой -- другую; один одну прибавку сделал, другой -- другую. Как писалось, так печатать потом стали. Хоть печатчикам приказано было исправлять книги; но как они исправляли их по испорченным уже книгам, а больше по своему смышлению, то они еще более ошибок и прибавок наделали. Ко времени патриарха Никона этих ошибок и прибавок было так много, что и учение истинное стало повреждаться. Заметив сие, патриарх Никон вошел в совет со всеми Патриархами, и все единодушно собором велели исправлять книги не по своему смышлению и не по русским книгам, а по древним греческим, которых навезли тогда всех родов великое множество. Когда поправили сим порядком книги, тогда они все стали, как были от начала со времен Владимира Равноапостольного. Все новые прибавки и ошибки выброшены, а поставлено все, как следует быть, и как было в начале. Так, патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны отбросил. Вот эти новизны и остались у раскольников и составляют их древлеотеческие догматы, как они говорят. Вы же сами посудите, какие это древлеотеческие? Древлеотеческие! – им всего будет, если от нас считать, лет 200 или 300. И это древние! – Древние-то, как Апостолы постановили, содержим мы, а у них все ново. И они не староверы, а нововеры. – Так вы их и считайте. Они и сами видят это отчасти. А кто не видит, может увидеть. Возьми старописанные и старопечатные книги и сличи, и увидишь, что мы совершенно правы, а они кругом виноваты. О, блюдитеся, братья! дело спасения – великое дело, первейшее дело. Что уже хуже, как душа погибнет. А у раскольников нет ей спасения. Ибо у них нет священства и Таинств. Одна часть раскольников убоялась сего и стала искать священства. Долго принимали беглых попов; а потом какого-то австрийские раскольники нашли себе и беглого архиерея – запрещенного. От них и наши позаимствовались, давши много денег. Думают они, что нашли себе истинное священство чрез этого архиерея, а оно не истинное. Все одно – беглый же. Хоть и архиерей он, но то же, что поп-перемазанец, к тому же и под клятвою состоящий. Он был запрещен, стало, не имел благодати действующей; не имел благодати, -- не мог сообщать ее и другим. И хоть от себя наделал он многих архиереев и священников; но все это – одни имена без настоящей силы, лесть одна и скверноприбыточество. Вот ослепление жалкое и пагубное! Потеряли раскольники истинную Церковь, и блуждают. Враг ослепил очи их. Зачем было им искать так далеко? – Пред глазами у них есть истинная св. Православная Церковь, а они не видят. Есть истинная Церковь, в которой все есть, есть здравое учение и заповеди Господни, есть Таинства и священство. Слепой ощупью найдет ее; а они не видят. На! вот она святая Православная Церковь, такая, которая силу имеет спасать послушных чад своих и возводить их к прославлению. Вот, смотри, в ней прославились святители – Тихон, Митрофан, Иннокентий и Димитрий Ростовский. А св.Димитрий еще спорил и обличал их, раскольников. Прославляя его мощи нетлением, Бог как бы говорит всем им: вот смотрите, он обличал вас, и Я прославляю его нетлением мощей, именно затем, чтоб вы видели глазами даже, что он говорил правду. Все сие, православные, и приводите себе чаще на память и тем веру свою утверждайте, а раскольников обличайте. Вот благословенные Христиане благоразумнее поступили. Зная, что без священства нет спасения и что истинное священство негде взять, как в истинной Христовой Церкви, они обратились к правой Церкви и испросили себе священников. Священники совершают у них св.Таинства, а заповеди и догматы и прежде были у них. Вот и стал у них не безнадежный образ спасения. Ибо они стали иметь все, что нужно для спасения. Так уже если кто не хочет обращаться к Православной Церкви, прими единоверчество, а не губи души вне всякого общения со святою Церковию. Только это я говорю раскольникам: а кто в Церковь Православную ходит, тому в единоверческую не годится обращаться. Это значит назад пятиться, чему не подобает быть…» (Сказано 31 августа 1864г. в с.Мстере Вязниковского уезда.)

Георгий / 13.09.2011

47. 46. А.В.Шахматов

Самый важный момент фильма - раскрылась вся Греко - никонианская ересь-грехопадение.

Читать Вас, пожалуй, поинтереснее будет чем смотреть очередную иудейскую интерпретацию русской истории. Объективно о том времени может рассказать только глубоко верующий русский православный историк, который скорбит о тех событиях. А иудеи создают красивые "православные кина" с одной целью - вложить туда максимум антипатии к русским царям и Русской Церкви. Что же касается цитаты, то приведу ссылку на мнение св. Феофана Затворника. http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&sid=1169&file=article&pageid=2

Георгий / 13.09.2011

46. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

ЧАСТИ ФИЛЬМА «РАСКОЛ» - ТРИНАДЦАТАЯ И ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Греческие еретики продолжают наседать на царя Алексея и навязывать свою ересь. Пускают безбожные слухи в народ, «что собаки не могут благословлять», « если мышь съела освященную пищу, то не считается причащенной»… Композитор Мартынов начудил азиатским завыванием - причитанием, видимо, плохо знает о русской самобытности. Протопоп Аввакум продолжает просвещать и спасать Верой Христовой сибиряков! Никон так терроризировал верующих, что, будучи отстраненным, от Патриаршества, продолжал пугать честной народ. Аввакум возвращается в Москву, где его радушно встречает царь. Он, как и прежде, начал искренне и проникновенно проповедовать Веру Православную, что даже глухие и слепые ощущали его святые слова! Ещё одна Голливудская байка-царь занимается пересчетом кур в хозяйстве, то есть произошла странная фантазия у сценариста и режиссёра. Бывший каратель Аввакума пришёл к протопопу, чтобы Он его скоропостижно подстриг в монахи, видимо, тяжесть грехов была не под силу, после чего грешник скончался. Аввакум стал опасен для церковной реформы, и царь решил Его опять удалить из Москвы. Боярыня Морозова показала свою непоколебимую веру в Бога, верность Православной вере и мудрость! Русские люди уже стали считать Аввакума выдающимся русским писателем Святой Руси. Царь Алексей ещё сильнее стал верить и надеяться на восточных патриархов –«шакалов в овечьих шкурах».Возобновились телесные пытки над Аввакумом, чтобы он отказался от Православного Благочестия. Начался Соборный суд над Никоном, который заврался в своих показаниях, а затем обрушился с гневом на своих заказчиков - греческих еретиков –«приехали греческие волки судить русского медведя», но ему уже никто не верил. Церковная смута довела царя до умственного тупика, а о душе и говорить не стоит. Никону больше терять нечего и он пошёл против всех и вся. Просьба к Аввакуму примириться с Никоном увенчалась провалом, так как последний предал Святое Православие. Самый важный момент фильма - раскрылась вся Греко - никонианская ересь-грехопадение.

Аноним / 13.09.2011

45. Потомок подданных Императора Николая II

Вы процитировали не кино. Или Вы не читаете? Вероятно, Карлсона Вы тоже знаете лишь в мультике.

44. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Благодарность Русской Народной Линии, во главе с Анатолием Дмитриевичем Степановым, за то, что выставили статью игумена Сахарова - о фильме «Раскол»! Но, к сожалению, участвуют в дискуссии пока что анонимы: сталинисты, бригадиры, Артуры.., то есть, нет духовенства, богословов, общественных деятелей, верных сынов и дочерей России. Неужели большая часть русских захвачена «духовно - национальной слепотой», то есть не знают церковной истории и не имеет интереса к ее познанию? Конечно же, не хочется вверить в это!? Пока что присутствуют те, кто поносит правдивую историю и оскорбляет истинно православных и подлинно русских людей (староверов), иногда даже мешают им отвергнуть историческую ложь и зло. Но Истина сильнее, так что будем ждать лучших времен!

Аноним / 13.09.2011

43. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Фильм ужасный, я более 30 секунд смотреть его не смог. Это какая-то поделка, неумелая, оскорбительная. Актеры играют никудышно (следствие советской актерской школы), будто попали на съемки случайно. Я уж не знаю, какой там сюжет и смысл у этого фильма, потому как смотреть его не смог, зато знаю точно, что лучшего средства для детей против любви к собственной истории не найти. Нарочно это делается. Идиотские фильмы вроде "Волкодав" или что-то там мультфильмное, с конем Юлием, почему-то куда зрелищней, чем этот "Раскол".

Эрик Лямпе / 13.09.2011

42. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

http://www.waan.ru/russia_serials/1521-smotret-raskol-onlajn-2011.html

Георгий Д. / 13.09.2011

41. Наталье Чернавской

вот здесь уже 12 серий выложено в неплохом качестве.

Георгий Д. / 13.09.2011

40. на №18

Ах, Ленин же еще сказал. что вас нужно кином обрабатывать.

Кстати, о кино: "Вы мужчина или женщина? - Я женщина. - В таком случае Вы можете оставаться в кепке."

39. 38. А.В.Шахматов :

Не, ну его... Больно хлопотно. Да и ответственность, опять же. Я уж так...

Артур / 13.09.2011

38. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Артур,будьте умнее.

Аноним / 13.09.2011

37. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Наталья Чернавская,и Вы,видимо, не поняли главной церковной трагедии,которая привела к геноцидной революции,вырождению и вымиранию русской нации,нас ныне должно быть не около 200,а 600 миллионов,так что продолжайте радоваться,вместе с теми собеседниками,которые смеялись и радовались духовному преступлению на Руси.

Аноним / 13.09.2011

36. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Н.Роппе,смотрите внимательно фильм,где всё сказано о нарушениях канонов,догматов...И здесь есть ответы,в комментариях, на ваш вопрос-http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/12/22/ierej_aleksij_moroz_eta_kniga_pomogaet_glubzhe_ponyat_korni_cerkovnogo_raskola/

Аноним / 13.09.2011

35. 28. А.В.Шахматов :

Дорогой Шахматов, да зачем же мне его смотреть, когда Вы и так нам расскажете его содержание? Вот же:

"Никон устроил церковный раскол и решил исчезнуть в монастырь, то есть спрятаться от своей вины, начал отказывается от патриаршества, одновременно говорит - почему его царь и народ не уговаривают остаться

Все же понятно! Я просто чувствую, как до моего разума начинает доходить "духовная и национальная трагедия русского народа"! :)). Не оставляйте нас! :)

Артур / 13.09.2011

34. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Ну,а сталинист это заезженная старая пластинка.

Аноним / 13.09.2011

33. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Посмотрела первые серии до приезда о. Аввакума в Москву. А поскольку сначала искала и надеялась на "Культуре" посмотреть, то прежде фильма нашла и посмотрела там обсуждение. Батюшка -старовер пять с плюсом поставил, о.Тихон Шевкунов и проф. Светозарский - просто пять, когда об актёрах заговорили, профессор сказал, что Марковна хороша, влюбиться можно. С такой установкой и посмотрела. А.В. Шахматов не понял, чему радовались честные отцы, а я после просмотра поняла и вместе с ними порадовалась:в кои-то веки снят фильм по русской истории, достаточно внятный и просто красивый, из которого вырезать несколько сцен с голыми актёрами - и пожалуйста, детям в школе можно показывать! Ну, можно было ещё лучше - сценарий написать и актёров подобрать (к картинке у меня ни одной претензии не возникло в отличие от спецов, увидевших ляпы, возможно, потому, что у меня с Ютуба изображение так себе и картинка монохромная почти, я не поняла, по замыслу авторов или так загрузили). Игумен Кирилл прав, Царь и Аввакум с Марковной убедительнее Никона, то ли не вытянул актёр, то ли так написано, не поняла пока. И несколько глупых мыслей вслух: Рублёв лучше прежде всего потому, что короче, а уж потом размеры дарования и прочие подробности, всё-таки кино по определению - это "пришёл, увидел, пережил". А сериалы - это что-то другое, погружаешься, но пропадает...мммм...потрясение. Когда можно не один раз снова посмотреть, а тут вряд ли захочется.Не уверена из-за качества картинки, но показалось, что титры на ферапонтовских фресках идут, вкупе со звуком(Блаженны) смотреть - большое удовольствие, чуть ли не лучшая часть серии. Духовный стих в самом начале прекрасный, да и вообще, это же просто чудо, что можно, пусть с мелкими ляпами, пусть Москву где-то там снимали, но посмотреть на XVII век, то есть вполне добросовестную попытку воссоздания! Разве можно было 20-30 лет назад(когда погружена была я в эту тему, диссертацию писала и любила мысленно, начитавшись текстов "кино снимать") представить себе, что наяву увидишь... Аввакум и Марковна, протопоп с матушкой. Лучше, чем в "Попе", там мне Усатова больше Маковецкого понравилась, а здесь хороши и поп, и матушка. Почему профессору Марковна больше понравилась - отдельный вопрос. Видно, так редок теперь это тип женщин, что априори вызывает восхищение мужчин. Ничтоже супротив мужа глаголет, во всём поддерживает,все тяготы разделяет, детей на саночки - и бегом за мужем. Не говорю уже - многочадная. Ох, мы застали ещё таких старух у старообрядцев в 80-ые, которые и в ссылку за раскулаченными мужьями со всеми чадами ездили, и хоронили одного за другим своих деток. А потом этих мужей на войне поубивало, и жёны по их книгам грамоте учились и наставницами становились(что только после войны стало массовым явлением.В связи с чем последняя глупая мысль: ученье - свет, а неученье - чуть свет, и на работу. Хороша Марковна, спору нет, но именно на неё глядя, подумала я, что за 300 лет не нравы, наряды и прочие обычаи больше всего изменились, а именно положение женщины! А уж к лучшему или худшему - пусть каждая сама решает. Я, конечно, не убивала старого мужа кочергой, как в одном из эпизодов фильма рассказывается, но никто меня и не выдавал за старика замуж, чтоб потом живой закопать. В "Анне Карениной" Толстой описывает, каким открытием стало для Долли откровение Анны о противозаточных средствах. Это середина XIX века, дворяне. А в 30-ые годы XX газеты любили(много их перелистала, когда о раскулачивании на севере подбирала свидетельства) письма трудящихся женщин публиковать о непосильной жизни с просьбами к руководству аборты разрешить... Известно, чем всё это закончилось, вымираем не так уж и потихоньку. Но возврата к прошлому женскому типу (Марковны)я уверена, не будет, сейчас ни одна даже верующая женщина не будет рожать для того, чтоб хоронить. Тогда и сейчас - две разные цивилизации: веры всё меньше, медицины всё больше. Может, и не о том фильм, но кто о чём, а повешенный о верёвке...

32. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

М.Яковлев-аноним,продолжает свистеть,то есть лишь бы сболтнуть невпопад.

Аноним / 13.09.2011

31. А.В.Шахматов

В чем конкретно ересь Никона? Именно ЕРЕСЬ. Ересь Ересь, еретики - На языке церковной догматики Е. означаетсознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного иформулированного догмата веры христианской, и вместе с тем - выделениеиз состава церкви нового общества. Е. нужно различать: от 1) раскола,который означает также обособление от состава церковного союза илиобщества верующих, но вследствие несогласия подчиняться данномуИерархическому авторитету, по разногласию, действительному или мнимому,в учении обрядовом, 2) от непреднамеренных ошибок в догматическомучении, происшедших вследствие того, что тот или другой вопрос самоюцерковью не был, в данное время, предусмотрен и предрешен символически

30. Сельскому бригадиру и Лидии Александровой

Спасибо за подсказку и ссылку на статью, с интересом посмотрела и прочитала.

29. Просвещаться нужно,анонимушка!

Артур,не древлеправославная, а истинно православные и подлинно русские люди,которые не пошли за раскольником Никоном! Когда у вас дойдет до разума духовная и национальная трагедия русского народа?

Аноним / 13.09.2011

28. Неугомонный аноним!

Артур,открывайте тему "Призрак оперы",тогда и поговорим,а пока идите и смотрите фильм о расколе!

Аноним / 13.09.2011

27. 25. А.В.Шахматов :

Как так отстаньте? Мы ждем Ваших комментариев в связи с новым ТВ-шоу "Призрак оперы"! ;) Меня, например, весьма удивило, что оперная дива Любовь Казарновская и экс-министр культуры Швыдкой уверены, видимо, что Далила отрубила голову Самсону. Думаю, они путают с Юдифью и Олоферном. Но помнят смутно, что Самсона как-то некрасиво подставили... Это же скандал! Почему молчит древлеправославная общественность?! :-)))

Артур / 13.09.2011

26. Отстаньте,ради Бога.

Артур,это в вашем поверстном понятии так.Вообще не хочу с вами общаться, а если хотите дурачиться,то идите к своим единомышленникам.

Аноним / 13.09.2011

25. Благодарю!

Георгий,я вернулся,чтобы поднять русский дух и интерес к РНЛ!

Аноним / 13.09.2011

24. 22. А.В.Шахматов :

Дорогой Шахматов, как обычно Ваши призывы к торжеству благоразумия находятся в некотором противоречии со всем прочим Ваши текстом :).

Артур / 13.09.2011

23. Артур не умнеет,к сожалению.

Артур,как всегда,психует,точнее стремится превратить жизненосную тему в болтологию.

Аноним / 13.09.2011

22. 18. А.В.Шахматов : ИСТОРИЧЕСКАЯ ИСТИНА!

Ура! Уважаемый Шахматов вернулся - теперь мы точно вдвое больше комментариев напишем! Ну, правда, скучновато стало - не хватает жизнерадостности и прямоты :-)

Георгий / 13.09.2011

21. ДОЛЖНО ВОСТОРЖЕСТВОВАТЬ БЛАГОРАЗУМИЕ!

О фильме идёт дискуссия на 100 мировых сайтах Интернета,что радует-может быть большая часть русского народа признает свое грехопадение, то есть раскается,что и поможет вновь русской нации стать хозяйкой на родной земле.

Аноним / 13.09.2011

20. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Клан Шахматовых пришел в состояние необычайного возбуждения :).

Артур / 13.09.2011

19. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИСТИНА!

ФИЛЬМ «РАСКОЛ» ПО РОССИЙСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ «КУЛЬТУРА», А ТАКЖЕ НА БОЛЕЕ СТА САЙТАХ ИНТЕРНЕТА. Все части фильма можно посмотреть здесь- http://www.youtube.com/watch?v=MLkVCLsjLPQ&list=PLDB3C208D48A129B9&index=8 Мнение о фильме Александра Шахматова: Серия 1-части 1,2,3,4 и серия 2-части 1,2,3,4 Начался фильм пением духовных стихов, с не измененными словами в молитве, правильным сложениям пальцев - двуперстие -для обнесения себя крестом, как и благословлял Христос Спаситель рода человеческого! Но все художественные фильмы имеют свою слабость-сумбурность и дешевизну, то есть проявляется «худо» - из-за ограничения знания и творчества постановщика - поверстное знание русской самобытности - странные костюмы, декорации и сцены, да и подбор слов и их грубое выражение не совсем соответствует Православию и русскости. Не были показаны главные игроки раскола - это заграничные «шакалы в овечьих шкурах», будем надеяться, что они появятся по ходу фильма!? Хотя характеры главных героев проявились: царь Алексей, со своей человеческой слабостью, будущий патриарх, Никон, со своей жестокостью - загнав коня до упада, Аввакум подтвердил свою преданность в Православной вере, с подражанием Святителю Николе-Чудотворцу – ударив богохульника в Храме. Словом, первые части ещё не наградило нас полной исторической истиной. Смотрим дальше - сегодня в 21 ч. 25 м., на Российском канале «Культура». Серия 3-части 1,2,3,4 и серия 5-части 1,2,3,4 Фильм начинает захватывать своей духовной напряженностью, проявляется историческая истина - нет грубых небылиц 17-го века. Хитрый Никон учуял царскую слабость и начал прокладывать дорожку для захвата церковной власти, открыто стал внедрять чужеземную «церковную» ересь и возвышать инородное «духовенство» - над русским. Словом, Никон уверенно исполняет роль, которая была ему доверена из басурманского мира. Появились греческие посланники, с пропапским уставом, которых принимал Никон, а не патриарх всея Руси, хотя и он уже поддался натиску врагов Церкви Христовой. Аввакум стал убедительным защитником Православного благочестия, за что и превратился в изгоя на родной земле. Не обошлось и без Голливудской пошлости – показали оголенного протопопа и молодых людей на берегу реки. Политическая атмосфера тоже заполняется антирусской и антидержавной смутой. Продолжение фильма следует - каждый вечер, в 21 ч. 25 м., по каналу «Культура». Советую всем смотреть! Показанные части можно смотреть по YouTube. Серия 5-части 1,2,3,4 и серия 6-части 1,2,3,4 К радостному удивлению, правдивость имеет место быть в фильме «Раскол» - нет в нем ярких подделок - искажения истории РПЦ. Да и актёры стали исполнять свои роли более убедительно. Борис Морозов уже раскусил зловещую затею Никона - стремление влиять на царя Алексея. Неискренность Никона дала о себе знать - сначала он отказался от Патриаршества - тактичный ход, а сам уже продумал, как будет управлять церковными делами. Прежде чем согласиться стать патриархом он выставил свои правила - все должны ему подчиняться. И, действительно, когда он достиг церковной власти, то сразу приступил к переделу всего, что было благочестием и символом Веры Христовой в Древней и Святой Руси. Открыто стал самовольничать, то есть все решал не собор, а патриарх, что вызвало духовную смуту в народе. Словом, Никон показал свою диктатуру. Продолжение следует завтра, в 21 ч. 25 м. на канале «Культура». Серия 7-части 1,2,3,4 и серия 8-части 1,2,3,4 Оказывается, чекисты появились уже 17 веке - такая же расправа с верующими, как и после кровавой революции - в начале прошлого века. Только безбожники могли уничтожать верующих, которые не предавая Бога и своих пращуров оставались верными Православному благочестию. Никон, как деспот, приказывал карать всех, кто не хотел искажать Веру Христову, то есть впадать в великий грех- басурманскую ересь. Особенно досталось от Никона благочестивым протопопам, а Аввакума даже сослал в Сибирь, где он сразу же начал творить чудеса - выгонять бесов из бесноватых. Одним словом, фильм открывает глаза на вековое духовное преступление. Продолжение следует. Серия 9-части 1,2,3,4 и Серия 10-части 1,2,3 Действительно, царь Алексей был слабоумным – подчинился раскольнику Никону, которого греческие еретики наградили подарками, от чего и закружилась голова «патриарха». Тем временем Аввакум страдал телесно в заточении, в Сибири, и только казаки помогали Ему, чтобы он вышел из неволи. Словом басурманская ересь прививалась русскому народу с такой же силой на Руси, как и коммунизм в России - притеснением, кровью и смертями. В фильме появились неподобающие сценки, видимо, постановщику, как еврею, необходимо показать разврат, причем прямо в Храме, чего, конечно же, не могло быть. Провал в битве со шведами – яркое доказательство кары Божьей. Похоже, что в итоге фильм может превратиться в Голливудскую помойку. После десятой части состоялась дискуссия, в которой приняли участие Михаил Кураев-автор фильма, протоиерей Леонид Пименов, архимандрит Тихон и историк Алексей Светозорский. И это был цирк- речь идёт о грехопадении и разделении нации, братоубийстве, погибло сотни тысяч истинно православных и подлинно русских людей, что и привело к геноцидной революции, а ныне к вырождению и вымиранию, а тут сидят типы, со смехом и лицемерными высказываниями. Бедная Ты, матушка, Россия. Серия 11-части 1,2,3,4 и серия 12- части 1,2,3,4 Первая картина сразу бросилась в глаза - над никонианской крестильной не купол - луковица, а масонская пирамида. Царица видит духовную смуту и открыто говорит Царю о его глупостях в управлении державой. За трапезным столом сидят царь, патриарх и польский посланник, и с головным убором употребляю пищу, как липовые христиане. Соловецкие монахи не принимают никонианские книги, с искаженными молитвами. Никон устроил церковный раскол и решил исчезнуть в монастырь, то есть спрятаться от своей вины, начал отказывается от патриаршества, одновременно говорит - почему его царь и народ не уговаривают остаться. Царь Алексей ведёт себя истерично и оскорбляет царицу – за то, что она назвала Никона “дураломом. Словом, два психопата у власти России, что и узрели греческие еретики, и стали ещё усерднее разрушать Русскую Православную Церковь. Между тем, иезуитское издевательство над праведником Аввакумом продолжается в Сибири - хоронит своих детей, которые умирают от голода и холода. Продолжение духовного преступления на Руси следует…

Аноним / 13.09.2011

18. Потомок подданных Императора Николая II

Я такой ширпотреб не смотрю. и вам всем не советую. Снмаются по двум причинам - дураков еще одурачить, православых разозлить. Ах, Ленин же еще сказал. что вас нужно кином обрабатывать.

17. п. 6,7,8

Этот фильм идет в мой новый раздел - "запрещен к просмотру" (для меня и моих окружающих).

Георгий / 12.09.2011

16. 4. Потомок подданных Императора Николая II

@@@ ...всегда найдутся ролле-лямпе с лебедевыми и домбровскими...@@@ Вам удобнее будет перечисленных кинокритиков одним словом писать, уважаемый ПэПэИэН-2.

Лебедевъ / 12.09.2011

15. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Относительно вступления "произошла национальная катастрофа, сильнейшие отголоски которой ощущаются до настоящего времени. Не случайно А.И.Солженицын усматривал между 17 веком и 17 годом прямую связь"- предлагаю почитать статью С.В.Фомина: "Как справедливо пишет предпринявшая исследование антицарского феномена старообрядчества Н. Михайлова, "излагать историю "буржуазной" революции в России, не обращая внимания на конфессиональную принадлежность этой буржуазии, тогдашних "олигархов", значит сознательно или по неведению замалчивать наиболее существенное в побудительных причинах к свержению Царя и разрушению монархии". http://www.rv.ru/content.php3?id=5983

14. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

В строчку Ютуба надо вставить: Раскол / (Серия 01)_1 Каждая серия разбита на 4 части по 12 мин. После каждого отрывка надо в указанной ссылке менять цифры: 2,3,4 И так можно просмотреть все серии.

13. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

На Ютубе есть первые серии.

12. а где посмотреть?

Хотя бы одну серию? Есть он в сети или на дисках?

11. 9. комментатор :

Так мы же все лентяи и бездельники, не забыли?..

Артур / 12.09.2011

10. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

откуда у вас время на просмотр сериалов только?.. (( у меня вот нет времени на тв, особенно на всякое псевдоисторическое "мыло". за последние 15 лет хороших исторических телефильмов в этой стране не снимали вроде бы...

9. 5. Артур

Я осилил первые 5 серий из 16, потом начал смотреть сериал "Охота на Берию", шедший параллельно весной 2009 года по Первому каналу. Пожалел, что не поступил так с самого начала. Что сказать? "Грозный" Эшпая такая же псевдоисторическая лабуда, как "Царь" Лунгина, только если в последнем хотя бы актёрская работа хорошая, то в первом полный мрак по всем статьям. Я испытал только одно чувство-омерзение.

8. 4. Потомок подданных Императора Николая II :

Да, тут особенной проницательности и не нужно, уважаемый Потомок. Тем более, когда у режиссера в фильмографии такой фильм как "Штрафбат"

Артур / 12.09.2011

7. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Плохой фильм. И духовно вредный. Способствует проявлению симпатии к сектантам-раскольникам. А это недопустимо.

М.Яблоков / 12.09.2011

6. 3. Русский Сталинист :

Нет, Дмитрий, эшпаевскую продукцию я не смотрел, но могу себе представить :(

Артур / 12.09.2011

5. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Основная мораль фильма будет все та же: Русь-Россия – несостоятельное по высоким цивилизационным меркам государство, обреченное нести это бремя постоянно, пока не подвергнется благодатному влиянию внешней устрояющей силы. Которая расположена поближе к Гринвичскому меридиану.

Я не смотрел, но я считаю... Уважаемый Артур! Полностью доверяю Вашему мнению, думаю, что Вы окажетесь правы. Лёгкая "патриотическая" истерика в объявлениях о выходе этого фильма только усугубляет скверные ожидания. Уже было подобное с фильмом "Адмирал", с фильмом "Остров", да и с михалковским безобразием тоже. После "Царя" наверно даже самый отчаянный "православный патриот" не решится расхваливать "Остров". Хотя, всегда найдутся ролле-лямпе с лебедевыми и домбровскими.

4. 1. Артур

Согласен с Вашим комментарием. Боюсь, что мы получим второго "Ивана Грозного" Эшпая. Помните эту чудовищную пародию на нашего Царя и его эпоху? Кто смотрел- тот не забудет. Ну, не дано в "свободной демократической" РФ снимать качественное историческое кино! Одни александры невские битвы да иваны грозные Эшпая выходят.

3. царь не знает, кисонка

идея заказа фильма для ТВ прста как огурец - священнослужители ведут нехорошую внутреннюю возню на фоне зарождающегося зуда модернизации на троне и повальной разбойной коррупции в верхах, которая же суть оказывается опорой государства...Побеждает прогрессивный поп ... ну прям как в производственных фильмах советского образца побеждал прогрессивный главный инженер...а царь не знает, кисонка, что его грошики прибират к рукам алчные, царь - он хороший... А что, хороший фильм, правдивый - ну прям как всей нашей экранно-телевизионной жизни

2. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

А я вот увидел хорошо просматриваемую гротеск-аналогию с днями нынешними нашей печальной церковной действительности. И за это благодарен создателям фильма. Ну, например, Арсений Суханов - это же серый кардинал нынешних реформ иеромонах Савва (Тутунов). Тоже из-за границы вызванный для этой цели. Ну и про... не буду распространяться, бо модераторы не пропустят, но пародия блестящая!

1. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Я посмотрел только одну серию, и поэтому, по нашей хорошей отечественной традиции, спешу высказаться :). Главное впечатление - чудовищная актерская работа! Совершенная, доведенная до абсолюта бездарность! И небольшое предсказание о фильме на тему истории русской Церкви и государства, созданном автором фильма «Маленький гигант большого секса». Почти уверен, что тема раскола будет включена в более широкий контекст, который нам постараются навязать: Русь-Россия – темное безалаберное плохо устроенное государство, в котором люди (не без достоинств, конечно) обречены страдать, драться, гибнуть… Сам раскол – лишь проявление этой самой русской безалаберности, русской неспособности совладать с собственными потенциями и громадностью вкупе с собственным самомнением, уверенностью в собственном мессианстве (всего за час фильма я увидел уже два таких намека: от грека-писаря при Никоне, и признание от самого Алексея Михайловича). Раскол будет представлен как борьба двух «темных царств»: мракобесного охранительского национального традиционализма и не менее мракобесного, но уже имперского, государственного деспотизма. Готов держать пари, что некоторое сочувствие авторов будет на стороне раскольников: ибо либерал-интеллигент готов приветствовать любое романтичеси-истерическое сопротивление официозу – тем более, когда сопротивление это олицетворяют столь яркие (киногеничные) люди, как Аввакум, боярыня Морозова… Ну, и понятно, что Алексей Михайлович будет изображен человеком с прогрессивными, даже либеральными (для его эпохи) задатками и склонностями, но вот косная и тупая махина русской государственности не даст им принести свои цивилизаторские плоды. Словом – чисто Медведев на троне. Основная мораль фильма будет все та же: Русь-Россия – несостоятельное по высоким цивилизационным меркам государство, обреченное нести это бремя постоянно, пока не подвергнется благодатному влиянию внешней устрояющей силы. Которая расположена поближе к Гринвичскому меридиану.

Артур / 12.09.2011
Кирилл (Сахаров):
Рождество у католиков
Наблюдения и размышления игумена Кирилла (Сахарова), посетившего костел святой Ольги в Люблино
26.12.2019
Хранитель факела Новороссии
О презентации книги С.В. Моисеева «Переход через пропасть»
10.12.2019
«Старообрядчество: история, культура, современность»
Заметки с научно-практической конференции, состоявшейся в Рогожской слободе
26.11.2019
«Человек потрясающего благородства»
Игумен Кирилл (Сазаров) о встрече с ветеранами комсомольского движения, на которой чествовали главу Луганского землячества в Москве Николая Челомбитько
12.11.2019
Все статьи автора