С 1 по 3 сентября 2011 года на Фанаре – районе Стамбула, где находится резиденция Константинопольского Патриарха, прошел Собор Предстоятелей Древних Патриархатов, пишет «Православие и мир».
Напомним, что впервые о том, что Константинополь планирует провести встречу Предстоятелей Древних Патриархатов и Предстоятеля Церкви Кипра стало известно в начале апреля сего года. Со ссылкой на кипрский источник такую информацию опубликовала греческая газета «Το Βήμα». На страницах этой же газеты 20 апреля появились и цитаты из конфиденциального послания Патриарха Варфоломея приглашенным на встречу Предстоятелям Церквей.
В процитированном фрагменте Патриарх Варфоломей приглашал в самом конце августа прибыть на Фанар Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Кипрского Предстоятелей для обсуждения проблем Ближнего Востока, а также «для обмена мнениями по православным делам, особенно по вопросу подготовки Всеправославного Собора». Там говорилось: «К этому призыву Мы вынуждены прибегнуть из-за того, что древние Патриархии Православной Церкви, вместе со Святейшей Церковью Кипра, поскольку они получили автокефалию от Вселенских Соборов, должны часто сходиться для совещаний по основным и фундаментальным вопросам Православной Церкви. Такие встречи собираются, конечно, не для совершенного исключения других Православных Церквей из процесса принятия общеправославных решений, а, наоборот, для поддержки и помощи Всеправославному единству».
При этом официальные лица Константинопольского Патриархата, а также СМИ этой Поместной Церкви, Патриархата хранили полное молчание по поводу запланированного Собора.
20 апреля опубликованный отрывок процитировали многие греческие СМИ, а уже 21 апреля началась довольно интересная реакция греческих обозревателей. Так популярный греческий портал inews.gr опубликовали статью Панайотиса Телеванту под названием «Вселенский Патриарх созывает Собор древних Патриархов и архиепископа Кипрского на Фанаре». Автор писал: «Этот шаг Его Всесвятейшества говорит о его непоколебимой решимости восстановить «пентархию» Патриархатов в качестве основы административной системы Церкви», а также упоминал, что «необходимо дать отпор амбициям русских».
Статья Панайотиса Телеванту, перепечатанная множеством изданий и скопированная на множество греческих форумов, породила шквал обсуждений и комментариев, в основном содержащими оскорбительные отзывы в адрес Русской Православной Церкви и восторженно приветствующих «восстановление» пентархии.
Термин «пентархия» (от греческих слов πεντά — пять + αρχία — власть — буквально «пятивластие») означает систему главенства в христианской Церкви пяти глав Церквей (Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской), сложившуюся после IV Вселенского Халкидонского собора (451 год). Пентархия разрушилась в VI веке, в связи с появлением автокефальных национальных Церквей, и окончательно стала невозможной после отпадения в раскол и ересь Римской церкви.
Но до сих пор, теория «пентархии» как пяти Патриархатов, главенствующих в Церкви, является для греческого богословия по сути общепринятой. Один из самых известных современных греческих богословов, и одновременно один из самых известных иерархов Константинопольского Патриархата Пергамский митрополит Иоанн (Зизиулас) в своих статьях и лекциях постоянно обращается к теме «пентархии», как действующему принципу жизни Церкви. Книга не менее известного богослова Христоса Яннараса, в которой целая глава посвящена защите и доказательству необходимости «пентархии», доступна и на русском языке (Яннарас Х. Истина и единство Церкви. Москва, 2006). Зачастую звучат и вовсе заявления подобные опубликованному на официальном сайте Бельгийской епархии Константинопольского Патриархата, где говорится, что «новые» Патриархаты не равны «древним».
К счастью, такие настроения в греческом мире не являются преобладающими. Так, уже 21 апреля 2011 года, греческий портал amen.gr опубликовал послание авторитетного иерарха Александрийского Патриархата митрополита Зимбабве и Анголы Серафима, в котором было сказано, что он не одобряет инициативу созыва Собора Древних Патриархатов, в частности по той причине, что этот созыв подчеркнет различие между одними Патриархами в ущерб другим.
Дискуссия среди греческих авторов продолжалась. Так, 13 мая, тот же портал amen.gr опубликовал другую статью – «То, что не должно быть забыто», принадлежащую перу Великого Иеромнимона Константинопольской Церкви профессора Аристида Панотиса. В ней содержалась пространная апологию теории «пентархии» со ссылками на Святых Отцов и греческих богословов. В итоге автор заключал: «Пентархия для всех православных является незыблемым вселенским учреждением, святоотеческим наследием Востока и Запада».
На сайте «Православие и мир» опубликован перевод с греческого Послания Собрания Блаженнейших Предстоятелей Древнейших Православных Патриархатов и Церкви Кипра, принятого 2 сентября в Фанаре.
«Побуждаемые словами Апостола, согласно которым в Церкви Христовой "страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12:26), мы собрались в престольном граде Вселенского Патриархата, славного своей историей и своими мученическими страданиями, по приглашению и под председательством первого среди нас по чину и чести, чтобы на деле испытать и явить любовь Христову, объемлющую нас (2 Кор. 5:14) во всякое время, в особенности же в дни искушений и горестей. Мы, на кого возложена ответственность управления и пастырского руководства исторически древнейшими Церквями, основанными Апостолами Христовыми и провозглашенными автокефальными на Вселенских Соборах единой неразделенной Церкви, собрались здесь, дабы возродить древний обычай, а также обменяться мнениями и оказать друг другу любовь и поддержку в связи с последними событиями на исторических территориях тех географических областей, где Провидению Божию было угодно с древнейших времен поместить наши Церкви», - говорится в Послании.
Как отмечается в документе, «по Божьему произволению, Церковь Христова как историческая реальность впервые возникла на территории, именуемой Ближним Востоком». «Ее основатель и краеугольный камень, Господь наш Иисус Христос родился по плоти в Вифлееме Иудейском (Мф. 2:1). В этих же краях Он избрал Себе двенадцать учеников и апостолов, послав их проповедовать Евангелие, прежде всего, в тех местах (Мф. 10:6), где впоследствии пострадал и воскрес, где была основана первая Церковь – Иерусалимская, и откуда затем апостолы понесли Его учение "всем народам" (Мф. 28:19). В этих краях были основаны и просияли первые великие центры христианства – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская Церкви – и были заложены основы устройства всей единой и нераздельной Церкви», - говорится в документе.
«В этих краях пустила глубокие корни Церковь Христова, в особенности Святая Православная Церковь. Эти края освящены кровью мучеников за православную веру и слезами просиявших в ней святых преподобных отцов. Никто не имеет морального права игнорировать это, и любые светские силы обязаны с уважением относиться к этому факту. Христиане, принадлежащие к Православным Церквям Ближнего Востока, живут в этих краях уже многие века, и никакие "этнические" или "религиозные чистки" не могут изгнать их или каким бы то ни было образом помешать их свободной жизни и деятельности на этой территории, не нарушив основных прав человека. Православная Церковь, следуя библейскому принципу "Господня земля и что наполняет ее" (Пс. 23:1), никогда не препятствовала мирному сосуществованию с Ней на одной территории народов, исповедующих другие религии. Даже когда другие религии силой захватили территории, на которых Она осуществляла свою деятельность в течение многих веков, Православная Церковь нашла способ ужиться и мирно сосуществовать с иноверцами. Религиозная нетерпимость никогда не была присуща Православию», - подчеркивается в Послании.
Как сказано в документе, «к несчастью, в наше время развился и обострился страх перед Другим, перед непохожим». «Опасность стать жертвой этой ситуации грозит даже христианам, особенно на территориях Ближнего Востока. Во многих случаях христиане рассматриваются как граждане "второго сорта". В других случаях оскверняются или даже уничтожаются места их религиозного поклонения – многие из которых являются ценными памятниками культуры – налагаются ограничения на совершение христианских религиозных служб и образование духовенства. Ко всему этому периодически добавляется насилие, убийства христиан фанатиками из экстремистских религиозных кругов. Конечно, само собой разумеется, что и христиане, где бы они ни находились, обязаны с уважением относиться к местам поклонения других религиозных общин. Мы, православные, верим словам Писания: "Совершенная любовь изгоняет страх" (1 Ин. 4:18). Мы не боимся Другого, какой бы ни была его вера. Мы лобызаем его, как брата, и ждем от него того же по отношению к нам. В то же время мы не перестаем требовать защиты, которую мы имеем право получать от государств, где живем. Мы убеждены, что это является единственным решением проблем многострадального ближневосточного региона, а также и всего мира», - говорится в Послании.
Авторы документа призвали усилить межхристианский и межрелигиозный диалог примирения. «Вселенский Патриархат вот уже много лет ведет такой межрелигиозный диалог с двумя другими монотеистическими религиями, согласно, в том числе, соответствующему решению III Всеправославного Предсоборного Совещания (1986 г.). Мы выражаем свое одобрение и поддержку этому начинанию, особенно в эти нелегкие дни, когда насилие охватило край, где впервые прозвучали заповедь любви и призыв к миру. Итак, обращаясь к политическим и религиозным лидерам Ближнего Востока и всего мира, мы призываем их выработать принципы и методы обеспечения мирного сосуществования верующих различных религиозных традиций и заявляем о своей солидарности с теми, кто подвергается дискриминации, насилию и гонениям. Мы сострадаем братьям, пострадавшим от вспышек насилия, невинным жертвам военных столкновений и множеству людей, вынужденных покинуть свои дома и встать на тяжкий путь эмиграции. Мы понимаем потребность народов в желанных для них политической свободе и защите их человеческих прав и призываем соответствующие правительства немедленно принять меры по полному обеспечению этих прав. Церковь не вмешивается в политику, отдавая "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:21). Политика как метод решения человеческих проблем относится к другой области, Церковь не имеет к этому отношения. Но сами по себе проблемы и основные человеческие и социальные принципы их решения не могут оставлять Церковь равнодушной, особенно когда затрагиваются или ставятся под угрозу достоинство и свобода человеческой личности как "образа Божьего" (Быт. 1:26) и Божье творение, которое "хорошо весьма" (Быт. 1:31)», - подчеркивается в документе.
Также в Послании отмечается, что «последний пункт – защита природной среды – нередко недооценивается и рассматривается как второстепенный перед лицом удушающего давления политических, социальных и экономических проблем, которые сотрясают сегодня ближневосточный регион». Но, по словам авторов документа, «подобный взгляд ошибочен и опасен».
«Уничтожение природной среды сведет на нет любые социальные и экономические успехи, достигнутые вследствие любых политических изменений, ради которых сегодня идет жестокая борьба и проливается кровь. Понимание этого привело нас к решению принять предложение Вселенского Патриархата подготовить и провести в ближайшее время встречу религиозных лидеров региона, в ходе которого будет согласован и провозглашен своего рода экологический вариант "Средиземноморской Хартии". Таким образом, Православная Церковь не только исполнит свой долг перед творением Божиим, но и внесет вклад в мирное сосуществование и сотрудничество религий раздираемого сегодня столкновениями средиземноморского региона», - говорится в Послании.
«Братья и чада о Господе! "От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым" (Рим. 5:3-5). Наш разум и сердце – с теми, кто сегодня тяжко страдает на территориях наших Церквей, с теми, кто лишен свободы и религиозных прав во всем мире, особенно на Ближнем Востоке. Мы, религиозные лидеры, к какой бы вере мы ни принадлежали, обязаны всем силами способствовать мирному сосуществованию всех религиозных общин в ближневосточном регионе. Этот край может и должен стать краем мира и дружбы между всеми людьми. Обращаясь с этим призывом отсюда, из этого Центра Православия, ко всем людям доброй воли, мы с любовью лобызаем и благословляем всех», - такими словами заканчивается Послание Собрания Предстоятелей Древних Патриархатов.