Возвращение атеистического мракобесия

Архимандрит Георгий (Шестун) о проекте Закона об образовании

Новый проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» создан в духе декретов 1918 года, где говорилось об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Его вполне можно назвать «Декретом об упразднении школы в России».

Мы все учились в школе. В конце прошлого века она превратилась в «образовательное учреждение», а в новом проекте на смену этому пришла «образовательная организация». Может быть, с юридической точки зрения, в этом есть некий прогресс, но мне видится, что, исключив понятие «школа», мы теряем некий глубокий смысл. Восхищаясь успехами человека, мы часто повторяли «вот это школа!», а понятие «научная школа» или «школа жизни» знакомы были всем с детства. Мы переступали порог школы с трепетом и страхом Божьим: вступали в новый мир, таинственный и в некотором смысле священный.

Проект упразднил и учителя, жизнь которого была особым высоким служением, превратив его в «педагогического работника», который является «физическим лицом, состоящим в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся...» (пункт 23 статьи 2). Т.е. призвание учителя низводится до обязанности.

Исчезло понятие «духовно-нравственной личности», осталось просто «личность» (что это такое - понимай, как знаешь). «Духовно-нравственные ценности и принятые в обществе (каком?) правила и нормы поведения» (пункт 4 статьи 2) - понятия трудноопределимые, если потеряно слово «традиционные». «Традиционные для России нормы и правила поведения», «традиционные ценности» - это более определенные понятия, но именно от этой определенности и освобождает проект закона наше образование.

«Образовательные услуги» (пункт 15 статьи 2) - история педагогики такого еще не знала! Это новая категория в научной педагогике, так же как и «трудоемкость» (пункт 32 статьи 2), очень похожая на «трудодень».

Как критерии оценки образования вернулись и знаменитые ЗУНы (знания, умения, навыки), дополненные компетенцией, опытом деятельности и развитием способностей (пункт 20 статьи 2). Не имеет значения, каково духовно-нравственное развитие учащегося, а важно только приобретение им определенных знаний и усвоение некой информации. Т.е. из задачи образования вовсе исключается воспитательная часть.

Специалистам известно, что целью образования является вхождение в традицию, ее освоение, сохранение и передача от одного поколения другому. Традиция же есть способ сохранения или выживания народа в своем историческом бытии. Изменив традицию, мы обрекаем народ на вымирание, что и происходит в наши дни. Таким образом, для существования народа традиция должна храниться неизменной - меняются лишь условия, в которых она передается. Главной задачей закона «Об образовании» должно являться создание такой систем образования, такой образовательной среды, которая позволила бы сохранить традиционные ценности, традиционный уклад жизни, воспитать особый тип личности, присущий нашей цивилизации. К сожалению, предлагаемый проект рассчитан выполнить задачу совершенно противоположную. Он упраздняет даже те возможности, которые были в предыдущих законах.

Рассмотрим статью 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования». В пункте 1 говориться о признании приоритетности сферы образования (кто может в это поверить?!), в пункте 2 - об обеспечении права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (бедность и закрытие сельских школ - это ли не дискриминация?!).

В пункте 4 статьи 3 читаем, что одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «единство федерального образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство». Вот мы и встретили понятие «традиция». Про включение в мировое образовательное пространство в проекте все прописано до мелочей. А как сохранять национальные культуры и региональные культурные традиции, мы больше не встретим ни слова - это просто декларация. В предыдущем законе была дана возможность в рамках регионального и школьного компонентов образовательного стандарта изучать национально-религиозные культуры. Именно в рамках этих компонентов в тысячах школ в десятках регионов был введен предмет «Основы православной культура», разработаны и изданы учебные программы, учебные и методические пособия. Были подготовлены тысячи профессиональных педагогов по этому направлению. Открылись десятки факультетов теологии при высших учебных заведениях. Это была поистине народная инициатива родителей и педагогов. Инициатива, которая напугала власть. И теперь при помощи поправок ликвидировали региональный и школьный компоненты, лишили регионы самостоятельной политики в сфере образования, при помощи сомнительного эксперимента добивали право родителей и учеников на национально-цивилизационное образование.

Кроме того, в Конституции РФ есть понятие «многонациональный народ России», а понятия «многонациональное государство» не существует. Т.е. использовать его в данном случае неуместно. Во множестве словарей и энциклопедий многонациональное государство определяется как империя. Значит, или не используете в законе неконституционное понятие, или уж называйте вещи своими именами: «...культурных традиций и особенностей в условиях Российской Империи».

В новом законе в очередной раз декларируется светский характер образования (пункт 5 статьи 3), но совершенно очевидно, что речь идет о возрождении атеизма. Так упорно в проекте закона избегают разговоров об изучении религиозных культур, признании дипломов и степеней духовных школ и академий, включении в перечень ВАК теологии, что никаких сомнений в навязывании атеистической идеологии не остается. Разработчики упорно не понимают того, что целью светского образования является просвещение, в том числе и культурно-религиозное, а вероучительным образование является только тогда, когда его цель - формирование образа жизни на основании полученные знаний. Так вот анализ проекта как раз и наводит на мысль о том, что готовится закон не о светском образовании, а о вероучительном атеистическом образовании. Слово «религия» происходит от лат. religio, relegere - «связь», «связывать», т.е. религия - связь с Богом. Совершенно очевидно, что атеизм - своего рода религия, а атеисты - одни из самых верующих людей, поскольку так неустанно воевать против Бога могут только глубоко уверенные в Его существовании люди. И новый закон, исключая духовно-нравственное воспитание и культурное просвещение учащихся на базе традиции, навязывает системе образования религиозную атеистическую пропаганду. Наша система образования уже готовит, а сейчас узаконит подготовку атеистов по разным направлениям.

То, что новый закон больше похож на большевистский декрет, особо проявилось в некоторых статьях. И гнев, по всей видимости, вызвали наши православные учителя. Православную культуру практически запретили преподавать и тысячи православных педагогов вернулись к своим предметам. Но, естественно, они не отказались от своих взглядов и научного мировоззрения. В проекте закона им на первый взгляд даже позволяется «свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность» (пункт 3.1 статьи 48). Но в 49 статье у законодателей сдали нервы: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, религиозной пропаганды, или для побуждения обучающихся к действиям противоречащим Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации» (пункт 2 статьи 49). «Запрещается политическая агитация, религиозная пропаганда» - ну прямо Уголовный кодекс! Вот это уже серьезное предупреждение: попробуйте только скажите про Божественное Откровение или традиционные религиозные ценности и взгляды - могут и уволить. А то, что толерантность, гомосексуализм, феминизм и прочие пагубные «измы» есть политическая агитация партий и движений, распространяющих так называемые либерально-демократические взгляды - про это молчок.

Общее впечатление, что целью данного закона является разрушение того хорошего, что удалось до сих пор сберечь, и утверждение свершившихся беззаконий, вроде ЕГЭ.

Похвальны старания неравнодушных людей предложить свои поправки. Наиболее удачная попытка, как мне видится, получилась у М.Н.Кузнецова и И.В.Понкина, наверное, потому что они профессиональные ученые-юристы.

Оптимизма у меня по отношению к этому проекту не очень много: не для того он замышлялся, чтобы облегчить нам жизнь, воспитать достойное поколение русских людей. Да и проект «дебилизации России» никто не отменял, также как и проект «утилизации России», а данный закон - один из элементов этих проектов. Но Бог поругаем не бывает. Наши дети - нам их и воспитывать. Бог в помощь.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары, специально для «Русской народной линии»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

9. пре-троллинг

7. С. Швецов - не все мракобесы - православные...

НовоГеоргий / 02.09.2011

8. Re: Возвращение атеистического мракобесия

2 С. Швецов неужели вы перестали троллить? тогда согласен с последним комментарием, за искл.одной маленькой детали, но о ней в другой раз. 2 Филимонов мб, стоит, использовать умные методы? а насчет интернета - православные (и другие сильно верующие) больше других кричат про вред интернета. неужто его можно во благо использовать? никогда бы не подумал. а нанять преподавателя - это просто смешно. кое-где учителей просто нет, а кое-где денег у людей нет. и это "кое-где" явно превосходит 50% площади страны.

комментатор / 25.08.2011

7. 5. комментатору

Не верно. Не все антиклерикалы - мракобесы, а лишь некоторые. Не все православные - мракобесы, а лишь некоторые. Более того, среди православных (вообразите) встречаются антиклерикалы. Те, которые кричат о засилье - из тех и других - как раз мракобесы.

С. Швецов / 25.08.2011

6. Re: Возвращение атеистического мракобесия

Для нормального человека естественно быть частью не механически создаваемого "коллектива", а органически сложившейся общины. Что же касается так называемого "общества" - совершенно ясно, что общества как такового в этой стране нет, а то, что выдаётся за "общественное мнение" есть высокотехнологичный пропагандистский и рекламный продукт. Разумеется, долг любящего родителя - научить своих детей трезво оценивать окружающий мир, не позволить сделать из себя винтик, подчиненный интересам "коллектива" ( а фактически - хозяина этого коллектива), не стать умственно расслабленным потребителем рекламируемой продукции. В свое время родители как-то сумели объяснить мне, что советскую агитацию не стоит воспринимать всерьез, а орать хором вместе с "коллективом" - дело далеко не всегда почетное. Но ведь в те годы для пропаганды и формирования мнений использовались безнадежно тупые методы, которые вскоре и доказали полную свою несостоятельность. Теперь все намного изощреннее. А школа, как была при совдепии инструментом для штамповки мозгов, так им и осталась. Что же касается оптики и стереометрии, если они понадобятся ребенку и он почувствует тягу к их изучению - интернет к его услугам, а в крайнем случае можно и преподавателя нанять.

Филимонов / 25.08.2011

5. Re: Возвращение атеистического мракобесия

2 филимонов интересно, как вы дома научите ребенка воспринимать общество, коллектив? и хватит ли вас для преподавания стереометрии или основ оптики своему чаду? 2 щвецов вы все еще тут? тогда добрый день. есть 1 нюанс: антиклерикалы не мракобесы.

комментатор / 25.08.2011

4. 3. комментатору

Это не противоречие. Это диалектическая антиномия такая. Мракобесы с разных полюсов жить не могут друг без друга. Локализация себя любимых во вражеском окружении есть норма их мировоззрения.

С. Швецов / 25.08.2011

3. Re: Возвращение атеистического мракобесия

рнл продолжает публиковать академиков раен... а академики ран вообще планируются? автор очень много придирается к словам, причем местами не по существу, забывая о главном: атеисты и антиклерикалы твердо убежденно, что сейчас идет как раз засилие религии. странное противоречие, не правда ди?

комментатор / 24.08.2011

2. Re: Возвращение атеистического мракобесия

Необходимо разрабатывать и пропагандировать механизмы, позволяющие оградить детей от современного так называемого образования. Необходимым вещам можно неплохо научиться и на домашнем обучении. А современная школа в первую очередь формирует, точнее - деформирует личность, приводя ее к формату, востребованному государством и вообще не пойми кем, только не разумными родителями, любящими своих детей.

Филимонов / 24.08.2011

1. Автору

Вы меня извините,но я не знаю как обратиться по вашему сану к Вам,поэтому напишу просто батюшка.Уважаемый батюшка, все мы прекрасно понимаем,что этот закон противонародный.Напишу простой пример.Моя дочь решила устроить младшую внучку в садик.Пошла к заведующей,которая недавно ушла на пенсию,куда ходила старшая внучка.Она,заведущая,ей говорит"в садиках 40%даунов,40%олигофренов,а остальные нормальные дети.Так и оставили внучку дома,через два года отдадим её в дошкольную гимназию.Все эти дети вольются в школьную среду,а потом в университетскую.Вот какой написать закон для всего такого общества.В вузах облегчили бакалавром,в результате ослабили образовательную программу,многие сложные предметы выведены из курса,контрольные,курсовые убраны,уменьшены часы преподавания предметов,с некоторых специальностей убрана высшая математика и физика.Старые требования к учебному процессу обучаемые просто физически не освоят.Мы все говорим общество деградирует,говорим просто пустые слова.На самом деле никто не делал анализа как масштабно мы уже деградировали.Да есть дети одарённые и просто нормальные дети,но чтобы нормальный ребёнок не копировал других детей,а это свойство детского организма,т.е.в контакте он может стать такими как окружающие его,рекомендуют оставлять их дома до школы.Пьянство родителей,наркомания вот проблема,которую надо решать немедленно,потом будет уже поздно,будет не для кого писать законы об образовании. Не там мы видим главную проблему сегодняшнего дня.Это только моё личное мнение.

Люся / 24.08.2011
Георгий (Шестун):
Мы наблюдаем возрождение православной России!
О прогнозе о.Кураева, согласно которому наша страна вслед за Западом неизбежно пойдет по пути секуляризации
27.03.2019
«Это был интереснейший человек, оптимист, мудрец и настоящая монахиня»
На 60-м году жизни после тяжелого заболевания скончалась известный ученый и педагог монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко)
01.02.2019
Россия - как Иов Многострадальный
Гонения, которые Русская Православная Церковь пережила в ХХ в., - величайший акт испытания веры в истории всего человечества
10.01.2018
Хранитель Православной цивилизации
Архимандрит Георгий (Шестун) о новопреставленном рабе Божием - профессоре Викторе Тростникове
02.10.2017
Все статьи автора
"Обсуждаем закон об образовании"
Министерство просвещения стало врастопырку
Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами не довольны и православные, и либералы
19.09.2019
Страна пожинает плоды «педагогической диверсии» 2007 года
Ради нашего будущего, просто ради самосохранения власти нужно срочно возвращать массовое преподавание православной культуры в школе
16.09.2019
Греф – убийца экзаменов… и не только
О заявлениях и действиях главы Сбербанка, направленных на продвижение идей трансгуманизма
06.09.2019
Все статьи темы