На девятый день после зверского убийства 17-летней Даши Максимовой более ста человек приняли участие в пикетировании здания Следственного управления Следственного комитета РФ по Республики Татарстан (РТ). Пикетчики вышли на акцию, чтобы потребовать справедливого расследования, обоснованно полагая, что правоохранители умышленно замалчивают роль в этом преступлении представителей кавказских диаспор.
Акция, организаторами которой выступили родственники, друзья и сокурсники Даши, а также представители молодежного крыла Общества русской культуры Республики Татарстан и просто неравнодушные горожане (в основном молодежь) прошла под лозунгами «Мы требуем справедливого расследования!», «Справедливость не зависит от национальности!», «Требуем наказать виновных!», «Следователи, у вас тоже есть дети», «Не скрывайте правду!», «Даша, помним, любим, скорбим».
«Мы собрались для того, чтобы потребовать объективного расследования, - изложил представителям СМИ основную цель мероприятия один из его организаторов брат погибшей Илья Максимов. – Мы не хотим, чтобы следователи вводили нас в заблуждение. Первоначально по этому делу было двое подозреваемых, на которых показал свидетель. Именно они приставали к Даше, кто-то даже видел, как один из них вытирал кровь с руки. Я не могу стопроцентно утверждать, что виноваты именно «люди южной национальности». Но нам кажется, что следствие с самого начала пытается уйти от этой неудобной версии. Я и моя семья считаем, что те двое человек «южной национальности», которые приставали к Даше на пляже, в той или иной мере имеют отношение к преступлению, и обязательно должны быть задержаны! Я приехал сюда не для того, чтобы обвинять все правоохранительные органы скопом, а для того, чтобы полиция предприняла меры для охраны таких мест общественного отдыха, как Глубокое озеро, чтобы они, наконец, начали защищать наших детей от посягательств преступников».
Напомним, что семью погибшей и русских общественников Татарстана насторожил тот момент, что уже буквально на второй день после убийства представители Следственного управления СК РФ по РТ стали заявлять, что нет никаких оснований для того, чтобы считать причастными к этому делу выходцев с Кавказа. При этом в телефонном звонке, который сделала Даша буквально за двадцать минут перед смертью своему молодому человеку Аделю Сафину четко прозвучало, что к ней пристают девять человек «южной национальности». Правда, чуть позже девушка перезвонила и сообщила, что инцидент исчерпан (за этот аргумент и зацепилось следствие), но, по словам очевидца, сделано это была таким напуганным и срывающимся голосом, что ее парень и его друзья поспешили на озеро, где и нашли ее раздетый и обезображенный труп. При этом все кто близко знал Дарью, говорят о том, что эту девочку было довольно сложно напугать и то, что она всегда умела постоять за себя.
В целом акция проходила спокойно, ее участники молчаливо стояли с плакатами, зажигали свечи. Тишину прервал лишь один пожилой участник Общества русской культуры РТ, который пришел на пикет с барабаном и стал выбивать дробь. После чего, к собравшимся вышли представители СУ СК РФ по РТ во главе с исполняющим обязанности начальника управления Айратом Ахметшиным. В разговоре с собравшимися и журналистами они сразу четко дали понять, что для них не существует «лиц кавказской национальности», а есть «просто люди, среди которых имеются и граждане России», и то, что версия об участии в преступлении «граждан, ранее проживавших на территории стран СНГ, не находит подтверждения». На сегодняшний день следствие рассматривает иные версии: с преступниками, которые действовали из корыстных побуждений, с преступниками хорошо знали погибшую, с преступниками, с которыми девушка могла познакомиться на пляже (хотя, судя по всему, «познакомилась» она только с вышеупомянутыми экс-гражданами стран СНГ), и преступниками, ранее судимыми за совершение аналогичных преступлений, или состоящими на учете у психиатра. Также правоохранители сообщили, что ими задержан один подозреваемый – татарин, уроженец Самарской области, в отношении которого проводятся необходимые следственные действия. При этом, по словам следователей двое задержанных по горячим следам армян так и остаются за решеткой, правда за другое, административное правонарушение.
Объяснения не удовлетворили пикетчиков, которые решили, что если в ближайшее время им не будет предоставлены убедительные доказательства непричастности к этому делу выходцев с Кавказа и участие в нем неких маньяков или, возможно, грабителей и даже приятелей покойной, то они соберутся вновь, но на этот раз уже на митинг. В то же время один источник близкий к руководству республики, пожелавший остаться неизвестным, прокомментировал ситуацию в таком ключе, что даже следствие и установит причастность к этому убийству «гостя с Юга», то его, в итоге, заставят признать себя либо татарином, либо русским. Все во имя того, чтобы ничто не поколебало реноме толерантного Татарстана, и не поспособствовало разжиганию пресловутой межнациональной розни.
Что характерно, пикет памяти Даши Максимовой не осветило ни одно республиканское государственное СМИ. А прибывший на место собкор «Пятого канала» Айрат Галимов, забыв о журналистской этике, начал обвинять организаторов акции в том, что они «делают акцент на национальности преступников». Впрочем, после поступка корреспондентки канала «ТНВ» Эльмиры Исрафиловой 9 июня публично назвавших участников пикета «Верните детям право изучать родной русский язык» - «оккупантами», подобный подход можно смело называть стилем татарской журналистики.
Не обошлось и без прямых провокаций, в частности организаторами пикета был выдворен за пределы его проведения молодой человек, который пытался развернуть перед камерами фоторепортеров плакат откровенно ксенофобского и неонацистского содержания.
Алексей Топоров (Казань)
2. Справедливость не зависит от национальности.
1. Справедливость не зависит от национальности.