Николай Досталь: «Я считаю нашу картину исторически выверенной и убедительной» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Николай Досталь: «Я считаю нашу картину исторически выверенной и убедительной»

06.09.2011


Режиссер сериала «Раскол» не согласен с А.И.Солженицыным, что РПЦ должна покаяться перед старообрядцами …

Впервые отечественный игровой кинематограф рассказывает о церковном расколе XVII века, о судьбах исторических лиц - Царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича, Патриарха Никона, протопопа Аввакума, братьев Морозовых, боярыни Феодосии Морозовой. Подлинный смысл картины Николай Досталь видит в объединении россиян через осмысление своего прошлого и настоящего. Корреспондент «Российской газеты» побеседовал с режиссером.

«Вначале предполагалось, что премьера "Раскола" состоится на телеканале "Россия 1", и мы ждали, что так и будет. Ведь создатель фильма всегда стремится к тому, чтобы максимальное количество людей имело возможность посмотреть его работу. Но когда я узнал, что премьера состоится на телеканале "Культура", я был опечален, потому что он охватывает далеко не всю страну, особенно глубинку. Вот пример: в городе Кириллове, где снималось много эпизодов фильма, где жители города участвовали в съемках массовых сцен, не принимается "Культура", а только "Первый" и "Россия 1". А ведь Кириллов находится в 100 км от Вологды, в 600 от Москвы. Но нет худа без добра. Фильм не будет прерываться рекламой и "Раскол" будет идти в первозданном авторском варианте. Это большой плюс», - отметил режиссер.

Н.Досталь также ответил на вопрос корреспондента, что его натолкнуло на создание фильма, и как долго вынашивался замысел. «В моем фильме "Завещание Ленина", который посвящен нашему великому русскому писателю Варламу Тихоновичу Шаламову, есть эпизод, где он читает свое стихотворение "Аввакум в Пустозерске". Образ Аввакума у меня как-то очень отчетливо сопрягался с самим Шаламовым. И тот и другой - страстотерпцы! Только один - на Колыме, а другой на триста лет раньше - в Пустозерске. Один выжил в жутких условиях, а другой был сожжен. Вот такая у меня произошла сцепка. Мне запомнились первые слова этого стихотворения-поэмы: "Не в бревнах, а в ребрах / Церковь моя…" Эти же слова есть и в "Расколе". Работа над картиной продолжалась более четырех лет: приблизительно два года создавался сценарий, столько же картина находилась в производстве. Над сценарием трудился Михаил Кураев, а я ему, помогал. Даже, можно сказать, и так: иногда мешал, как ему кажется», - продолжил режиссер.

По его словам, создатели фильма «максимально использовали материалы историков: Карамзина, Соловьева, Ключевского, Карташова». «Также были куплены права экранизации на четыре книги Владислава Бахревского: "Аввакум", "Никон", "Страстотерпцы" и "Тишайший". Эти книги - чистая беллетристика. Мы использовали их для создания собирательных, не исторических персонажей, например, образа Саввы», - добавил Досталь.

Отвечая на вопрос, какова доля художественного вымысла в фильме, режиссер заметил, что, конечно, это художественное произведение. «Я даже больше скажу. В титрах вы не увидите ни одного консультанта. Почему? Потому что мы не хотели, чтобы к ним были вопросы. Все претензии зрителей берем на себя. Если бы мы следовали их точным советам, драматургия фильма разрушилась бы. Например, в то далекое время царь был сакральной личностью. Его никто в лицо не знал, кроме самого близкого круга людей, не было его портретов… Когда он появлялся на людях, что бывало крайне редко, проезжал по улице - все должны были падать ниц. А у нас царь общается с Саввой, с тюремными сидельцами. Это, конечно же, не очень правильно. Здесь мы все-таки следовали нашему художественному замыслу. Мы также сознательно ушли от обозначения точных мест действия и дат, потому что мы тогда просто запутали бы зрителя. А если говорить о соотношении в нашем фильме действительно исторических событий и художественных отступлений, то главные ключевые моменты истории точно воссозданы и по времени, и по месту: Москва, Пустозерск, взятие Смоленска, Мезень, ссылка в Сибирь - Енисейск, гибель Феодосии Морозовой», - подчеркнул Досталь.

По его словам, создатели фильма отвечают за то, что сделали. «Мы отвечаем фамилиями тех историков, которые описывали эти события, и на которых мы опирались. Я считаю нашу картину исторически выверенной и, надеюсь, убедительной», - добавил он.

Кадр из фильма Н.Досталя *Раскол*По мнению режиссера, у каждого своя правда: и у Аввакума, и у Патриарха Никона, и у Царя Алексея Михайловича. «Ведь что хотели создать Никон с Алексеем Михайловичем? Москву - третий Рим! Благая, великая цель! Москва была свободным, мощным, богатым государством. И под ее крылом хотели православный мир объединить. И Царь Никона поддерживал. Но какими средствами это делалось? Вот и получилось: цель - благая, а средства - отрубить голову, вырвать язык, сжечь… Как всегда, "цель оправдывает средства" - эта жуткая формулировка, которая следует за нашими правителями все время. У Аввакума, более прямая дорога. Он был сразу нетерпим ко всем новшествам: семь столетий люди молились и были святы, и теперь оказалось - не туда шли! Русский мужик к вере пришел через обряд, а потом уж молитву на слух выучил, потом грамоте научился. И что ж теперь ему говорят, что он неправильно молился столько столетий?.. Тут нельзя не упомянуть Александра Исаевича Солженицына. Он был целиком на стороне староверов и считал, что Русская Православная Церковь должна покаяться… Я могу его понять, потому что если говорить о староверах, действительно, они же не сопротивлялись. Их кололи, били, сжигали, а они убегали в леса, на чужбину. Но поднять оружие против власти? Они этого не делали. Просто терпели, терпели, терпели, почему их и называют "страстотерпцы". Но это Солженицын. Мы не выносим такой приговор», - продолжил Досталь.

Также кинорежиссер ответил на вопрос корреспондента, сможет ли его фильм пробудить у зрителей интерес к отечественной истории, культуре, к религии. «Всегда очень трудно вычислить и просчитать реакцию зрителя. Вообще, очень хотелось бы, чтобы все картины, которые я снимаю, смотрела молодежь; чтобы на будущее у них был какой-то задел. И этот фильм тоже обращен к ним… Мы плохо знаем нашу историю, плохо знаем наше прошлое. Как сказал Николай Рерих, камни прошлого - это ступени в будущее! Без знания нашего прошлого, мы будем наступать на те же самые грабли, которые раскинуты были еще триста лет назад. Несмотря на название, фильм ведет к объединению россиян через осмысление своего прошлого и настоящего», - заключил Николай Досталь. 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме