«Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Игумен Кирилл (Сахаров) о сериале «Раскол»

0
1732
Время на чтение 3 минуты
Члены общины нашего храма отложили просмотр накопившихся видеофильмов и сконцентрировались на фильме «Раскол». За последние почти сто лет это, пожалуй, самое громкое, объективное по максимуму и утрированное по минимуму, свидетельство о сути произошедшего в середине XVII века. А произошла национальная катастрофа, сильнейшие отголоски которой ощущаются до настоящего времени. Не случайно А.И.Солженицын усматривал между 17 веком и 17 годом прямую связь.

Когда я впервые услышал о фильме, у меня было противоречивое впечатление. С одной стороны, то, что фильм вышел, было ожидаемым событием. Не мог такой мощный пласт трагизма в нашей истории оставаться малоизвестным для большого количества людей. Не могла правда о событиях того времени не пробить толщу забвения, лжи и искажений. Не прорваться подобно источнику, который власти в хрущевское время тщательно бетонировали, чтобы пресечь поток паломников к нему. С другой стороны всякий художественный фильм, в котором содержалась значительная церковная компонента, вызывал муторное чувство: ну вот опять будет масса неточностей и ляпов, будет звучать искусственная речь в устах духовных лиц и т.д.

Когда же я просмотрел первые 6 серий фильма, то эти мои опасения в большой мере развеялись. Исполнители главных ролей произвели на меня впечатление своей «добротностью» вхождения в роль, особенно А.Коротков в роли Аввакума. То же самое могу сказать об исполнителях ролей Царя, о.Иоанна Неронова, Марковны и др. Вот только Никон показался излишне крикливым, натужно шумливым. Важна аргументация против новизн, прозвучавшая из уст героев фильма для многих наших современников это может быть открытием и откровением. Есть, разумеется, огрехи. В ряде авторских блогов и Живых журналов приводится россыпь неточностей обрядового и бытового характера. Опытному глазу они бросаются в глаза. Приятно удивило, однако, другое, а именно: тщательность воспроизведения тонкостей этого порядка, иногда даже, кажется, что нарочито четко и полно. Исполнители главных ролей заучивали порой непростые сугубо церковные тексты, приводимые в качестве апологии своей позиции. Надо отдать должное консультантам фильма и прежде всего сотруднику Старообрядческой Митрополии Г.Чистякову – профессионалу в области кинематографии.

Игумен Кирилл (Сахаров)Хочу еще сказать, что эротические сцены, без которых не обходится ни один современный фильм, наверняка покоробили и оттолкнули от фильма часть представителей старообрядчества. Всякое, конечно, бывало (см. обличения Царем недостатков монашеской жизни и вообще пороков в церковной среде). Понятно желание авторов внести своеобразный «оживляж», но жаль, что из-за этих моментов будет потеряна часть зрительской аудитории, причем из числа тех в защиту, которых фильм объективно направлен.

О музыкальном сопровождении фильма. К сожалению, не могу разделить восторги некоторых от работы Мартынова. Честно скажу, ждал большего. Вот, в общем, пока все.

Динамика событий в сценарии фильма набирает обороты. Знающие историческую канву событий с нетерпением ждут кульминации и развязки. Нарастает волна откликов самого различного характера: восторженных, умеренно-критических, тенденциозных и примитивно-обличительных и т.д. Все неравнодушные испытывают напряжение. Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый. Последствия его демонстрации пока несколько туманны, но скорее всего встряска, им произведенная, будет значительной и в полной мере проявится со временем.
P.S. В прошлом году я посетил родину двух главных антагонистов фильма протопопа Аввакума и Патриарха Никона. Села, в которых они родились (Григорово и Вельдеминово), находятся неподалеку друг от друга. В Вельдеминово, на горе, на месте дома, где родился Никон, установлена сень с крестом, под которой стела с изображением Патриарха в полном облачении. Рядом мраморное надгробие с крестом. На надгробии надпись «Его Святейшеству Никону, Патриарху Русской Православной Церкви от мордовского народа». Под горой источник с купальней. Запомнился контраст: барельеф Никона в полном облачении с холодным выражением лица и скульптура Аввакума в рубище, подпоясанном веревкой, с высоко воздетой рукой с двуперстным крестным знамением. И после смерти они очень наглядно противостоят друг другу…

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

78. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

ЧАСТИ ФИЛЬМА «РАСКОЛ» - СЕМНАДЦАТАЯ И ВОСЕМНАДЦАТАЯ Яркая ложь, когда царь Алексей назвал малороссов «украинцами», но это заслуга писателя-сценариста, Михаила Кураева. Царскому безумству не было предела – начал духовно принуждать боярыню Морозову, но Она, как истинная христианка, не поддавалась бесовской напасти, и когда Её повезли по улице, то праведница призывала русский народ не предавать Правый Крест! Тем временем Никон продолжал свое злодеяние – отравив старца, который сказал о нем правду, в уютной ссылке. Никонианские архиереи пошли увереннее по еретическому пути, один из них хотел миропомазать боярыню, но Она оттолкнула его, как нечестивого, за что Её подожгли, но не до смерти - благочестивая царская дочь уговорила отца, чтобы он не убивал боярыню Морозову, сказала – «...если не освободишь праведницу, то она уйдёт в монастырь». Говоря о сомосжигании, да были единичные случаи, когда верные Благочестию добровольно шли в костёр, уготовленный для них слугами ереси, конечно, по христиански это не приемлемо, но по человечески можно понять – потому, что не давали веровать, молится и жить. Началось открытое и более ожесточенное гонение на всех, кто не предал Православную веру, которая была с Крещения Руси. Аввакум погибает телесно в темнице, но духовно становится богатырем, пишет свое последнее сказание. Новый патриарх рассуждает в угоду царю - заявив, « что он не знает ни старой и не новой веры, а служит власти», то есть карманный. Появился на белый свет будущий Петр первый-крушитель Русского царства, как православного, так и национального. Началась ещё сильнее никонианская инквизиция над истинными православными людьми, которые не отказывались от Православного Благочестия. Вдруг в царе проявлять человечность, и он стал признаваться в своем слабоумие и прегрешении, спросил приближенного к царскому семейству, то есть слугу, о здоровье его сыновей – Федора и Петра, который ответил, «что первый хил, а второй здоров», но Алексей-царь требовал подробности, на что слуга ответил:- «Вам правду царскую или Божью истину?», «не пустозвонь» ответил царь, «тогда Федору не жить» промолвил подданный. Умерла благочестивая боярыня Морозова в заточении, которая перед смертью уже не могла осенить себя крестным знаменем, в чем помогла Ей сестра. Перед смертью княгиня-супруга Морозова Бориса Ивановича сказала святые слова – на призыв никаниаанских реформаторов, чтобы Она смерилась с обновленчеством, но благоверная ответила словами Христа Спасителя, когда Его искушал сатана, на Святой горе, которые известны всему Христианскому миру. Заключительные части завтра.
/ 15.09.2011, 20:27

77. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Георгий,не путайте-не хочу общаться лишь с вами-потому, что веет от вас ложью и злом.
/ 15.09.2011, 04:50

76. Ева

Не, у него из кина.
дезинфектор / 14.09.2011, 22:14

75. 69. А.В.Шахматов

А я с лгунами и злодеями [предпочитаю не общаться],простите.

Бог простит. Спасибо на добром слове, что меня записали во враги вместе с св. Феофаном Затворникам. Такой чести я еще не удосуживался.
Георгий / 14.09.2011, 20:54

74. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

ЧАСТИ ФИЛЬМА «РАСКОЛ» -ПЯТНАДЦАТАЯ И ШЕСТНАДЦАТАЯ Масонско – папские деяния - сначала добились Никонского патриаршества, а когда Царь и народ стали против обновленчества, то сделали всё, чтобы его удалить с Церковного престола. Царь Алексий начал допрашивать русских епископов, как на иудейском суде - грубо и злобно. Греческие еретики, подчинив царя под себя начали нахально указывать русским, как верить в Бога и жить на белом свете. Устроили допрос и над протопопом Аввакумом, который достойно ответил толстякам - архиереям, что никогда не предаст Христову веру, и назвал всех их еретиками-раскольниками, а на их анафем плюнул. После чего царь Алексей решил сжечь Аввакума, но благочестивая царица отговорила его от смертоносного греха. Словом, Аввакум не пошёл ни на какие предлагаемые ему сделки и остался томиться в темнице. Устав РПЦ гласит, что патриархом на Руси может быть только русский, а греческие еретики назначили мордвина, из-за чего мы и получили духовно-трагическое последствие. Появились Разинские казачки, и предложили Никону быть с ними, и обещали посадить его обратно на патриаршеское место. Умерла благоверная царица Ирина – заступница Аввакума. Наконец-то царь Алексей осознал свое прегрешение - после того, когда Господь забрал у него сначала царицу, а затем и сына Алексея. Вскоре царь женится на Натальи Нарышкиной, и приглашает на свадьбу, на почетное место, боярыню Морозову, но она отказалась. Нынешние кликуши винят истинно православных и подлинно русских (староверов) в гордыне, чего у них, естественно, нет, а всего лишь верность к Православному благочестию, а их патриарх Никон был самым гордым и жестоким человеком на Земле. Фильм «Раскол» нужен, особенно для молодого поколения, чтобы они могли развеять вековую ложь против истинных русских христиан!
/ 14.09.2011, 19:54

73. 40.. Потомок подданных Императора Николая II

Это Булгаков.
Ева / 14.09.2011, 19:11

72. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Ну,вот,началась болтология,чтобы только запачкать духовную тему.
/ 14.09.2011, 14:47

71. на №45

Вы процитировали не кино. Или Вы не читаете? Вероятно, Карлсона Вы тоже знаете лишь в мультике.

Нет, это из кина. Снял режиссёр, у которого есть ещё один фильм с намёком на Вас: "Блондинка за углом". Фильм, по-моему, должен Вам нравиться - там "свок" крепко пригвождён. Да и кепку Вы воспринимаете чересчур болезненно. Ну, переоделись под мужчину - Жорж Занд, можно сказать. Керенский, чтобы не узнали, вообще в женское платье переоделся. Хотя, конечно, забавно - графиня, и вдруг в кепке - совсем как Ленин. Да ещё и директивы насчёт кино тоже даёте.

70. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Как и нужно было ожидать, что врагам Бога, Православия, русскости и Российской державности, станет не по себе Историческая истина о Церковном расколе, который, к русской трагедии, свершился в 17 веке – потому, что легче не замечать грехи и попущения, то есть служение дьяволу.
/ 14.09.2011, 09:58

69. Re: «Фильм, несомненно, знаковый и давно ожидаемый»

Георгий пишет:Во 1х, я к Вам в товарищи не записывался. Ну во 2х, сделайте милость - опросите кого-нибудь из неверующих русских людей, посмотревших этот фильм. Узнайте, что они думают о Церкви. Впрочем, если Вы не в Церкви, то все мои посты мимо. С раскольниками я предпочитаю не общаться. А я с лгунами и злодеями,простите.
/ 14.09.2011, 09:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Вся премудростию сотворил еси!
Беседа с прихожанами о творении Божьем
05.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Павел Тихомиров
09.11.2024 06:14
Россия – идейный центр незападного мира
Новый комментарий от Агафон
09.11.2024 00:23
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
09.11.2024 00:00
Хватит ныть!
Новый комментарий от Агафон
08.11.2024 23:39
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от Vladislav
08.11.2024 23:35
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Vladislav
08.11.2024 23:33
«Разговоры о важном»: Что мы знаем об СССР?
Новый комментарий от Очевидец
08.11.2024 23:24