Сегодня мы видим, что ближневосточный регион, который вызывает интерес у глобальных сил НАТО, США, ЕС, которые обладают ресурсами, но не обладают формальным правом на глобальную власть менять ситуацию в целых регионах, подвергается агрессии с их стороны. Первым таким регионом оказался Ближний Восток. С одной стороны, он как бы застыл в своем развитии, там накопился протестный материал. С другой стороны, он очень близок к Европе, обеспечивает её энергоносителями, отсюда идут огромные потоки легальных и нелегальных эмигрантов. То есть он входит в систему интересов Евросоюза, определен в круг стран, которые непосредственно прилегают к ЕС, с которыми надо выстраивать отношения.
Уже в конце 90-х - в начале 2000-х годов были опробованы технологии так называемых «цветных революций» - в Сербии, затем и на постсоветском пространстве. Сейчас эта программа в адаптированном виде была перенесена на Ближний Восток. Мы видим, что она достаточно быстро сработала в Тунисе, где сместили правящий режим. Сложнее была ситуация в Египте, тем не менее и там произошла революция. Мы видим, что президент Египта отказался от власти и сейчас находится на тюремной койке, его больного возят в суд. И вот теперь остаются две проблемные страны - Ливия и Сирия. В Ливии эти технологии начали давать сбой, тут наложились социальная, экономическая и политическая база, которая была в стране при Каддафи. Этого, видимо, недооценили, как и решимость полковника к сопротивлению. Каддафи - человек решительный, и тем более, неуправляемый. Ливия, Триполитания образовалась из трех частей, имеющих традиции государственности. Здесь огромное количество племен. Схема Джамахерии, которую предложил Каддафи, определенным образом заморозила племенные разногласия. Это был союз племен. Племенные союзы играют в этой стране огромную роль. Племена от своих вождей просто так не отказываются. Механизмы глобальных сил в Ливии в условиях такого сопротивления начали проявляться достаточно четко. ООН приняла резолюцию, запрещающую полеты над Ливией, а она была использована гораздо шире - как поддержка боевых действий, использование военной авиации для воздушных ударов, есть сведения об инсценировках народного ликования, также есть сведения, что штурмовали резиденцию Каддафи силы спецназа, а не «повстанцы». И если в Тунисе мы могли наблюдать проявление народного гнева, хотя и это было отрегулировано, то в Ливии мы видим, что в условиях длительного сопротивления проявились те силы, которые организуют эти события. Собственно говоря, Ливия - это не самоцель, цель - выстроить целый регион, который будет устраивать те глобальные структуры, которые сейчас претендуют на руководство миром.
Что касается смены флага над посольством Ливии в Москве, то мне кажется, что это отчасти позволяет сделать прогноз о том, что сопротивление сил Каддафи будет сломлено. Либо он капитулирует, либо перейдет к партизанской форме борьбы, когда все центры управления Ливией, административные, нефтяная промышленность будут уже заняты силами, которые называют себя «повстанцами» и за которыми стоят ведущие западные державы. Сейчас в Ливии реальное двоевластие: Каддафи не отказался от власти и новое правительство, которое уже признают в мире и которое официально действует от имени Ливии, и, что самое главное, которое уже начало распределять квоты и контракты в нефтяной отрасли. Как всегда этика, нравственность, политика оказались завязанными на экономику. Например, интересы России в Ливии составляют 10 млрд долларов, интересы Китая в несколько раз больше. Переходное правительство Ливии уже намекает и России и Китаю на то, что продолжение поддержки Каддафи может привести к тому, что их экономические интересы могут пострадать. И видимо, возобладало направление реализма, НПС становится в Ливии реальной силой независимо от того, как он пришел к власти и кто его поддерживал. Это становится реальная власть, которую признают ведущие западные державы. Можно, конечно, продолжать катиться в карете прошлого и сожалеть о Каддафи, говорить о том, что его свержение было незаконным. Хотя сам лидер во многом личность сложная, противоречивая и не очень привлекательная, но, тем не менее, можно говорить о попрании законности в мире. С другой стороны, будучи реалистом надо выстраивать отношения с любым правительством Ливии, потому что поставки вооружения и работа в нефтяной промышленности в Ливии для России очень важны.
Я прогнозирую, что следующей на очереди стоит Сирия. Ситуация Ливией не ограничится, и российская и китайская дипломатия уже извлекли уроки из ситуации. А именно то, что нельзя поддерживать резолюцию ООН, даже воздерживаться нельзя при голосовании в случае, когда нет механизмов реализации этой резолюции. Вот резолюция по Ливии предоставила возможность странам НАТО реализовать её по своему усмотрению. То есть против законного правительства Ливии просто началась война, чего, конечно, резолюция не предусматривала. Мне кажется, что Россия и Китай пошли на принятие этой резолюции, чтобы не вступать в конфронтацию с западными странами. С другой стороны, опыт показывает, что такое вольное трактование резолюции ООН заставляет взвешивать, что важнее - конфронтация с Западом или продвижение силовыми методами интересов западных стран в тех регионах, где Россия и Китай имеют большие интересы. Кажется, в случае с Сирией второй подход победил, было признано, что лучше пойти на определенные противоречия. Мы видим, что резолюцию по Сирии уже пытались внести в Совбез ООН, но Россия и Китай говорят о том, что принятие документа, который дает возможность опять же расширенного трактования, просто не будет поддержано. Россия и Китай выступают за дипломатические методы воздействия на Сирию, а наших западных партнеров такие методы не устраивают. Они стремятся опять же включить военный сценарий, что говорит о том, что для Сирии готовится такой же план, как в Ливии. Но Россия и Китай этого не поддерживают, поэтому прикрыть агрессию решением ООН будет достаточно сложно. Им придется искать какие-то новые методы, а сопротивление Сирии будет ещё серьезнее, чем сопротивление Ливии.
Какие из всего этого следуют выводы? Сейчас перестраивается регион Ближнего Востока, где ситуация зашла в определенный застой. И следующим регионом, который потребует подобной перестройки, является постсоветское пространство. После распада СССР мы видим, что на этом пространстве пока не сложилось каких-то действенных структур. СНГ, которому скоро 20 лет, - это цивилизованная форма развода, как эффективную политическую и экономическую форму объединения государств его охарактеризовать пока сложно, да, наверное, оно таким и не станет. В то же время на страны постсоветского пространства обращают свои взоры и ЕС и США. Здесь имеют интересы Китай, Турция, Иран и главным игроком, естественно, является Россия. Сейчас перед Россией стоит вопрос, какую предложить интеграционную модель развития, которая бы привлекла страны постсоветского пространства, страны евразийского региона к тому, чтобы выстроить здесь международные отношения, создать силы и структуры, которые бы устраивали все государства и население этих стран, и чтобы не было повода для такого вмешательства, какое происходит на Ближнем Востоке, где страны не смогли выстроить региональные отношения, внутреннюю экономику и политику. Мы видим, что происходит внешнее вмешательство глобального уровня. Это определенные уроки и для постсоветских стран и для России. Мы видим, что российское руководство это понимает и занимает самостоятельную позицию, блокируется с Китаем. По тону заявлений дипломатических служб мы видим, что событиям в Ливии, хотя, казалось бы, это локальный конфликт, придается глобальная оценка, потому что нас окружает регион, который тоже требует перестройки, и применение в нем методов, которые используются в Ливии, тут просто недопустимо.
Юрий Косов, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор, специально для «Русской народной линии»
5. Re: Юрий Косов: «Ситуация Ливией не ограничится»
4. Re: Юрий Косов: «Ситуация Ливией не ограничится»
3. " ...и, что самое главное, которое уже начало распределять квоты..."
2. Re: Юрий Косов: «Ситуация Ливией не ограничится»
1. Что есть "национальные интересы"?