Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

12.09.2011


Игумен Кирилл (Сахаров) о сериале «Раскол» …

Члены общины нашего храма отложили просмотр накопившихся видеофильмов и сконцентрировались на фильме «Раскол». За последние почти сто лет это, пожалуй, самое громкое, объективное по максимуму и утрированное по минимуму, свидетельство о сути произошедшего в середине XVII века. А произошла национальная катастрофа, сильнейшие отголоски которой ощущаются до настоящего времени. Не случайно А.И.Солженицын усматривал между 17 веком и 17 годом прямую связь.

Когда я впервые услышал о фильме, у меня было противоречивое впечатление. С одной стороны, то, что фильм вышел, было ожидаемым событием. Не мог такой мощный пласт трагизма в нашей истории оставаться малоизвестным для большого количества людей. Не могла правда о событиях того времени не пробить толщу забвения, лжи и искажений. Не прорваться подобно источнику, который власти в хрущевское время тщательно бетонировали, чтобы пресечь поток паломников к нему. С другой стороны всякий художественный фильм, в котором содержалась значительная церковная компонента, вызывал муторное чувство: ну вот опять будет масса неточностей и ляпов, будет звучать искусственная речь в устах духовных лиц и т.д.

Когда же я просмотрел первые 6 серий фильма, то эти мои опасения в большой мере развеялись. Исполнители главных ролей произвели на меня впечатление своей «добротностью» вхождения в роль, особенно А.Коротков в роли Аввакума. То же самое могу сказать об исполнителях ролей Царя, о.Иоанна Неронова, Марковны и др. Вот только Никон показался излишне крикливым, натужно шумливым. Важна аргументация против новизн, прозвучавшая из уст героев фильма для многих наших современников это может быть открытием и откровением. Есть, разумеется, огрехи. В ряде авторских блогов и Живых журналов приводится россыпь неточностей обрядового и бытового характера. Опытному глазу они бросаются в глаза. Приятно удивило, однако, другое, а именно: тщательность воспроизведения тонкостей этого порядка, иногда даже, кажется, что нарочито четко и полно. Исполнители главных ролей заучивали порой непростые сугубо церковные тексты, приводимые в качестве апологии своей позиции. Надо отдать должное консультантам фильма и прежде всего сотруднику Старообрядческой Митрополии Г.Чистякову – профессионалу в области кинематографии.

Игумен Кирилл (Сахаров)Хочу еще сказать, что эротические сцены, без которых не обходится ни один современный фильм, наверняка покоробили и оттолкнули от фильма часть представителей старообрядчества. Всякое, конечно, бывало (см. обличения Царем недостатков монашеской жизни и вообще пороков в церковной среде). Понятно желание авторов внести своеобразный «оживляж», но жаль, что из-за этих моментов будет потеряна часть зрительской аудитории, причем из числа тех в защиту, которых фильм объективно направлен.

О музыкальном сопровождении фильма. К сожалению, не могу разделить восторги некоторых от работы Мартынова. Честно скажу, ждал большего. Вот, в общем, пока все.

Динамика событий в сценарии фильма набирает обороты. Знающие историческую канву событий с нетерпением ждут кульминации и развязки. Нарастает волна откликов самого различного характера: восторженных, умеренно-критических, тенденциозных и примитивно-обличительных и т.д. Все неравнодушные испытывают напряжение. Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый. Последствия его демонстрации пока несколько туманны, но скорее всего встряска, им произведенная, будет значительной и в полной мере проявится со временем.
P.S. В прошлом году я посетил родину двух главных антагонистов фильма протопопа Аввакума и Патриарха Никона. Села, в которых они родились (Григорово и Вельдеминово), находятся неподалеку друг от друга. В Вельдеминово, на горе, на месте дома, где родился Никон, установлена сень с крестом, под которой стела с изображением Патриарха в полном облачении. Рядом мраморное надгробие с крестом. На надгробии надпись «Его Святейшеству Никону, Патриарху Русской Православной Церкви от мордовского народа». Под горой источник с купальней. Запомнился контраст: барельеф Никона в полном облачении с холодным выражением лица и скульптура Аввакума в рубище, подпоясанном веревкой, с высоко воздетой рукой с двуперстным крестным знамением. И после смерти они очень наглядно противостоят друг другу…

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 78

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

78. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-16 в 00:27

ЧАСТИ ФИЛЬМА «РАСКОЛ» - СЕМНАДЦАТАЯ И ВОСЕМНАДЦАТАЯ
Яркая ложь, когда царь Алексей назвал малороссов «украинцами», но это заслуга писателя-сценариста, Михаила Кураева. Царскому безумству не было предела – начал духовно принуждать боярыню Морозову, но Она, как истинная христианка, не поддавалась бесовской напасти, и когда Её повезли по улице, то праведница призывала русский народ не предавать Правый Крест! Тем временем Никон продолжал свое злодеяние – отравив старца, который сказал о нем правду, в уютной ссылке. Никонианские архиереи пошли увереннее по еретическому пути, один из них хотел миропомазать боярыню, но Она оттолкнула его, как нечестивого, за что Её подожгли, но не до смерти - благочестивая царская дочь уговорила отца, чтобы он не убивал боярыню Морозову, сказала – «...если не освободишь праведницу, то она уйдёт в монастырь». Говоря о сомосжигании, да были единичные случаи, когда верные Благочестию добровольно шли в костёр, уготовленный для них слугами ереси, конечно, по христиански это не приемлемо, но по человечески можно понять – потому, что не давали веровать, молится и жить. Началось открытое и более ожесточенное гонение на всех, кто не предал Православную веру, которая была с Крещения Руси. Аввакум погибает телесно в темнице, но духовно становится богатырем, пишет свое последнее сказание. Новый патриарх рассуждает в угоду царю - заявив, « что он не знает ни старой и не новой веры, а служит власти», то есть карманный. Появился на белый свет будущий Петр первый-крушитель Русского царства, как православного, так и национального. Началась ещё сильнее никонианская инквизиция над истинными православными людьми, которые не отказывались от Православного Благочестия. Вдруг в царе проявлять человечность, и он стал признаваться в своем слабоумие и прегрешении, спросил приближенного к царскому семейству, то есть слугу, о здоровье его сыновей – Федора и Петра, который ответил, «что первый хил, а второй здоров», но Алексей-царь требовал подробности, на что слуга ответил:- «Вам правду царскую или Божью истину?», «не пустозвонь» ответил царь, «тогда Федору не жить» промолвил подданный. Умерла благочестивая боярыня Морозова в заточении, которая перед смертью уже не могла осенить себя крестным знаменем, в чем помогла Ей сестра. Перед смертью княгиня-супруга Морозова Бориса Ивановича сказала святые слова – на призыв никаниаанских реформаторов, чтобы Она смерилась с обновленчеством, но благоверная ответила словами Христа Спасителя, когда Его искушал сатана, на Святой горе, которые известны всему Христианскому миру. Заключительные части завтра.
77. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-15 в 08:50

Георгий,не путайте-не хочу общаться лишь с вами-потому, что веет от вас ложью и злом.
76. дезинфектор : Ева
2011-09-15 в 02:14

Не, у него из кина.
75. Георгий : 69. А.В.Шахматов
2011-09-15 в 00:54

А я с лгунами и злодеями [предпочитаю не общаться],простите.


Бог простит. Спасибо на добром слове, что меня записали во враги вместе с св. Феофаном Затворникам. Такой чести я еще не удосуживался.
74. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 23:54

ЧАСТИ ФИЛЬМА «РАСКОЛ» -ПЯТНАДЦАТАЯ И ШЕСТНАДЦАТАЯ
Масонско – папские деяния - сначала добились Никонского патриаршества, а когда Царь и народ стали против обновленчества, то сделали всё, чтобы его удалить с Церковного престола. Царь Алексий начал допрашивать русских епископов, как на иудейском суде - грубо и злобно. Греческие еретики, подчинив царя под себя начали нахально указывать русским, как верить в Бога и жить на белом свете. Устроили допрос и над протопопом Аввакумом, который достойно ответил толстякам - архиереям, что никогда не предаст Христову веру, и назвал всех их еретиками-раскольниками, а на их анафем плюнул. После чего царь Алексей решил сжечь Аввакума, но благочестивая царица отговорила его от смертоносного греха. Словом, Аввакум не пошёл ни на какие предлагаемые ему сделки и остался томиться в темнице. Устав РПЦ гласит, что патриархом на Руси может быть только русский, а греческие еретики назначили мордвина, из-за чего мы и получили духовно-трагическое последствие. Появились Разинские казачки, и предложили Никону быть с ними, и обещали посадить его обратно на патриаршеское место. Умерла благоверная царица Ирина – заступница Аввакума. Наконец-то царь Алексей осознал свое прегрешение - после того, когда Господь забрал у него сначала царицу, а затем и сына Алексея. Вскоре царь женится на Натальи Нарышкиной, и приглашает на свадьбу, на почетное место, боярыню Морозову, но она отказалась. Нынешние кликуши винят истинно православных и подлинно русских (староверов) в гордыне, чего у них, естественно, нет, а всего лишь верность к Православному благочестию, а их патриарх Никон был самым гордым и жестоким человеком на Земле. Фильм «Раскол» нужен, особенно для молодого поколения, чтобы они могли развеять вековую ложь против истинных русских христиан!
73. Ева : 40.. Потомок подданных Императора Николая II
2011-09-14 в 23:11

Это Булгаков.
72. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 18:47

Ну,вот,началась болтология,чтобы только запачкать духовную тему.
71. Потомок подданных Императора Николая II : на №45
2011-09-14 в 17:15

Вы процитировали не кино.
Или Вы не читаете?
Вероятно, Карлсона Вы тоже
знаете лишь в мультике.


Нет, это из кина. Снял режиссёр, у которого есть ещё один фильм с намёком на Вас: "Блондинка за углом". Фильм, по-моему, должен Вам нравиться - там "свок" крепко пригвождён. Да и кепку Вы воспринимаете чересчур болезненно. Ну, переоделись под мужчину - Жорж Занд, можно сказать. Керенский, чтобы не узнали, вообще в женское платье переоделся. Хотя, конечно, забавно - графиня, и вдруг в кепке - совсем как Ленин. Да ещё и директивы насчёт кино тоже даёте.
70. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 13:58

Как и нужно было ожидать, что врагам Бога, Православия, русскости и Российской державности, станет не по себе Историческая истина о Церковном расколе, который, к русской трагедии, свершился в 17 веке – потому, что легче не замечать грехи и попущения, то есть служение дьяволу.
69. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 13:58

Георгий пишет:Во 1х, я к Вам в товарищи не записывался. Ну во 2х, сделайте милость - опросите кого-нибудь из неверующих русских людей, посмотревших этот фильм. Узнайте, что они думают о Церкви. Впрочем, если Вы не в Церкви, то все мои посты мимо. С раскольниками я предпочитаю не общаться.
А я с лгунами и злодеями,простите.
68. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 13:55

Артур пишет:Да ведь там ссылки на летописи периода до Раскола, любезный Шахматов :-)))

Во - первых,летописи перепечатывают, и,к трагедии человечества,зачастую враги Христианства,во-вторых, напасть сатанинская на РПЦ с Крещения Руси.
67. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 13:51

Наталья Чернавская пишет:..,что из почти ста тысяч наших горожан хорошо, если десяток "Раскол" увидят...

Единицы ведут массы!
66. Наталья Чернавская : Шахматову
2011-09-14 в 12:44

Угадали, мне хотелось бы на рынке торговать, и именно на самом обычном. Магазинчик с книгами и дисками, пришёл человек за молоком с хлебом, и тут увидел и купил "Раскол" или Аввакума Житие с письмами. Такое желание у меня периодически возникает после посещения православных магазинов и ярмарок в Москве, но я понимаю, что оно несбыточное, на рынке если и идёт церковная торговля, то разве что свечами с иконами, и подозреваю, что из почти ста тысяч наших горожан хорошо, если десяток "Раскол" увидят...
65. Артур : 63. А.В.Шахматов :
2011-09-14 в 11:58

Да ведь там ссылки на летописи периода до Раскола, любезный Шахматов :-)))
64. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 11:57

Артур,хотя я согласен со Святым Иосифом Волоцким!
63. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 10:48

Артур,не верю заказным и под режимным писакам,так что читайте их и прибывайте в ереси.
62. Георгий : 60. А.В.Шахматов
2011-09-14 в 10:35


Вы рассуждаете,как иудей,враг России - русские ничем ни интересуйтесь,ничего ни знайте, ничего ни делайте..,а мы,иудеи, сделаем всё за вас.Нет,дудки,товарищ.


Во 1х, я к Вам в товарищи не записывался. Ну во 2х, сделайте милость - опросите кого-нибудь из неверующих русских людей, посмотревших этот фильм. Узнайте, что они думают о Церкви. Впрочем, если Вы не в Церкви, то все мои посты мимо. С раскольниками я предпочитаю не общаться.
61. Артур : Шахматов
2011-09-14 в 10:22

Истинно православные и подлинно русские люди не жгут людей



Ой, оставьте, мон шер:

В конце XV века в новгородских землях, а затем и в Москве распространилась ересь жидовствующих. Еретиками были священнослужители отрицавшие многие основополагающие каноны Православной церкви. На Поместном соборе 1490 года еретиков отлучили от Церкви, а новгородский архиепископ Геннадий
« повелел посадить их на коней, на вьючные седла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперед, а на головы повелел надеть им заостренные берестяные шлемы, будто бесовские; еловцыя на шлемах были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: «Вот сатанинское войско». И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере.[10][11] »

В 1504 году одним из обличавших «ересь жидовствующих» был игумен Иосиф Волоцкий. Количество сожженных неизвестно, летописец перечисляет по именам восемь человек, но добавляет «и иных многих еретиков сожгоша».[12]

Как писал А. Н. Афанасьев:
« Повесть о волховании, написанная для Ивана Грозного, доказывает необходимость строгих наказаний для чародеев, и в пример выставляет царя, который вместе с епископом «написати книги повеле и утверди, и проклят чародеяние, и в весех заповеда таких огнём пожечи».[13][14] »

В 1569 году плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины, а в августе 1575 года сожжено 15 ведьм в Новгороде («а сказывают ведуньи»).[15]

Наказания в виде сожжения заживо в срубе за «богохульство» стало обычным при Патриархе Иове (1589—1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих жрецов[16]. Английский посланник Флетчер, проживший в Москве полгода, стал свидетелем одной из казней:
« …муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.[17] »

В 1590-1591 годах по приказу царя Федора Иоанновича были сожжены колдуны в Астрахани.[18] Патриарх Иов писал царю:
« О великий государь, боговенчанный царь и великий князь Федор Иванович Всея Руси! Во-истинну еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародителю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в свое время идолы поправше и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя.[18] »

Следующим царём при патриаршестве Иова стал Борис Годунов (годы правления 1598—апрель 1605). В январе 1605 года в грамоте московского правительства указывалось, что «Люди, которые в государстве за их богомерзкие дела приговорены на сожжение, а другие к ссылке, бежали в Литовскую землю за рубеж и злые плевелы еретические сеяли». В том же 1605 году был сожжён некий Смирный за то, что «покинул веру христианскую да обусурманился».[19] Согласно летописи
« …бусурмана Смирного сведал, что он убусурманился, повелел ему дать разные муки, а напоследок же его окаянного велел обдать нефтью и повелел зажечь.[20]

60. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 10:03

Георгий пишет:Вы хороший, но очень наивный человек. Не важно какой режиссер и какие актеры. Кино делают деньги. А деньги в руках у иудеев. И снимают они эти "православные кина" для широкого зрителя, а не для Вас. Чтобы у зрителя после просмотра осталось гадливое чувство о Церкви и Царе. Все эти "острова", "цари", "попы" и "расколы" - красивые конфеты с горькой начинкой для обывателя. Православному человеку такие фильмы не нужны.
Вы рассуждаете,как иудей,враг России - русские ничем ни интересуйтесь,ничего ни знайте, ничего ни делайте..,а мы,иудеи, сделаем всё за вас.Нет,дудки,товарищ.
59. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 09:54

Артур пишет:Жгите дальше, любезный Шахматов! :) Мы трепещем! )
Истинно православные и подлинно русские люди не жгут людей,это делали еретики,которые раскололи РПЦ.
Ваш трепет не передо мной,а доложен быть перед Богом,Православной верой и русскостью.
58. Георгий : 54. А.В.Шахматов
2011-09-14 в 09:51


иудеи никогда бы не показали то,что необходимо знать нации,которая, из-за духовной слепоты, утрачивает свой духовный,национальный и державный стержень.


Вы хороший, но очень наивный человек. Не важно какой режиссер и какие актеры. Кино делают деньги. А деньги в руках у иудеев. И снимают они эти "православные кина" для широкого зрителя, а не для Вас. Чтобы у зрителя после просмотра осталось гадливое чувство о Церкви и Царе. Все эти "острова", "цари", "попы" и "расколы" - красивые конфеты с горькой начинкой для обывателя. Православному человеку такие фильмы не нужны.
57. Георгий : 53. А.В.Шахматов
2011-09-14 в 09:37


Георгий, писанину, с клеветой,Епископа Феофана уже много раз опровергали истинно православные и подлинно русские (староверы)


Вы серьезно думаете, что мнение Ваших "истинно православных" друзей превыше слов святых нашей Церкви? Вы слова святителя Феофана Затворника, св. Димитрия Ростовского и св. Серафима Саровского о старообрядцах клеветой называете? Вы, видимо, сами в расколе. Печально. Читал я всяких ваших апологетов. Все их доводы пусты. Трагедия была и, может быть, ее можно было предотвратить. Но время показало, кто прав. Старообрядцы выродились в "православных" протестантов. Бог им судья.
56. Артур : 44. А.В.Шахматов :
2011-09-14 в 09:32

Жгите дальше, любезный Шахматов! :) Мы трепещем! )
55. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 09:27

Наталия Чернавская,после такого заявления Вам лучше торговать на рынке, простите.
54. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 09:22

Георгий,фильм нельзя называть иудейским-потому,что он показывает историческую истину,да и писатель, Михаил Кураев, называет себя русским,относительно режиссера не могу ничего сказать-не знаю.Все актёры тоже русские!Наоборот,иудеи никогда бы не показали то,что необходимо знать нации,которая, из-за духовной слепоты, утрачивает свой духовный,национальный и державный стержень.
53. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 08:52

Георгий, писанину, с клеветой,Епископа Феофана уже много раз опровергали истинно православные и подлинно русские (староверы),так что не напрягайтесь.Опровержения есть и здесь-http://www.ruskline....cerkovnogo_raskola/
52. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 08:47

Фильм просвещает духовно слепых людей!Слава Богу,за всё!
51. : Ложью,злом и кровью веру не прививают...
2011-09-14 в 08:17

Георгий,называть не раскольников раскольниками-это ложная и злая ,вернее безбожная, пропаганда.
50. Наталья Чернавская : Шахматову
2011-09-14 в 04:23

Раскол - трагедия, а "Раскол" - кино, смешивать два эти явления и без меня есть тьма охотников, мне интереснее про кино под отзывом о фильме поговорить. В сущности, тема его, как пока мне кажется, с "Медным всадником" перекликается: хотели Царь с Патриархом Третий Рим построить, да глупые маленькие люди помешали, вечно они под копыта суются...Не знаю, хватит ли терпения досмотреть, Красное колесо вот не дочитала, посередине где-то бросила. Буду весьма признательна тому, кто посоветует, какие ключевые серии или фрагменты посмотреть, а ещё бы лучше просто дочитать по сценарию, актёров я уже могу представить. Мне интереснее всего Соловецкое восстание, разгром монастыря и смерть Алексея Михайловича, казнь пустозерцев и смерть Федора Алексеевича. Так ведь и было:взяли Соловки - умер А.М., а сожгли пустозерцев - Ф. А. У староверов есть умилительный настенный лист, попросту лубок, как встречаются под Вологдой два гонца: царский с повелением снять осаду и воеводы Мещеринова с известием о разгроме монастыря, справа царь на смертном одре, слева - картина разгрома, монахи замученные...Вот прямо готовое кино, бери и снимай, неужели не сняли и в какой серии разгром Соловков?
49. Наталья Чернавская : Георгию Д.
2011-09-14 в 04:01

На Ютубе качество лучше.
48. Георгий : Святитель Феофан Затворник Вышенский о старообрядцах и старообрядческом расколе
2011-09-14 в 01:25

Предыдущая ссылка оказалась неработающей. Привожу текст полностью.

/Цитаты взяты из книги «О Православии с предосторожностями от погрешений против него. Слова Епископа Феофана.» (издательский отдел Московского патриархата, 1991)/

1) Из главы 15 «Раскол не старина, а новшество», стр. 56–58:

«…Они все (старообрядцы. – Примечание публикатора.) твердят, что толки их суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? Всё это новые выдумки. Древлеотеческое предание содержится Православною Церковию. Мы заимствовали св.учение от св.Правосл. Греческой Церкви и все священные книги от неё к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150, до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексея Михайловича, переписчики неопытные начали их портить, и в продолжение сего времени все портили и портили и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отменили, и книги поставили в тот вид, как было издревле – разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих, и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира. Поди, кто хочет, посмотри в Патриаршей библиотеке, в Москве, старые книги, и – сами уверитесь. Стало, старые книги у нас, а не у раскольников, и древлеотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины, -- книги новы, и предание ново. Поясню вам это примером. Софийский собор в Киеве – древнейший Собор, -- был расписан изначала по стенам. Когда-то потом, не упомнит никто, заштукатурили эту роспись и на новой штукатурке снова расписали храм. Старая роспись осталась под низом. А вот, в недавнее время, эту новую штукатурку и с расписанием отбили, и восстановили то расписание, которое было под нею – древнейшее. Что это – новину внесли они в Софийский храм или поставили его в древний вид? Конечно, в древний вид поставили. Теперь Софийский храм находится в таком виде, как был в древности, а не в том, как был лет за 20. Вот так и с книгами было. Когда выбросили из них все, вновь внесенное, не поновили их, а на древнее возвратили, и наши исправленные книги суть воистину древние, а не раскольнические – испорченные.

Так и отражайте, когда кто из раскольников начнет толковать вам, что у них древние книги. Их книгам не больше 2-хсот, много 3-хсот лет; а нашим 1000 есть, и более. А когда станут они уверять, что у них древлеотеческое предание – у поповцев, или беспоповцев, у Филиповцев или Федосьевцев, у спасова согласия или у перекрещенцев, или у новых Австрийских проходимцев? Разве древлеотеческих преданий 10-ть? Ведь оно одно. Когда у них оно не одно, стало, оно не есть древлеотеческое, а все человеческие выдумки. У нас оно одно, и совершенно согласно с древнейшим преданием нашим, согласно с Греками и всеми православными Христианами, на всей земле существующими. У нас всюду согласие, а у них всюду разногласие. В иной деревне толка три-четыре, а то и в одном доме, тоже случается, и друг с другом не сообщаются. Где же тут единая Церковь Христова? Какое же это тело Церкви, когда все члены распались и разошлись в разные стороны? Где же это едино стадо? И как можно сказать, что единый, истинный, Божественный Пастырь есть их пастырь?

Судя по сему, ясно, как день, что у них нет истины, нет последования Христу, нет Церкви. А когда нет Церкви, нет спасения: ибо только в Церкви спасение, как в ковчеге Ноевом, Церковь Христова имеет священство. У них нет священства; стало, нет и Церкви. – Церковь Христова имеет Таинства. У них некому совершать Таинств; следовательно, у них и Церкви нет. Как это они дерзают еще отверзать уста свои и, приступая к православным, совращать их! Спасать, говорят хотим. Чем спасать, когда сами гибнут?! Сами гибнут и других влекут в пагубу, а не спасают. Заметьте себе. – Спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. – Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения.

Иные из них говорят: вот мы нашли теперь священство или завели корень священства. Завели корень, да гнилой – бесплодный. Сами посудите. – Амвросий, которого они сманили к себе, был связан запрещением, связан законною властию. Сей законной власти обетовал Господь: “Елико аще свяжете на земли, будут связана на небеси” ( Мат. 18, 18). Стало быть, и Амвросий тот был связан на небе. Если он связан на небе, то как он, связанный на небе, мог сообщать небесную благодать? Где он ее взял?! Не мог он ее сообщить, и не сообщал; и все, которые им поставлены, как были мирянами, так и остались мирянами, хоть их величают священниками и епископами. – Это одни имена, как когда дети играя дают себе разные титла – полковников, генералов, главнокомандующих.

Пусть, говорят, запрещен был. Его разрешили старцы. – Дивное дело! простые миряне разрешают епископа и возвращают ему власть епископствовать. Разве не знаете, что разрешать может только тот, кто имеет власть и рукополагать? Старики их и дьячковского посвящения не имели, как же могли они возвращать епископу епскопскую силу, когда это тоже есть, что и рукоположить? -- Не возвратили, и Амвросий остался запрещенным, несмотря на смешные над ним обряды. Если запрещен, то благодать в нем пресечена, если пресечена, то не могла изливаться и на других. Когда, напр., вода идет по желобу, то от него она переливается и на другие желоба и сосуды; а когда желоб запереть, вода не потечет по нему и не перельется на другие места и вещи. Так и Амвросий, пока не был запрещен, был подобен желобу, переливающему воду; а когда подпал под запрещение, стал то же, что желоб сухой, запертый, и не мог уже другим сообщать воду благодатную, которой сам не имел. – Так напрасно обманывают себя и других некоторые из раскольников, думая, что достали священство. – Имена завели, а дела нет. …».

(Сказано 16 июня 1864г. в г.Судогде, в соборе.)

+
2) Из главы 17 «Предостережение от расколоучителей», стр. 59 – 60:

«…Говорят они (старообрядцы. – Примечание публикатора.), что у них старые уставы и порядки: ложь это говорят они. Не у них старые уставы и порядки, а у нас; у них же всё новое. Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда, при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за 100 или 150 до блаженного Патриарха Никона и благочестивого Царя и Государя Алексея Михайловича. Всё, что у них; суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги неразумный Аввакум, да Никита Пустосвят и другие подобные, прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах, и что правильщики книг вводят новое. – На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое, и возвращали, а не изгоняли старое. – Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. – И они суть истинные нововводители. Так их и считайте, и говорить им не позволяйте, что они старой веры. – Они прямые нововеры и обманщики.

Говорят они, будто Государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить, это не от того, что Государь признал их веру правою. -- И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели Государь и их веру признает правою?! Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно – оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру; ибо из-под неволи что за вера? – А раскольники криво толкуют милость Государя Императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей. Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение. Остался бы разве этот закон в силе, если б Государь признал их сторону правою?!

Еще говорят раскольники: теперь разрешено печатать наши книги… Стало быть, познали, что в них написана правда. – Это говорят они про книги, написанные раскольниками, в коих раскол выхваляется и защищается. И в этом они криво толкуют дело. Печатать позволили эти книги не потому, что правду в них видят; а чтоб всем – и самим раскольникам показать: смотрите, каким нелепостям вы верите. Вы слыхали, верно, что бывает при увещаниях раскольников. Ясно и ясно растолкуют им, что они в заблуждении, и доведут их до того, что им нечего более сказать. Тогда для успокоения своей совести, и вместе чтоб прикрыть стыд, что без причины упорничают, они говорят: «Есть у нас книги, где все ясно доказано, что мы правы». Так говорят; но говорят несправедливо; ибо в их книгах ничего не доказано, а писаны одни басни нелепые. Вот и напечатали теперь некоторые из их книг, чтоб можно было их обличать ихними же книгами. Позволено сие затем, чтоб, когда скажет кто: есть у нас книги, где все доказано, можно ответить им: на – вот ваши книги. И тут все глупости писаны, а ничего не доказано. – Именно для этого одного и позволено напечатать; а они обращают это дело в свою пользу, будто печатанием их сторона признана правою. Это они криво толкуют. Будто все, что печатается, то истинно. – Мало ли басен и сказок печатают?! Басня и напечатанная все же остается баснею. Так и раскольнические книги – и напечатанные – все остаются нелепостями…»

(Сказано 27 июня 1864г. в с.Ландехе Гороховского уезда.)


+
3) Из главы 22 «Благоденствие от благословения Божия, подаемого за веру и благочестие. Как неверие и раскол губят веру и благочестие, то от них надо всячески беречься», стр. 73.:

«…Раскол (старообрядческий. – Примечание публикатора.) распространяется старыми девками, нередко развратными, и мужиками, иногда бродягами, а всегда такими, которые работать не хотят, и вздумали себе добывать хлеб ложнопоповством и жить за счет простых людей. Все они едва выучились читать и едва бредут по книге, а лезут в учители. Кричат: вот старая вера, вот отеческая вера; -- а видали ль они книги святых Отцев и прочитали ли хоть одну, о том и не спрашивай. – И вера-то у них новоизобретенная, и святые Отцы о такой вере и думать не думали. Какой святой Отец полагал веру в усах и бороде, в пальцах да в концах креста, в старых иконах и книгах или в том, сколько раз говорить “аллилуия”, сколько просфир иметь на обедне, как ходить по солнцу или против солнца? – Ни один. – Они спасительную веру полагали в святых догматах, заповедях, в святых Таинствах и в Церкви со священством; а это все мудрование мужиков, слепым невеждам свойственное. Не слушайте их и на глаза не принимайте…»

(Сказано 30 августа 1864г. в Вязниковском соборе.)

+
4)Из главы 23 «Раскольники не могут исполнить условий спасения; а то, чем они хотели заменить недостающее, никакой силы и цены не имеет», стр. 75 –77:

«…Они (старообрядцы. – Примечание публикатора.) сами видят, что у них не достает существенного, к делу спасения необходимого, именно: священства и Таинств; но успокаивают себя словами: «что мы – содержим догматы древлеотеческие, авось и с ними одними спасемся». Послушайте, что это у них за древлеотеческие догматы? Это – двуперстное сложение, двоение “аллилуи”, хождение по-солонь, не брить усов и бороды, имя Господа Спасителя говорит испорченно – Исус. Но просмотри ты всех св.Отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал сии мелочные вещи догматами? Ни одного. Есть ли у них хоть намек какой-либо на то, что от сих вещей зависит спасение? Никакого! Отчего же их называют древлеотеческими? – Оттого, что св.Отцов не читали, а знают, что св. Отцов слушать должно. Хоть и ничего не знают, но думают, что ссылкою на св.Отцов себя оправдают и дело выиграют.

В символе веры нам указано, как узнавать святую Церковь. Верую, говорит, во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь. Вот признаки Церкви истинной! – Единость, святость, соборность и Апостольность. Сличи-ка, есть ли у них все сии признаки? Ничего нет! Единости нет; ибо все разошлись в разные мысли, и один с другим не сообщаются. Святости нет; ибо без благодати какая святость? Только нечистота да грех. Соборности нет; ибо они отступились от соборных правил и не послушали собора Патриархов, представляющего вселенскую Церковь. Апостольства нет, ибо дальше Аввакума, да Никиты Пустосвята и других подобных нейдут, и не только до Апостолов, до наших святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа их не доведешь. Они все и учения их вчера, можно сказать, родились. – Вот, как у них нет признаков истинной Церкви, указанных в символе веры, они и выдумали другие. Не говорят: где единая, святая, соборная и Апостольская Церковь, там и истинная Церковь, а что говорят? – где двуперстное сложение, да двоение “аллилуи”, да испорченное имя Спасителя – Исус, там и церковь: и изменили истину на кривотолк.

Они говорят, что это у них древлеотеческие догматы. Какие это древлеотеческие? Они все новы, и древние Отцы о них совсем не знали. Вот как дело было: тотчас по крещении наших праотцев при св.Равноапостольном князе Владимире приняты были священные книги от греков в славянском переводе, -- и когда нужны были кому, тот нанимал переписчиков, и они списывали их. Пока были у нас греки-митрополиты, они, зная хорошо и греческий и славянский языки, и строго смотря за переписчиками, тотчас исправляли, если замечали ошибки. Но когда греки перестали у нас быть митрополитами, русские, не зная греческого языка, не могли замечать ошибок. – Так книги начали портиться. Это началось лет за 150 до патриарха Никона, и книги все более и более портились. Один опустил одно “аллилуия” из 3-х, а другой не посмел дополнить его, и стали писать “аллилуия” дважды. Имя Господа: Иисус – писалось “Ис.”, а произносилось все же “Иисус”. Не зная греческого языка, с которого взято сие слово, начали произносить – “Исус”, -- а потом и всеми буквами писать – “Исус”. Следовало спросить у греков, а они не спросили. – Иному вздумалось, что лучше двумя перстами креститься, он и внес это в книги. Так один одну внес в книги ошибку, другой -- другую; один одну прибавку сделал, другой -- другую. Как писалось, так печатать потом стали. Хоть печатчикам приказано было исправлять книги; но как они исправляли их по испорченным уже книгам, а больше по своему смышлению, то они еще более ошибок и прибавок наделали.

Ко времени патриарха Никона этих ошибок и прибавок было так много, что и учение истинное стало повреждаться. Заметив сие, патриарх Никон вошел в совет со всеми Патриархами, и все единодушно собором велели исправлять книги не по своему смышлению и не по русским книгам, а по древним греческим, которых навезли тогда всех родов великое множество. Когда поправили сим порядком книги, тогда они все стали, как были от начала со времен Владимира Равноапостольного. Все новые прибавки и ошибки выброшены, а поставлено все, как следует быть, и как было в начале. Так, патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны отбросил. Вот эти новизны и остались у раскольников и составляют их древлеотеческие догматы, как они говорят. Вы же сами посудите, какие это древлеотеческие? Древлеотеческие! – им всего будет, если от нас считать, лет 200 или 300. И это древние! – Древние-то, как Апостолы постановили, содержим мы, а у них все ново. И они не староверы, а нововеры. – Так вы их и считайте. Они и сами видят это отчасти. А кто не видит, может увидеть. Возьми старописанные и старопечатные книги и сличи, и увидишь, что мы совершенно правы, а они кругом виноваты.

О, блюдитеся, братья! дело спасения – великое дело, первейшее дело. Что уже хуже, как душа погибнет. А у раскольников нет ей спасения. Ибо у них нет священства и Таинств. Одна часть раскольников убоялась сего и стала искать священства. Долго принимали беглых попов; а потом какого-то австрийские раскольники нашли себе и беглого архиерея – запрещенного. От них и наши позаимствовались, давши много денег. Думают они, что нашли себе истинное священство чрез этого архиерея, а оно не истинное. Все одно – беглый же. Хоть и архиерей он, но то же, что поп-перемазанец, к тому же и под клятвою состоящий. Он был запрещен, стало, не имел благодати действующей; не имел благодати, -- не мог сообщать ее и другим. И хоть от себя наделал он многих архиереев и священников; но все это – одни имена без настоящей силы, лесть одна и скверноприбыточество.

Вот ослепление жалкое и пагубное! Потеряли раскольники истинную Церковь, и блуждают. Враг ослепил очи их. Зачем было им искать так далеко? – Пред глазами у них есть истинная св. Православная Церковь, а они не видят. Есть истинная Церковь, в которой все есть, есть здравое учение и заповеди Господни, есть Таинства и священство. Слепой ощупью найдет ее; а они не видят. На! вот она святая Православная Церковь, такая, которая силу имеет спасать послушных чад своих и возводить их к прославлению. Вот, смотри, в ней прославились святители – Тихон, Митрофан, Иннокентий и Димитрий Ростовский. А св.Димитрий еще спорил и обличал их, раскольников. Прославляя его мощи нетлением, Бог как бы говорит всем им: вот смотрите, он обличал вас, и Я прославляю его нетлением мощей, именно затем, чтоб вы видели глазами даже, что он говорил правду. Все сие, православные, и приводите себе чаще на память и тем веру свою утверждайте, а раскольников обличайте.

Вот благословенные Христиане благоразумнее поступили. Зная, что без священства нет спасения и что истинное священство негде взять, как в истинной Христовой Церкви, они обратились к правой Церкви и испросили себе священников. Священники совершают у них св.Таинства, а заповеди и догматы и прежде были у них. Вот и стал у них не безнадежный образ спасения. Ибо они стали иметь все, что нужно для спасения. Так уже если кто не хочет обращаться к Православной Церкви, прими единоверчество, а не губи души вне всякого общения со святою Церковию. Только это я говорю раскольникам: а кто в Церковь Православную ходит, тому в единоверческую не годится обращаться. Это значит назад пятиться, чему не подобает быть…»

(Сказано 31 августа 1864г. в с.Мстере Вязниковского уезда.)
47. Георгий : 46. А.В.Шахматов
2011-09-14 в 00:54


Самый важный момент фильма - раскрылась вся Греко - никонианская ересь-грехопадение.


Читать Вас, пожалуй, поинтереснее будет чем смотреть очередную иудейскую интерпретацию русской истории. Объективно о том времени может рассказать только глубоко верующий русский православный историк, который скорбит о тех событиях. А иудеи создают красивые "православные кина" с одной целью - вложить туда максимум антипатии к русским царям и Русской Церкви. Что же касается цитаты, то приведу ссылку на мнение св. Феофана Затворника.
http://apologetika.e...s.php?op=modload&;name=News&sid=1169&file=article&pageid=2
46. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-14 в 00:21

ЧАСТИ ФИЛЬМА «РАСКОЛ» - ТРИНАДЦАТАЯ И ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Греческие еретики продолжают наседать на царя Алексея и навязывать свою ересь. Пускают безбожные слухи в народ, «что собаки не могут благословлять», « если мышь съела освященную пищу, то не считается причащенной»… Композитор Мартынов начудил азиатским завыванием - причитанием, видимо, плохо знает о русской самобытности. Протопоп Аввакум продолжает просвещать и спасать Верой Христовой сибиряков! Никон так терроризировал верующих, что, будучи отстраненным, от Патриаршества, продолжал пугать честной народ. Аввакум возвращается в Москву, где его радушно встречает царь. Он, как и прежде, начал искренне и проникновенно проповедовать Веру Православную, что даже глухие и слепые ощущали его святые слова! Ещё одна Голливудская байка-царь занимается пересчетом кур в хозяйстве, то есть произошла странная фантазия у сценариста и режиссёра. Бывший каратель Аввакума пришёл к протопопу, чтобы Он его скоропостижно подстриг в монахи, видимо, тяжесть грехов была не под силу, после чего грешник скончался. Аввакум стал опасен для церковной реформы, и царь решил Его опять удалить из Москвы. Боярыня Морозова показала свою непоколебимую веру в Бога, верность Православной вере и мудрость! Русские люди уже стали считать Аввакума выдающимся русским писателем Святой Руси. Царь Алексей ещё сильнее стал верить и надеяться на восточных патриархов –«шакалов в овечьих шкурах».Возобновились телесные пытки над Аввакумом, чтобы он отказался от Православного Благочестия. Начался Соборный суд над Никоном, который заврался в своих показаниях, а затем обрушился с гневом на своих заказчиков - греческих еретиков –«приехали греческие волки судить русского медведя», но ему уже никто не верил. Церковная смута довела царя до умственного тупика, а о душе и говорить не стоит. Никону больше терять нечего и он пошёл против всех и вся. Просьба к Аввакуму примириться с Никоном увенчалась провалом, так как последний предал Святое Православие. Самый важный момент фильма - раскрылась вся Греко - никонианская ересь-грехопадение.
45. дезинфектор : Потомок подданных Императора Николая II
2011-09-13 в 19:57

Вы процитировали не кино. Или Вы не читаете? Вероятно, Карлсона Вы тоже знаете лишь в мультике.
44. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-13 в 19:44

Благодарность Русской Народной Линии, во главе с Анатолием Дмитриевичем Степановым, за то, что выставили статью игумена Сахарова - о фильме «Раскол»! Но, к сожалению, участвуют в дискуссии пока что анонимы: сталинисты, бригадиры, Артуры.., то есть, нет духовенства, богословов, общественных деятелей, верных сынов и дочерей России. Неужели большая часть русских захвачена «духовно - национальной слепотой», то есть не знают церковной истории и не имеет интереса к ее познанию? Конечно же, не хочется вверить в это!? Пока что присутствуют те, кто поносит правдивую историю и оскорбляет истинно православных и подлинно русских людей (староверов), иногда даже мешают им отвергнуть историческую ложь и зло. Но Истина сильнее, так что будем ждать лучших времен!
43. Эрик Лямпе : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-13 в 18:33

Фильм ужасный, я более 30 секунд смотреть его не смог. Это какая-то поделка, неумелая, оскорбительная. Актеры играют никудышно (следствие советской актерской школы), будто попали на съемки случайно.
Я уж не знаю, какой там сюжет и смысл у этого фильма, потому как смотреть его не смог, зато знаю точно, что лучшего средства для детей против любви к собственной истории не найти. Нарочно это делается. Идиотские фильмы вроде "Волкодав" или что-то там мультфильмное, с конем Юлием, почему-то куда зрелищней, чем этот "Раскол".
42. Георгий Д. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-13 в 17:01

41. Георгий Д. : Наталье Чернавской
2011-09-13 в 16:56

вот здесь уже 12 серий выложено в неплохом качестве.
40. Потомок подданных Императора Николая II : на №18
2011-09-13 в 16:33

Ах, Ленин же еще сказал. что
вас нужно кином обрабатывать.


Кстати, о кино: "Вы мужчина или женщина? - Я женщина. - В таком случае Вы можете оставаться в кепке."
39. Артур : 38. А.В.Шахматов :
2011-09-13 в 16:27

Не, ну его... Больно хлопотно. Да и ответственность, опять же. Я уж так...
38. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-13 в 16:01

Артур,будьте умнее.
37. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-13 в 15:55

Наталья Чернавская,и Вы,видимо, не поняли главной церковной трагедии,которая привела к геноцидной революции,вырождению и вымиранию русской нации,нас ныне должно быть не около 200,а 600 миллионов,так что продолжайте радоваться,вместе с теми собеседниками,которые смеялись и радовались духовному преступлению на Руси.
36. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-13 в 15:49

Н.Роппе,смотрите внимательно фильм,где всё сказано о нарушениях канонов,догматов...И здесь есть ответы,в комментариях, на ваш вопрос-http://www.ruskline....cerkovnogo_raskola/
35. Артур : 28. А.В.Шахматов :
2011-09-13 в 14:35

Дорогой Шахматов, да зачем же мне его смотреть, когда Вы и так нам расскажете его содержание? Вот же:

"Никон устроил церковный раскол и решил исчезнуть в монастырь, то есть спрятаться от своей вины, начал отказывается от патриаршества, одновременно говорит - почему его царь и народ не уговаривают остаться



Все же понятно! Я просто чувствую, как до моего разума начинает доходить "духовная и национальная трагедия русского народа"! :)). Не оставляйте нас! :)
34. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-13 в 14:15

Ну,а сталинист это заезженная старая пластинка.
33. Наталья Чернавская : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-13 в 14:15

Посмотрела первые серии до приезда о. Аввакума в Москву. А поскольку сначала искала и надеялась на "Культуре" посмотреть, то прежде фильма нашла и посмотрела там обсуждение. Батюшка -старовер пять с плюсом поставил, о.Тихон Шевкунов и проф. Светозарский - просто пять, когда об актёрах заговорили, профессор сказал, что Марковна хороша, влюбиться можно. С такой установкой и посмотрела. А.В. Шахматов не понял, чему радовались честные отцы, а я после просмотра поняла и вместе с ними порадовалась:в кои-то веки снят фильм по русской истории, достаточно внятный и просто красивый, из которого вырезать несколько сцен с голыми актёрами - и пожалуйста, детям в школе можно показывать! Ну, можно было ещё лучше - сценарий написать и актёров подобрать (к картинке у меня ни одной претензии не возникло в отличие от спецов, увидевших ляпы, возможно, потому, что у меня с Ютуба изображение так себе и картинка монохромная почти, я не поняла, по замыслу авторов или так загрузили). Игумен Кирилл прав, Царь и Аввакум с Марковной убедительнее Никона, то ли не вытянул актёр, то ли так написано, не поняла пока. И несколько глупых мыслей вслух: Рублёв лучше прежде всего потому, что короче, а уж потом размеры дарования и прочие подробности, всё-таки кино по определению - это "пришёл, увидел, пережил". А сериалы - это что-то другое, погружаешься, но пропадает...мммм...потрясение. Когда можно не один раз снова посмотреть, а тут вряд ли захочется.Не уверена из-за качества картинки, но показалось, что титры на ферапонтовских фресках идут, вкупе со звуком(Блаженны) смотреть - большое удовольствие, чуть ли не лучшая часть серии. Духовный стих в самом начале прекрасный, да и вообще, это же просто чудо, что можно, пусть с мелкими ляпами, пусть Москву где-то там снимали, но посмотреть на XVII век, то есть вполне добросовестную попытку воссоздания! Разве можно было 20-30 лет назад(когда погружена была я в эту тему, диссертацию писала и любила мысленно, начитавшись текстов "кино снимать") представить себе, что наяву увидишь... Аввакум и Марковна, протопоп с матушкой. Лучше, чем в "Попе", там мне Усатова больше Маковецкого понравилась, а здесь хороши и поп, и матушка. Почему профессору Марковна больше понравилась - отдельный вопрос. Видно, так редок теперь это тип женщин, что априори вызывает восхищение мужчин. Ничтоже супротив мужа глаголет, во всём поддерживает,все тяготы разделяет, детей на саночки - и бегом за мужем. Не говорю уже - многочадная. Ох, мы застали ещё таких старух у старообрядцев в 80-ые, которые и в ссылку за раскулаченными мужьями со всеми чадами ездили, и хоронили одного за другим своих деток. А потом этих мужей на войне поубивало, и жёны по их книгам грамоте учились и наставницами становились(что только после войны стало массовым явлением.В связи с чем последняя глупая мысль: ученье - свет, а неученье - чуть свет, и на работу. Хороша Марковна, спору нет, но именно на неё глядя, подумала я, что за 300 лет не нравы, наряды и прочие обычаи больше всего изменились, а именно положение женщины! А уж к лучшему или худшему - пусть каждая сама решает. Я, конечно, не убивала старого мужа кочергой, как в одном из эпизодов фильма рассказывается, но никто меня и не выдавал за старика замуж, чтоб потом живой закопать. В "Анне Карениной" Толстой описывает, каким открытием стало для Долли откровение Анны о противозаточных средствах. Это середина XIX века, дворяне. А в 30-ые годы XX газеты любили(много их перелистала, когда о раскулачивании на севере подбирала свидетельства) письма трудящихся женщин публиковать о непосильной жизни с просьбами к руководству аборты разрешить... Известно, чем всё это закончилось, вымираем не так уж и потихоньку. Но возврата к прошлому женскому типу (Марковны)я уверена, не будет, сейчас ни одна даже верующая женщина не будет рожать для того, чтоб хоронить. Тогда и сейчас - две разные цивилизации: веры всё меньше, медицины всё больше. Может, и не о том фильм, но кто о чём, а повешенный о верёвке...
32. : Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»
2011-09-13 в 14:14

М.Яковлев-аноним,продолжает свистеть,то есть лишь бы сболтнуть невпопад.
31. дезинфектор : А.В.Шахматов
2011-09-13 в 14:09

В чем конкретно ересь Никона? Именно ЕРЕСЬ.


Ересь
Ересь, еретики - На языке церковной догматики Е. означаетсознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного иформулированного догмата веры христианской, и вместе с тем - выделениеиз состава церкви нового общества. Е. нужно различать: от 1) раскола,который означает также обособление от состава церковного союза илиобщества верующих, но вследствие несогласия подчиняться данномуИерархическому авторитету, по разногласию, действительному или мнимому,в учении обрядовом, 2) от непреднамеренных ошибок в догматическомучении, происшедших вследствие того, что тот или другой вопрос самоюцерковью не был, в данное время, предусмотрен и предрешен символически
30. Наталья Чернавская : Сельскому бригадиру и Лидии Александровой
2011-09-13 в 13:12

Спасибо за подсказку и ссылку на статью, с интересом посмотрела и прочитала.
29. : Просвещаться нужно,анонимушка!
2011-09-13 в 12:56

Артур,не древлеправославная, а истинно православные и подлинно русские люди,которые не пошли за раскольником Никоном! Когда у вас дойдет до разума духовная и национальная трагедия русского народа?
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме