Критикующие систему ЕГЭ говорят о том, что она снижает качественный уровень образования, подменяя обучение дрессировкой; что она направлена не на самостоятельное мышление, а на зубрежку, а это искажает личность обучаемого; наконец, что она уже дала импульс новому витку коррупции в системе образования.
Мы заострим внимание на богоборческой сущности проекта. Познавая мир, человек использует дедуктивный и индуктивный методы, постоянно их сочетая между собой. Дедуктивный отталкивается от «готового» знания; индуктивный, отталкиваясь от фактов, создает знание сам. Дедуктивный метод необходим в науке, потому что каждая из отраслей научного знания начинается с аксиом, воспринимаемых как нечто безспорное. Однако основная сфера его применения религия, в которой значение не подвергаемых сомнению догматов несравнимо больше. Религия и наука – две взаимодополняющие системы, формирующие личность. Религия дает душе основное направление развития и сообщает ей устойчивость, наука же вооружает способностью мыслить самостоятельно.
Система ЕГЭ, помимо необходимых всякой науке аксиом, помимо объективно существующих и открытых наукой законов и правил, возводит в разряд догматов мнения мало кому известных людей, составителей «правильных» ответов на вопросы, предлагаемые Единым гос. экзаменом. Ученик может дать «неправильный» ответ (это относится прежде всего к гуманитарной сфере) не потому что не знает принятого считать «правильным», а потому что придерживается другого мнения, которое способен обосновать. Такой ученик встанет перед дилеммой: изменить своей совести или стать аутсайдером уже со школьной скамьи. А что это, как не посягательство на Богом данную свободу?
Аристотель в свое время утверждал: «раб от природы тот, кто настолько лишь причастен уму, чтобы понимать чужие мысли, но не настолько, чтобы иметь свои собственные» («Политика»). Система ЕГЭ именно учит понимать чужие мысли, ловить их так сказать, на лету, и моментально выдавать «правильные» ответы. При этом люди будут постепенно превращаться в «умных машин», instrumenta vocalia, как называли своих рабов древние римляне. Пока плоды названной тенденции не столь очевидны, потому что еще не вполне умерла прежняя система обучения. А вот сменится поколение-другое, и людей в основной их массе будет не узнать.
Сократ в свое время много сил употребил на то, чтобы показать людям разницу, существующую между знанием и мнением. Мнение ловится на лету, а знание добывается собственным трудом, становясь неотъемлемой частью свободной творческой личности, хотя и знание, как сказал апостол Павел, надмевает, поэтому, пусть и добытое напряженным трудом, оно не должно стоять во главе угла здания человеческой души. Но теперь ученики прежних инквизиторов и прежних марксистов стремятся придавить людей тяжестью своих мнений, - чтобы они и глаз к небу поднять не могли.
Господь сказал: «познаете истину, и истина сделает вас свободными». Существительное «истина» созвучно глаголу «искать». Она находится подобно сокровищу, и сама радость ее обретения является лучшей для человека наградой за понесенные труды. Школьное обучение, между прочим, призвано научить ребенка этому поиску, конкретные же знания, как таковые, зачастую являются лишь учебным пособием, необходимым для формирования этого главного навыка, имея который, человек не пропадет в жизни: буква убивает, а дух животворит.
И.А.Ильин пишет: «Нельзя строить жизнь народа и государства, убивая дух свободного исследования. Он необходим всем и всюду: земледельцу на пашне, скотоводу и лесничему, офицеру перед боем, солдату в разведке, почвоведу и геологу, инженеру и судье, врачу и воспитателю, купцу и промышленнику, народному учителю и портному... Ибо здоровая жизнь состоит в том, что человек творчески ориентируется в данной ему обстановке (исследование!), и ищет наилучшего исхода, самого достойного, целесообразного и, может быть, даже спасительного...».
Приведем и противоположное мнение, помещенное в опубликованных С.А.Нилусом «Протоколах сионских мудрецов»: «...зная из многовекового опыта, что люди живут и руководятся идеями, что идеи эти всасываются людьми только при помощи воспитания, даваемого с одинаковым успехом всем возрастам, конечно, только различными приемами, мы поглотим и конфискуем в нашу пользу последние проблески независимой мысли, которую мы уже давно направляем на нужные нам предметы и идеи. Система обуздания мысли уже в действии, в так называемой системе наглядного обучения, имеющей превратить гоев в несмыслящих, послушных животных, ожидающих наглядности, чтобы сообразить ее...» (Протокол №16). Этот провозглашенный принцип наглядности в настоящее время внедряется с ошеломительным успехом через телевидение, радио, интернет. Многие люди, и среди них дети даже младенческого возраста, точно обезьяны, копируют манеру поведения, манеру говорить и одеваться нынешних всенародных «воспитателей»-развратителей, этих, по словам Апостола Павла, «лжесловесников, сожженных в совести своей».
Лично для меня богоборческая природа внедряемой у нас вопреки позиции многих профессоров и учителей, священнослужителей и родителей, ответственных перед Богом за воспитание вверенных им душ детей, системы ЕГЭ очевидна. Наряду со зловонными информационными потоками, алкогольной отравой и прочими дурманящими зельями, а также всеми другими прелестями свободного рынка, где продается все: от тел и отдельных органов до душ человеческих, она призвана превращать наших детей в полурабов-полуживотных. И попустительствовать этому, на мой взгляд, грешно.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»
9. О богоборческой сущности ЕГЭ.
8. На 6, о. Илие
7. Всё верно
6. Воронову Ф.Ф.
5. о частностях
4. Совершенно верно.
3. Re: О богоборческой сущности ЕГЭ
2. О богоборческой сущности ЕГЭ
1. Re: О богоборческой сущности ЕГЭ