Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»

16.08.2011


По словам пастыря, в богатстве нет греха, если оно служит средством угождения Богу …

Как сообщалось, американские ученые провели исследование с целью проверки утверждения о том, что богатым людям плевать на чувства бедных и это действительно в подавляющем большинстве случаев оказалось так. Американский психолог и социолог Дачер Келтнер из Калифорнийского университета в Беркли, которые вместе с коллегами потратил значительное количество времени на изучение характеров обеспеченных людей пришел к выводу, что вне зависимости от воспитания и образования, подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуются только собственной персоной. То есть те, кто обладает максимальными возможностями оказания помощи нуждающимися, на деле является наименее альтруистичными. Свое мнение по этой проблеме уже высказал известный московский священник протоиерей Олег Стеняев. Сегодня мы предложили порассуждать на эту тему известного петербургского пастыря, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова.

Проведенное исследование всего лишь подтвердило святоотеческое учение о страстях. Как известно святые отцы первой из страстей называют сребролюбие. Всякая страсть в своем развитии искажает образ Божий в человеке и, в конце концов, способна довести душу до погибели. Безусловно, всякая страсть требует, как минимум, сопротивления, а как максимум – управления. Но нигде святые отцы не учили, что страсть побеждается её полным отрицанием. Например, страсть к блуду не нужно искоренять полным прекращением продолжения рода человеческого, а страсть чревоугодия – полным отказом от еды. Также и страсть сребролюбия не побеждается нищетой. В нищете могут развиться другие страсти – осуждения, гнева, зависти. Скорее нужно помнить о пути преодоления этой страсти через дела милосердия. И вот здесь открывается иная перспектива богатства.

Богатство дает гораздо больше возможностей для дел милосердия, чем нищета. Очевидно, что богатый человек может построить детские дома, помочь нищим, выступить инициатором социальных программ. Богатство – это потенциальная возможность. Вопрос в том, как им воспользуется человек. Всякое богатство – это только потенция. Человек даже владея миллионами, по существу ничем не владеет, кроме возможности употребить эту сумму на что-либо. В реальности он будет владеть только тем, во что он вложит и как использует имеющиеся у него миллионы. Здесь невольно вспоминается слово Господне «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Тут подсказка самого Спасителя, как надо распорядиться данным богатством и где его собирать на Земле.

В связи с этим мне вспоминается пример святого Иоанна Кронштадтского. С одной стороны мы можем сказать, что он был человеком нищим, потому что он в этой жизни фактически ничем не владел. Даже в его формулярном списке была запись, что он недвижимостью не владеет. Даже та квартира, в которой он прожил всю жизнь, ему не принадлежала. Это был дом причта Андреевского собора. Он не озаботился приобретением недвижимости на этой Земле. Тот дом, в котором сейчас располагается мемориальная квартира святого, является свидетельством его богатства и его нищеты. С другой стороны мы знаем, что через руки отца Иоанна в течение года проходило до миллиона рублей. Чтобы представить это в нынешних ценах, надо добавить ещё три нуля и получится астрономическая сумма. Но как батюшка распоряжался этими деньгами? Они приходили к нему от жертвователей и не задерживались у него в руках, а тут же воплощались в его добрые дела, в дела милосердия. На эти средства святой Иоанн Кронштадтский построил Дом трудолюбия, основал первый в России приют-ясли. Именно оттуда и пошло само название «ясли». По праву, портрет отца Иоанна Кронштадтского должен бы висеть во всех яслях Российской Федерации, как родоначальника этой идеи. Отец Иоанн помогал бедным сельским храмам, конкретным людям. Будучи бедным – он был богатым, и, будучи богатым – был бедным.

В чем тут секрет? В том, что отец Иоанн Кронштадтский не считал приходившее к нему богатство своим. Так же как мы не считаем своим воздух, которым дышим. Такое христианское отношение к богатству дает возможность использовать его на служение Богу. Славянская этимология слова «Бог» связана со словом «богатство». Бог - это Тот, у Кого всё есть и Который всё отдает нам. Тайна богатства раскрывается тогда, когда мы его не берем, а отдаем. В послеевангельских источниках записано высказывание Христа о том, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Я думаю, что если человек богат этой мудростью, то он богат по-настоящему. Тогда богатство для него становится средством угождения Богу.

Можно вспомнить и Святителя Николая Чудотворца, когда он, бросив в окно дома бедной семьи мешочек с деньгами, спас трех дочерей неблагоразумного отца. Если бы он сам был нищим, то не смог бы этого сделать. Часто, чтобы помочь ближнему, просто не обойтись без материального блага. Думаю, что для тех людей в России, которые обладают богатствами, есть очень много возможностей для его приложения, чтобы послужить Богу, своему народу, Отечеству. Сколько разрушенных храмов, памятников культуры, сколько детей нуждающихся в помощи! Надо бы помогать одиноким пожилым людям и многодетным матерям. Кто мешает и нам, священникам, помогать нуждающимся прихожанам, например тем, кто имеет много детей? Так, в нашем приходе уже стало традицией ознаменовать рождение ребенка сбором пожертвований для оказания существенной поддержки молодой семье.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 31

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

31. Алексей : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»
2011-09-01 в 10:57

Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых...
http://pravoslavie.ru/put/47036.htm
30. Косьма : о.Геннадий выставил дополнение к этой статье
2011-08-19 в 00:34

http://otets-gennadi...urnal.com/77523.html
Вчера очередной раз позвонили с РНЛ (Русской Народной Линии). Должен сказать, что подобные вопросы с РНЛ мне поступают внезапно, застают меня в самых неожиданных обстоятельствах: в храме, в дороге, на трапезе, в кабинете… Ответить нужно сразу, сходу. Хочется сказать что-то душеполезное, значимое. Иногда хочется попросить тайм-аут и сказать: «Перезвоните позже», - но с другой стороны такой «интеллектуальный экстрим» обостряет мысль, и я всегда говорю без подготовки, импровизом. Потом иногда хочется какие-то мысли уточнить. Это, как правило, я делаю у себя в блоге.
На этот раз мне предложили вопрос о христианском отношения к богатству. Тема не простая, особенно в наше время. В стране, в которой живет столько людей за порогом бедности, оправдывать богатство заведомо непопулярная тема. Поводом к вопросу стало «исследование американского психолога и социолога Дачера Келтнера из Калифорнийского университета в Беркли, который вместе с коллегами потратил значительное количество времени на изучение характеров обеспеченных людей пришел к выводу, что вне зависимости от воспитания и образования, подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуются только собственной персоной. То есть те, кто обладает максимальными возможностями оказания помощи нуждающимися, на деле является наименее альтруистичными».


Также мне вспоминается пример святого Иоанна Кронштадтского. С одной стороны, мы можем сказать, что он был человеком нищим, потому что он в этой жизни фактически ничем не владел. Даже в его формулярном списке была запись, что он недвижимостью не владеет. Даже та квартира, в которой он прожил всю жизнь, ему не принадлежала. Это был дом причта Андреевского собора. Он не озаботился приобретением недвижимости на этой Земле. Тот дом, в котором сейчас располагается мемориальная квартира святого, является свидетельством его богатства и его нищеты. С другой стороны мы знаем, что через руки отца Иоанна в течение года проходило до миллиона рублей. Чтобы представить это в нынешних ценах, надо добавить ещё три нуля и получится астрономическая сумма. Но как батюшка распоряжался этими деньгами? Они приходили к нему от жертвователей и не задерживались у него в руках, а тут же воплощались в его добрые дела, в дела милосердия. На эти средства святой Иоанн Кронштадтский построил Дом трудолюбия, основал первый в России приют-ясли. Именно оттуда и пошло само название «ясли». По праву, портрет отца Иоанна Кронштадтского должен бы висеть во всех яслях Российской Федерации, как родоначальника этой идеи. Отец Иоанн помогал бедным сельским храмам, конкретным людям. Будучи бедным – он был богатым, и, будучи богатым – был бедным.
В чем же тут секрет? В том, что отец Иоанн Кронштадтский не считал приходившее к нему богатство своим. Так же как мы не считаем своим воздух, которым дышим. Такое христианское отношение к богатству дает возможность использовать его на служение Богу. Славянская этимология слова «Бог» связана со словом «богатство». Бог - это Тот, у Кого всё есть и Который всё отдает нам. Тайна богатства раскрывается тогда, когда мы его не берем, а отдаем. В послеевангельских источниках записано высказывание Христа о том, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Я думаю, что если человек богат этой мудростью, то он богат по-настоящему. Тогда богатство для него становится средством угождения Богу.
Подытожить разговор я бы хотел такой формулой: христианин, конечно, не обязательно должен быть богатым, но богатый человек должен быть христианином, чтобы его богатства не пропало даром.
29. Людмила Николавна : Н.Ролле
2011-08-18 в 16:53

Бродяга то бишь.

Голодных не было, это точно и дети из мусорных урн не питались. Детские дома обеспечивались государством, от народа не требовалась забота материальная. Если только внимание...
28. Людмила Николавна : Н.Ролле
2011-08-18 в 16:47

Примерно так, сбившийся с пути или без прописки.
27. дезинфектор : Лесничий А.Л.
2011-08-18 в 16:15

При советской власти вопрос ставился по-другому. Там иногда не за хлеб, а за жизнь люди работали.
26. дезинфектор : Людмила Николаевна
2011-08-18 в 16:14

Что значит "видимо"? Ничего себе! Вы уж разберитесь с впросом.
Заодно поинтересуйтесь, какие несметные богачи были в царской России. Например, Иннокентий Сибиряков. Его богатство даже не представить в современном эквиваленте.
Кстати, сутенером он не был.
25. Людмила Николавна : ...
2011-08-18 в 15:47

Хорошо, предположим дельцы отняли у каких нибудь бедолаг квартиры за бесценок и стали их сдавать за большие деньги. Вы думаете эти деньги пойдут на пользу им или обществу? Сомневаюсь.
Или сутенеры с проституток деньги в детдома и больницы отчисляют? Сомневаюсь.
Или наркобароны занимаются благотворительностью, чтобы хотя бы случайно Господь помиловал душу? Тоже сомневаюсь. Если даже и так, то все это дела аморальные и не святые.
Все торговые сети принадлежат чиновникам и их родственникам. Которые наживаются на всем, на бюджете, на прибыли. Они могут отправится на другую сторону света, чтобы просто покататься на лыжах. А люди, которым очень нужны средства, чтобы оплатить операцию, не получат к ним никакого доступа. Для этих людей бед людских и нужд нет. Они глухи для сочувствия. Но они создают нищету и напряжения в обществе. Пока они есть, не поймешь как и из чего слепленные олигархи и миллиардеры, люди доброго делать не будут ничего. Даже дерево бесплатно не посадят. А если и посадят, то оно не вырастет.
Это большое испытание нести на своих плечах богатство и чтобы оставаться при этом Богоподобным человеком. Для этого нужно воспитание которому учит Священное Писание и Евангелие, нужна вера... А откуда у них... Да посмотрите же, что вы, какие возможности... Они уже деградируют и народ за собой тянут.

В Америке до сих пор есть районы для бедных и богатых, школы для богатых и бедных и проблема со здравоохранением. А эти бедные наверно по прежнему питают иллюзии, что и они однажды станут богатыми, будут жить в этих красивых районах и ходить в дорогие магазины... Это сознание.
Вот я бы не хотела так жить, ни как богатые американцы и никак бедные. И мне не нравится, что все самое худшее оттуда распространяется на всю Россию. У них дурной вкус и лучшее, что было, осталось в далеком прошлом.
И россияне стали узколобыми мелкими телепузиками. Пустоголовые девочки, которые весь мусор сюда везут и сваливают, под якобы проектами... Вы посмотрите на что великую культуру променяли... Вы думаете, напрасно опошливают Пушкина и Достоевского?

Ну все, я уже нервничать начинаю... Обнищанием спасутся, да, возможно... Предыдущая статья на эту тему была замечательная.
Все в руце Божиих, не нам судить.

Раньше так и поступали, развали все и уходили спасать душу в монастырь. Но и богатство раздавали праведно приобретенное. Если бы оно было неправедным, то голова бы полетела с плеч.
24. Лесничий А.Л. : Н.Ролле на 19
2011-08-18 в 15:46

Я, уважаемый Ролле, диагноза не ставлю.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, надо понимать, что такое богатство.
Смысл его заключается в обладании тем, чего нет у другого. При этом другому это чтО-то должно быть жизненно необходимо. Если такая ситуация складывается, то один человек может подчинять себе другого, заставить его служить себе.
Например, египетским крестьянам после нескольких лет засухи тАк нужен был хлеб, что они согласились продать себя в рабство Иосифу Прекрасному. Видите дело не в сумме.
Богатство – это власть над людьми, лишение их богоданной свободы, через имущественный шантаж, и никаким откупом в пользу церкви это не исправишь. Нельзя, отняв много и дав из этого милостыню, купить себе Рай.
Надо понимать, что тот, кто защищает богатство, тот говорит, что обязательно должна быть бедность. Такая проповедь подрывает авторитет Церкви.
Это однажды уже очень дорого обошлось.
23. Иоанна : 18 Н. Ролле - Кстати о бомжах.
2011-08-18 в 15:25

В болгарской прессе сегодня появилась интересная статья.

Софийская мэрия, получив серию отказов на свои предложение трудоустройства от столичных бомжей и попрошаек, решила внедрить своих людей в эту сферу, как они пишут, «нерегламентированного труда». Внедрить с полным «вживанием» и освоением «профессии».
Результаты исследования таковы: уличные попрошайки «зарабатывают» от 1 -1,5 тыс. евро в месяц (то есть до 63 тыс. рублей) – деньги, за которые квалифицированному работнику еще нужно побороться и с которых ему придется заплатить налоги.
22. Людмила Николавна : Н.Ролле
2011-08-18 в 14:43

При социализме не было бомжей? А как же возник термин? Это официальная аббревиатура СОВЕТСКОЙ милиции.



Видимо тогда это был человек сбившийся с пути. Потому, что не было риелторов которые могли отнять квартиру и продать при уже имеющимся владельце.
При социализме квартиры давали бесплатно. Не продавали, а давали. Люди устраивались на работу, записывались в очередь и через некоторое время получали квартиру с хорошими условиями. На первых порах жильем и общежитиями тоже обеспечивались. В каждом жилищном управлении требовались работники, а им квартиры предоставлялись в течении трех дней. К примеру, у моей подруги мама по образованию инженер, устроилась еще и дворником и ей дали квартиру в одном из центральных районов Москвы. Но я не об этом хотела сказать... В то время, когда Америка переживала разные кризисы, а это и постоянная безработица, люди спали на лавочках и питались из мусорных урн, в России жизнь протекала тихо-мирно и стабильно. При социализме не знали, что такое безработица. Пусть и не было огромных счетов в банках, но денег хватало, чтобы сделать сбережения. Да и жили не ради денег, потому и жили.
Теперь богатый на свои огромные деньжищи прожить не может. Это иллюзия, что богатому все по плечу, большие возможности... И богатство то сомнительное. Но если считать возможностью покупку недвижимости за рубежом, возможно...
Я хотела сказать, что нам даже психологи американские не подходят. У нас другая ментальность и другая психология.
Отец Иоанн Кронштадтский служил тоже не ради денег. Я бы даже не стала так говорить, что он был богатым. Богатым, но он был богат другим богатством, рядом с которым все материальное меркнет.
Люди и того времени тоже служили. Вся жизнь была положена на служение Богу, Царю и Отечеству. Даже мысли такой не могу допустить, чтобы святой и праведный Иоанн Кронштадтский хоть шаг в свой жизни сделал ради денег и обогащения...
Какова жизнь, таковы и возможности. Но когда все ради денег, то назвать это жизнью нельзя. Люди с ума сходят, буквально. У нас все психиатрические клиники переполнены и не хватает мест. Этим людей сводят с ума, а это наше общество, люди которые нас окружают. Какое грубое невежество сделать из нас американцев. Русские летали выше всех и не деньги им давали такие возможности.
21. Алексей : Лесничему №17
2011-08-18 в 13:28

Про святителя Николай, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца:
http://days.pravosla...ru/Life/life3072.htm
вот просвятитесь.
20. Артур : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»
2011-08-18 в 13:08

Богатство дает гораздо больше возможностей для дел милосердия, чем нищета



Довольно странная постановка вопроса. Ну, во-первых вот:

Из преамбулы к статье:

"Американский психолог и социолог Дачер Келтнер из Калифорнийского университета в Беркли…пришел к выводу, что вне зависимости от воспитания и образования, подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуются только собственной персоной" (выделено мной. - А.)

Это, так сказать, эмпирическая оценка реализации того потенциала, которое углядел в богатстве о.Геннадий. Потенциал выходит какой-то... амбивалентный...

Но дело еще и в том, что богатство никак нельзя рассматривать как простую данность - в отрыве от этической проблемы его приобретения. Ведь по большей части богатство сегодня – это продукт игры с нулевой суммой, продукт перераспределения, фактически - неэквивалентного обмена. Характерно, что о.Геннадий, из всех видов богатства упомянул только то, что досталось праведным людям от пожертвований. Правильно ли я понял, что, скажем, и распоряжение праведником имуществом, пожертвованным людьми через него Богу, и спонсорство-меценатство финансового спекулянта для о.Геннадия – совершенно этически равнозначны?
19. дезинфектор : Лесничий А.Л.
2011-08-18 в 12:43

С какого уровня дохода Вы ставите диагноз "сребролюбие"?
18. дезинфектор : Людмила Николаевна
2011-08-18 в 12:30

При социализме не было бомжей? А как же возник термин? Это официальная аббревиатура СОВЕТСКОЙ милиции.
17. Лесничий А.Л. : -
2011-08-18 в 11:47

Нет, это просто удивительно, что написано в статье. Просто какая-то новая религия.

Но нигде святые отцы не учили, что страсть побеждается её полным отрицанием. Например, страсть к блуду не нужно искоренять полным прекращением продолжения рода человеческого, а страсть чревоугодия – полным отказом от еды. Также и страсть сребролюбия не побеждается нищетой. В нищете могут развиться другие страсти – осуждения, гнева, зависти. Скорее нужно помнить о пути преодоления этой страсти через дела милосердия. И вот здесь открывается иная перспектива богатства.



Беру наугад св.Иоанна Кассиана и читаю о борьбе со страстью сребролюбия:
“Посему, во всех родах страстей главным образом надо блюсти главу змия, так в особенности в отношении к этой надлежит тщательно держать предосторожности, чтоб как-нибудь не проникла внутрь глава ея. Ибо если она будет пущена внутрь, то своею же материею питаясь и приходя в силу, сама по себе разжжет чрезмернийший пожар. И потому не только обладания деньгами надо опасаться, но и самое желание их надлежит исторгнуть из души”

С пьянством надо бороться полным отказам от алкоголя.
С блудом –полным отказом от блуда.
И так со всеми страстями. По каждому случаю можно приводить тонны цитат.

В “нищете могут развиться другие страсти” говорит автор, но скорее они разовьются в богатстве.

Особенно жалко Святителя Николая, который у автора богатый человек.
А в тропаре написано:
“Сего ради стяжал еси смирением высокая нищетою богатая, отче священноначальниче Николае”
То есть был нищим.
Удивительная статья, просто удивительная.
16. Алексей : Людмиле Николавне №15
2011-08-18 в 09:42

Курсивом в начале статьи обозначается тема на основании и в которой редакция задает вопрос. Про американцев сказала редакция, а про Иоанна Кронштадтского - слова Геннадия Беловолова.
15. Людмила Николавна : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»
2011-08-17 в 21:59

Как-то некорректно к американским характерам приводить пример святого и праведного Иоанна Кронштадтского.

Вы идеализируете Америку. Но мы разные народы, это надо учитывать. От американской мечты уже тошно. Простите.

Русский народ без денег построил мощную империю, где не было нищих и бомжей. Где были прекрасные детские сады, лагеря отдыха с замечательным здоровым питанием, бесплатное образование, медицина и уникальные санатории.

Американцы точно не смогут построить империю без денег. А дикий капитализм разрушает и съедает Россию. У русских крылья не доллары вовсе...
14. Адриан Роум : Это все прошло!
2011-08-17 в 15:46

Надо не забывать, что богатство (и помпезность) это ветхозаветные дела, как прообраз Небесного, духовного богатства Христом, который говорит, в Бога богатей.
Потому Церковь не должна поддерживать тщеславие и многоозабоченность богатства, а тем более строить церкви на ворованные деньги.
Надо, наконец, уразуметь притчу 17-го года и перестать якшаться с "богатыми" и их "богословски" оправдывать.
Это все прошло!
13. Лесничий А.Л. : Алексею на 11
2011-08-17 в 15:00

Кого казнить?
12. Алексий : Лесничему
2011-08-17 в 14:52

@Непонятный заголовок “Богатство - потенциальная возможность” Наверное это тоже самое, что богатство - возможная возможность.@
Восхищаюсь апломбом "православных" социалистов. Но право, иногда лучше молчать, чем выставлять свои способности на всеобщее обозрение. Если уж заголовок не понятен, тогда что говорить о содержании статьи.
11. Алексей : Лесничему №9
2011-08-17 в 11:25

Разница в том, что у тебя настроение "казнить, нельзя помиловать", а у автора статьи виден призыв к покаянию.
10. Лесничий А.Л. : -
2011-08-17 в 10:04

Непонятный заголовок “Богатство - потенциальная возможность” Наверное это тоже самое, что богатство - возможная возможность.
Но если не придираться, то у Пушкина на эту тему просто замечательно написано:

Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
Мне всё послушно, я же — ничему;
Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья...

Барон понимал, что такое рынок, и мы теперь знаем.

Почему-то встречаются глубоко нравственные люди, которые хотят, чтобы обязательно было деление на богатых и бедных.
Именно так. Ведь тогда по отношению к бедным можно проявить милосердие, а богатых призвать к милости. Другими словами - смягчать нравы.

Комар протыкает кожицу и сосет кровь. Но перед этим впускает капельку обезболивающего, чтобы спящий не проснулся и не хлопнул рукой. Вот эту роль обезболивающего навязывают Церкви.
Получается, что Церковь вписывается в рынок так: она должна помочь одним не чувствовать угрызений совести, а другим просто угрызений.
Но если спящий проснется и хлопнет рукой, то что это будет?
Вот опять есть задача для рыночно-ориентированных учителей нравственности - объяснить, что это будет революция, то есть преступление.
Рынок назначил церкви особую, важную для него роль и готов за это платить.
Но чтобы ее выполнить надо многое менять. Например, Евангелие. Необходимо всеми силами языка уменьшать верблюда и увеличивать игольное ушко.

Все-таки будем верить, что врата адовы Церкви не одолеют.
9. Лесничий А.Л. : Косьме на 6
2011-08-17 в 09:10

Уважаемый Косьма полный стих и даже более

"Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение”
Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.”

столь же однозначен как и укороченная его часть. Он только объясняет в чем горе:
в том, что богачи пользовались своим избытком и находили в нем утешение.
Если бы богатство было только заботой(не имело функции наcладительной, утешительной), то богач был бы управителем.
Это единственное возможное безгреховное владение богатством – знать, что оно Божье, и управлять им как не своим.
(На РНЛ есть статья со святоотеческими толкованиями: “Ты не можешь более управлять”
http://www.ruskline....esh_bolee_upravlyat/ )
Но люди так не хотят. Они пользуются и пресыщаются богатством. Именно из-за этого так вожделенно обладание. И Господь поэтому говорит им: “Горе вам богатые”
Подробнее то же самое изъясняется в притчевой форме на примере богача и Лазаря( Лк.15-21)
Владельцы богатства, о которых пишет уважаемый автор – это не управители. Они пользуются и услаждаются тем, что имеют.

А во втором, приведенном Вами, отрывке юноша самоуверенно говорит, что он исполнил все заповеди -"сохранил я от юности своей". Возможно ли это? Нет. На самом деле все заповеди он не исполнил.
Ответ Христа многозначен. Это и тонкая ирония, заставившая юношу делом признать свое несовершенство (“отошел с печалью”). И предложение истинного пути к совершенству - обществу любви во главе с Христом без частной собственности.

В том же отрывке читаем подтверждение о трудности, которые встают на пути богатых в Царствие Небесное:
"Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие"
(Еще одна хорошая статья на РНЛ по этому поводу с многочисленными цитатами из Иоанна Златоуста и сравнением параллельных мест: Сомин Н.В. “Удобнее верблюду”
http://www.ruskline....1/udobnee_verblyudu/ )
8. комментатор : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»
2011-08-17 в 03:00

2 н.ролле
а и без него нашлось кому позвать!
страна нищей была - и сейчас население в большей своей массе нищая.

2 н.п.
да ладно? были и нищие, и просто бедные, и обеспеченные, и богатые.
7. Косьма : Лесничему А.Л
2011-08-17 в 00:36

Нужно смотреть в контексте. Вот целиком осмысленное предложение:
"Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение"

В статье написано что делать богатому, если он христианин.

Если богатый щедро занимается делами милосердия, то это безусловно хорошо.

Господь вот что еще сказал:
"если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" [Мф.19:21]
Но это он сказал юноше, который все заповеди Господни "сохранил я от юности своей"
Он сказал, что для совершенства ему еще недостает. И недоставало ему всего одного.

Это Он сказал для тех, кто хочет быть совершенным. Не всем быть ими, но нужно стремиться к этому.
6. Адриан Роум : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»
2011-08-16 в 23:48



Адриан Роум
Верю Христу:
Богатство - без правды,
Богатый - для ада!
Жизни версту
Пройдет без утраты
До Вечного Града,

Кто как Христос,
Богатство отвергнув,
Копит на Небе,
Тленный прирост,
Как праведный Сергий,
Пожрет Божьей требе.

Русской душе
Противен по складу
Нескромный излишек,
Скудный кошель
Умножит отраду,
Коль служит он ближним.

Верой сильна,
С природой согласна,
Радушьем богата,
Миром полна
И в скорбном ненастье,
И в горе утраты

Светлая Русь!
Но западный ветер
Любовь твою сушит,
Хитр и пуст,
Коварно он метит
В детей твоих души.

Сердце твое,
Природное Богу,
Отдастся ль измене?
Ветру в наём,
В поветрия огуль,***
Залог обезценя?

Наше добро -
Без края просторы,
Леса и озера.
Рабства тавро,
Принявши от воров,
Снесем ли позора?

В знаков капкан,
Я верю, народ мой
Свободный не ступит,
Тьмы пеликан
Наш строй древяной
За знаки не скупит!

Русский собрат,
От сна пробудившись,
В Собор собирайся,
Тьмою заклят,
В пути заблудивши,
К Заре возвращайся!

http://stihi.ru/2011/06/21/835
5. Алексей : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»
2011-08-16 в 23:16

И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лк.16:9)



Здесь конкретно сказано, что делать нужно тем, у кого богатство [в т.ч. и] неправидное; что делать, чтобы приняли их в вечные обители. А иначе: “Горе вам богатые” [Лк 6:24] !
4. Лесничий А.Л. : -
2011-08-16 в 20:52

А Господь наш Иисус Христос учит по-другому.
Он говорит: “Горе вам богатые” [Лк 6:24]
3. н.п. : на п.2 Ракову
2011-08-16 в 17:07

В России стыдно быть бедным.
В Русской общине, которой тысячи лет, не было нищих и вызывающе богатых, потому, что все были настоящими братьями.
2. Александр Раков : В РОССИИ СТЫДНО БЫТЬ БОГАТЫМ
2011-08-16 в 14:22

В России стыдно быть богатым.
Ах, бедная моя земля,
где брат готов сражаться с братом
из-за паршивого рубля.

Сражаться бешено, по-русски!..
И мир не знает злее драк.
И невдомёк нам, что наускал
на эту драку нас чужак.

Пока мы делим наши крохи,
в сторонке стоя, он, глядишь,
в Италии дворец отгрохал
и дочь учить повёз в Париж.

И льётся кровь, и слёзы льются,
и рвутся на куски сердца...
Начало есть у революций.
Жаль, что у нас - им нет конца.
Анатолий Анисимов
1. дезинфектор : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»
2011-08-16 в 13:39

Вряд ли это встретит понимание. Среди местных обитателей принято ценить только социалистические благодеяния. А предложите любому подать милостыню, сразу начнется, мы ре рабы, милостыня унижает и т.д. и т.п.
Св.Иоанн Кронштадтский при этом правительство не ругал, не упрекал царя в том, что существуют нищие, не звал к топору... Нет! Непопулярно здесь это.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме