Заявление Иерусалимского Патриарха вызывает печальные чувства. Прежде всего, оно указывает на недостаток миссионерской ревности и нежелание окормлять своих пасомых. Неоднократно многие жаловались на то, что Иерусалимский Патриархат практически не ведет просветительской работы среди палестинских арабов, которые остаются предоставленными сами себе. В результате отсутствия у Иерусалимского Патриархата желания с ними работать многие либо уезжают из Палестины, либо принимают ислам. Арабская палестинская община Иерусалимского Патриархата, к сожалению, на наших глазах стремительно тает. За последние 30 лет она уменьшилась практически вдвое. Более того, Иерусалимский Патриархат не проявляет особого желания работать и среди еврейской русскоязычной диаспоры, хотя как минимум 10% её выразили желание не иметь ничего общего с иудаизмом. Они открыто крестят своих детей, посещают православные храмы. Это очень большое поле для деятельности, которое практически никак не обрабатывается клириками Иерусалимского Патриархата.
Но когда же Русская Православная Церковь желает создать паломнический центр в Иорданской долине, который окормлял бы не только паломников, но и местных русскоязычных жителей и, тем самым внес бы свою лепту в просвещение израильтян и их обращение ко Христу, Иерусалимский Патриархат начинает протестовать, указывая на какие-то канонические нарушения. Простите, о каких канонических нарушениях собственно идет речь? Существует соответствующая многовековая практика монастырей и подворий. С V века существуют грузинские монастыри в Иерусалиме, например, монастырь Креста, где окончил свои дни знаменитый поэт Шота Руставели. В ХIII веке святой Савва Сербский основывает сербские монастыри, в XIX веке основаны русские монастыри на Святой Земле, которые находились под юрисдикцией Святейшего Синода Русской Православной Церкви.
Напомню, что вопрос о строительстве паломнического центра ставился еще с 2007 года, когда и начато было его строительство, но Иерусалимский Патриархат выразил своё возмущение почему-то только сейчас. В связи с этой явно запоздалой реакцией возникает вопрос: не связано ли это с политикой, с желанием грекоязычных Патриархатов отодвинуть Патриарший Престол Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с пятого места на неизвестно какое место? Ведь мы прекрасно помним, что такое стремление в свое время озвучил Архиепископ Кипрский Хризостом, который претендует на пятое место, ныне занимаемое Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Эта инициатива направлена против древних и утвержденных решений Святейшего Патриарха Иеремии от 1593 года, против установившихся Диптихов.
Неужели Патриарх Иерусалимский присоединится к этой кампании, которая является вопиющим беззаконием? Подобное стремление трудно характеризовать иначе как канонический разбой. Здесь проглядывает ещё одна вещь со стороны Греческих Патриархов, а именно стремление унизить славянский Патриархат. Впрочем, Московский Патриархат не является чисто славянским, он объединяет в себе и Молдавскую, Эстонскую, Литовскую, Латвийскую епархии и наконец Среднеазиатские епархии. Таким образом, со стороны Иерусалимского Патриархата проявляется стремление унизить Русский мир. Я очень люблю Грецию, греческий народ, уважаю высокий дух Византийства, очень люблю греческий язык. Но, к сожалению, среди греков проскакивает известное высокомерие по отношению к славянам, которое выражается в известной поговорке: «Вы, русские, конечно, замечательный народ, хорошо молитесь, но только в Раю вам будет трудно, потому что в Раю все будут говорить на греческом языке». Эта поговорка в ходу по отношению к русским, сербам, болгарам - и это прискорбно и весьма печально.
Иерусалимский патриарх говорит о некоей канонической акривии. Соблюдал ли Иерусалимский Патриарх эту акривию сам, когда без благословения Святейшего Патриарха Кирилла въехал на его каноническую территорию, а именно территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, где он во всеуслышание заявил о том, что автокефалия УПЦ МП не является внутренним делом Московского Патриархата? Простите, а чьим делом является этот вопрос, учитывая тот факт, что по решениям 1686 года, утвержденным, кстати, Константинопольским Патриархатом, Киевская митрополия стала зависеть не от Константинополя, а от Патриарха Московского и всея Руси? Подобные заявления трудно квалифицировать иначе как канонический разбой и грубое вмешательство во внутренние дела Русской Православной Церкви.
Ситуация 2011 года наводит на мысль о том, что нынешний демарш Иерусалимского Патриархата связан с большой политикой. Но на сей раз политикой светской. А именно с очередным натиском международного сообщества на Восток, с приближением предвыборной кампании в России и стремлением Запада через унижение Русской Православной Церкви в очередной раз дестабилизировать ситуацию внутри России. Это, конечно, очень прискорбно. Многие опасаются Восьмого Вселенского Собора и тех неправославных решений, которые могут быть приняты на нем. В настоящее время эти опасения выглядят неосновательными, мы очень далеки не только от Вселенского Собора, но и от нормального внутриправославного совещания, потому что православный мир, будучи внутренне духовно единым, на внешнем уровне, на уровне согласования действий между различными Патриархатами и Церквами выглядит весьма расколотым и разобщенным, что, конечно, весьма печально, особенно перед натиском глобализма. Ещё более печально то, что действия некоторых иерархов становятся элементами глобалистической игры, поскольку вражда внутри православного мира на руку только безбожным силам. Глядя на все это, вспоминаются горькие слова древнего палестинского старца: «Чада, ереси и расколы возникают только от того, что мы очень не любим друг друга».
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
8. Москва - Третий Рим.
7. Re: Канонический разбой Иерусалимского Патриарха
6. Печально.
5. Иерусалимский Патриархат не проявляет особого желания
4. Перестаньте ссориться.
3. Он же Иерусалимский!
2. До Восьмого Вселенского рукой подать...
1. Канонический разбой Иерусалимского Патриарха.