Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»

По словам пастыря, в богатстве нет греха, если оно служит средством угождения Богу

0
573
Время на чтение 3 минуты
Как сообщалось, американские ученые провели исследование с целью проверки утверждения о том, что богатым людям плевать на чувства бедных и это действительно в подавляющем большинстве случаев оказалось так. Американский психолог и социолог Дачер Келтнер из Калифорнийского университета в Беркли, которые вместе с коллегами потратил значительное количество времени на изучение характеров обеспеченных людей пришел к выводу, что вне зависимости от воспитания и образования, подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуются только собственной персоной. То есть те, кто обладает максимальными возможностями оказания помощи нуждающимися, на деле является наименее альтруистичными. Свое мнение по этой проблеме уже высказал известный московский священник протоиерей Олег Стеняев. Сегодня мы предложили порассуждать на эту тему известного петербургского пастыря, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова.

Проведенное исследование всего лишь подтвердило святоотеческое учение о страстях. Как известно святые отцы первой из страстей называют сребролюбие. Всякая страсть в своем развитии искажает образ Божий в человеке и, в конце концов, способна довести душу до погибели. Безусловно, всякая страсть требует, как минимум, сопротивления, а как максимум – управления. Но нигде святые отцы не учили, что страсть побеждается её полным отрицанием. Например, страсть к блуду не нужно искоренять полным прекращением продолжения рода человеческого, а страсть чревоугодия – полным отказом от еды. Также и страсть сребролюбия не побеждается нищетой. В нищете могут развиться другие страсти – осуждения, гнева, зависти. Скорее нужно помнить о пути преодоления этой страсти через дела милосердия. И вот здесь открывается иная перспектива богатства.

Богатство дает гораздо больше возможностей для дел милосердия, чем нищета. Очевидно, что богатый человек может построить детские дома, помочь нищим, выступить инициатором социальных программ. Богатство – это потенциальная возможность. Вопрос в том, как им воспользуется человек. Всякое богатство – это только потенция. Человек даже владея миллионами, по существу ничем не владеет, кроме возможности употребить эту сумму на что-либо. В реальности он будет владеть только тем, во что он вложит и как использует имеющиеся у него миллионы. Здесь невольно вспоминается слово Господне «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Тут подсказка самого Спасителя, как надо распорядиться данным богатством и где его собирать на Земле.

В связи с этим мне вспоминается пример святого Иоанна Кронштадтского. С одной стороны мы можем сказать, что он был человеком нищим, потому что он в этой жизни фактически ничем не владел. Даже в его формулярном списке была запись, что он недвижимостью не владеет. Даже та квартира, в которой он прожил всю жизнь, ему не принадлежала. Это был дом причта Андреевского собора. Он не озаботился приобретением недвижимости на этой Земле. Тот дом, в котором сейчас располагается мемориальная квартира святого, является свидетельством его богатства и его нищеты. С другой стороны мы знаем, что через руки отца Иоанна в течение года проходило до миллиона рублей. Чтобы представить это в нынешних ценах, надо добавить ещё три нуля и получится астрономическая сумма. Но как батюшка распоряжался этими деньгами? Они приходили к нему от жертвователей и не задерживались у него в руках, а тут же воплощались в его добрые дела, в дела милосердия. На эти средства святой Иоанн Кронштадтский построил Дом трудолюбия, основал первый в России приют-ясли. Именно оттуда и пошло само название «ясли». По праву, портрет отца Иоанна Кронштадтского должен бы висеть во всех яслях Российской Федерации, как родоначальника этой идеи. Отец Иоанн помогал бедным сельским храмам, конкретным людям. Будучи бедным – он был богатым, и, будучи богатым – был бедным.

В чем тут секрет? В том, что отец Иоанн Кронштадтский не считал приходившее к нему богатство своим. Так же как мы не считаем своим воздух, которым дышим. Такое христианское отношение к богатству дает возможность использовать его на служение Богу. Славянская этимология слова «Бог» связана со словом «богатство». Бог - это Тот, у Кого всё есть и Который всё отдает нам. Тайна богатства раскрывается тогда, когда мы его не берем, а отдаем. В послеевангельских источниках записано высказывание Христа о том, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Я думаю, что если человек богат этой мудростью, то он богат по-настоящему. Тогда богатство для него становится средством угождения Богу.

Можно вспомнить и Святителя Николая Чудотворца, когда он, бросив в окно дома бедной семьи мешочек с деньгами, спас трех дочерей неблагоразумного отца. Если бы он сам был нищим, то не смог бы этого сделать. Часто, чтобы помочь ближнему, просто не обойтись без материального блага. Думаю, что для тех людей в России, которые обладают богатствами, есть очень много возможностей для его приложения, чтобы послужить Богу, своему народу, Отечеству. Сколько разрушенных храмов, памятников культуры, сколько детей нуждающихся в помощи! Надо бы помогать одиноким пожилым людям и многодетным матерям. Кто мешает и нам, священникам, помогать нуждающимся прихожанам, например тем, кто имеет много детей? Так, в нашем приходе уже стало традицией ознаменовать рождение ребенка сбором пожертвований для оказания существенной поддержки молодой семье.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

31. Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Богатство – это потенциальная возможность»

Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых... http://pravoslavie.ru/put/47036.htm
Алексей / 01.09.2011, 06:57

30. о.Геннадий выставил дополнение к этой статье

http://otets-gennadiy.livejournal.com/77523.html Вчера очередной раз позвонили с РНЛ (Русской Народной Линии). Должен сказать, что подобные вопросы с РНЛ мне поступают внезапно, застают меня в самых неожиданных обстоятельствах: в храме, в дороге, на трапезе, в кабинете… Ответить нужно сразу, сходу. Хочется сказать что-то душеполезное, значимое. Иногда хочется попросить тайм-аут и сказать: «Перезвоните позже», - но с другой стороны такой «интеллектуальный экстрим» обостряет мысль, и я всегда говорю без подготовки, импровизом. Потом иногда хочется какие-то мысли уточнить. Это, как правило, я делаю у себя в блоге. На этот раз мне предложили вопрос о христианском отношения к богатству. Тема не простая, особенно в наше время. В стране, в которой живет столько людей за порогом бедности, оправдывать богатство заведомо непопулярная тема. Поводом к вопросу стало «исследование американского психолога и социолога Дачера Келтнера из Калифорнийского университета в Беркли, который вместе с коллегами потратил значительное количество времени на изучение характеров обеспеченных людей пришел к выводу, что вне зависимости от воспитания и образования, подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуются только собственной персоной. То есть те, кто обладает максимальными возможностями оказания помощи нуждающимися, на деле является наименее альтруистичными». Также мне вспоминается пример святого Иоанна Кронштадтского. С одной стороны, мы можем сказать, что он был человеком нищим, потому что он в этой жизни фактически ничем не владел. Даже в его формулярном списке была запись, что он недвижимостью не владеет. Даже та квартира, в которой он прожил всю жизнь, ему не принадлежала. Это был дом причта Андреевского собора. Он не озаботился приобретением недвижимости на этой Земле. Тот дом, в котором сейчас располагается мемориальная квартира святого, является свидетельством его богатства и его нищеты. С другой стороны мы знаем, что через руки отца Иоанна в течение года проходило до миллиона рублей. Чтобы представить это в нынешних ценах, надо добавить ещё три нуля и получится астрономическая сумма. Но как батюшка распоряжался этими деньгами? Они приходили к нему от жертвователей и не задерживались у него в руках, а тут же воплощались в его добрые дела, в дела милосердия. На эти средства святой Иоанн Кронштадтский построил Дом трудолюбия, основал первый в России приют-ясли. Именно оттуда и пошло само название «ясли». По праву, портрет отца Иоанна Кронштадтского должен бы висеть во всех яслях Российской Федерации, как родоначальника этой идеи. Отец Иоанн помогал бедным сельским храмам, конкретным людям. Будучи бедным – он был богатым, и, будучи богатым – был бедным. В чем же тут секрет? В том, что отец Иоанн Кронштадтский не считал приходившее к нему богатство своим. Так же как мы не считаем своим воздух, которым дышим. Такое христианское отношение к богатству дает возможность использовать его на служение Богу. Славянская этимология слова «Бог» связана со словом «богатство». Бог - это Тот, у Кого всё есть и Который всё отдает нам. Тайна богатства раскрывается тогда, когда мы его не берем, а отдаем. В послеевангельских источниках записано высказывание Христа о том, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Я думаю, что если человек богат этой мудростью, то он богат по-настоящему. Тогда богатство для него становится средством угождения Богу. Подытожить разговор я бы хотел такой формулой: христианин, конечно, не обязательно должен быть богатым, но богатый человек должен быть христианином, чтобы его богатства не пропало даром.
Косьма / 18.08.2011, 20:34

29. Н.Ролле

Бродяга то бишь. Голодных не было, это точно и дети из мусорных урн не питались. Детские дома обеспечивались государством, от народа не требовалась забота материальная. Если только внимание...

28. Н.Ролле

Примерно так, сбившийся с пути или без прописки.

27. Лесничий А.Л.

При советской власти вопрос ставился по-другому. Там иногда не за хлеб, а за жизнь люди работали.
дезинфектор / 18.08.2011, 12:15

26. Людмила Николаевна

Что значит "видимо"? Ничего себе! Вы уж разберитесь с впросом. Заодно поинтересуйтесь, какие несметные богачи были в царской России. Например, Иннокентий Сибиряков. Его богатство даже не представить в современном эквиваленте. Кстати, сутенером он не был.
дезинфектор / 18.08.2011, 12:14

25. ...

Хорошо, предположим дельцы отняли у каких нибудь бедолаг квартиры за бесценок и стали их сдавать за большие деньги. Вы думаете эти деньги пойдут на пользу им или обществу? Сомневаюсь. Или сутенеры с проституток деньги в детдома и больницы отчисляют? Сомневаюсь. Или наркобароны занимаются благотворительностью, чтобы хотя бы случайно Господь помиловал душу? Тоже сомневаюсь. Если даже и так, то все это дела аморальные и не святые. Все торговые сети принадлежат чиновникам и их родственникам. Которые наживаются на всем, на бюджете, на прибыли. Они могут отправится на другую сторону света, чтобы просто покататься на лыжах. А люди, которым очень нужны средства, чтобы оплатить операцию, не получат к ним никакого доступа. Для этих людей бед людских и нужд нет. Они глухи для сочувствия. Но они создают нищету и напряжения в обществе. Пока они есть, не поймешь как и из чего слепленные олигархи и миллиардеры, люди доброго делать не будут ничего. Даже дерево бесплатно не посадят. А если и посадят, то оно не вырастет. Это большое испытание нести на своих плечах богатство и чтобы оставаться при этом Богоподобным человеком. Для этого нужно воспитание которому учит Священное Писание и Евангелие, нужна вера... А откуда у них... Да посмотрите же, что вы, какие возможности... Они уже деградируют и народ за собой тянут. В Америке до сих пор есть районы для бедных и богатых, школы для богатых и бедных и проблема со здравоохранением. А эти бедные наверно по прежнему питают иллюзии, что и они однажды станут богатыми, будут жить в этих красивых районах и ходить в дорогие магазины... Это сознание. Вот я бы не хотела так жить, ни как богатые американцы и никак бедные. И мне не нравится, что все самое худшее оттуда распространяется на всю Россию. У них дурной вкус и лучшее, что было, осталось в далеком прошлом. И россияне стали узколобыми мелкими телепузиками. Пустоголовые девочки, которые весь мусор сюда везут и сваливают, под якобы проектами... Вы посмотрите на что великую культуру променяли... Вы думаете, напрасно опошливают Пушкина и Достоевского? Ну все, я уже нервничать начинаю... Обнищанием спасутся, да, возможно... Предыдущая статья на эту тему была замечательная. Все в руце Божиих, не нам судить. Раньше так и поступали, развали все и уходили спасать душу в монастырь. Но и богатство раздавали праведно приобретенное. Если бы оно было неправедным, то голова бы полетела с плеч.

24. Н.Ролле на 19

Я, уважаемый Ролле, диагноза не ставлю. Чтобы ответить на Ваш вопрос, надо понимать, что такое богатство. Смысл его заключается в обладании тем, чего нет у другого. При этом другому это чтО-то должно быть жизненно необходимо. Если такая ситуация складывается, то один человек может подчинять себе другого, заставить его служить себе. Например, египетским крестьянам после нескольких лет засухи тАк нужен был хлеб, что они согласились продать себя в рабство Иосифу Прекрасному. Видите дело не в сумме. Богатство – это власть над людьми, лишение их богоданной свободы, через имущественный шантаж, и никаким откупом в пользу церкви это не исправишь. Нельзя, отняв много и дав из этого милостыню, купить себе Рай. Надо понимать, что тот, кто защищает богатство, тот говорит, что обязательно должна быть бедность. Такая проповедь подрывает авторитет Церкви. Это однажды уже очень дорого обошлось.
Лесничий А.Л. / 18.08.2011, 11:46

23. 18 Н. Ролле - Кстати о бомжах.

В болгарской прессе сегодня появилась интересная статья. Софийская мэрия, получив серию отказов на свои предложение трудоустройства от столичных бомжей и попрошаек, решила внедрить своих людей в эту сферу, как они пишут, «нерегламентированного труда». Внедрить с полным «вживанием» и освоением «профессии». Результаты исследования таковы: уличные попрошайки «зарабатывают» от 1 -1,5 тыс. евро в месяц (то есть до 63 тыс. рублей) – деньги, за которые квалифицированному работнику еще нужно побороться и с которых ему придется заплатить налоги.
Иоанна / 18.08.2011, 11:25

22. Н.Ролле

При социализме не было бомжей? А как же возник термин? Это официальная аббревиатура СОВЕТСКОЙ милиции.

Видимо тогда это был человек сбившийся с пути. Потому, что не было риелторов которые могли отнять квартиру и продать при уже имеющимся владельце. При социализме квартиры давали бесплатно. Не продавали, а давали. Люди устраивались на работу, записывались в очередь и через некоторое время получали квартиру с хорошими условиями. На первых порах жильем и общежитиями тоже обеспечивались. В каждом жилищном управлении требовались работники, а им квартиры предоставлялись в течении трех дней. К примеру, у моей подруги мама по образованию инженер, устроилась еще и дворником и ей дали квартиру в одном из центральных районов Москвы. Но я не об этом хотела сказать... В то время, когда Америка переживала разные кризисы, а это и постоянная безработица, люди спали на лавочках и питались из мусорных урн, в России жизнь протекала тихо-мирно и стабильно. При социализме не знали, что такое безработица. Пусть и не было огромных счетов в банках, но денег хватало, чтобы сделать сбережения. Да и жили не ради денег, потому и жили. Теперь богатый на свои огромные деньжищи прожить не может. Это иллюзия, что богатому все по плечу, большие возможности... И богатство то сомнительное. Но если считать возможностью покупку недвижимости за рубежом, возможно... Я хотела сказать, что нам даже психологи американские не подходят. У нас другая ментальность и другая психология. Отец Иоанн Кронштадтский служил тоже не ради денег. Я бы даже не стала так говорить, что он был богатым. Богатым, но он был богат другим богатством, рядом с которым все материальное меркнет. Люди и того времени тоже служили. Вся жизнь была положена на служение Богу, Царю и Отечеству. Даже мысли такой не могу допустить, чтобы святой и праведный Иоанн Кронштадтский хоть шаг в свой жизни сделал ради денег и обогащения... Какова жизнь, таковы и возможности. Но когда все ради денег, то назвать это жизнью нельзя. Люди с ума сходят, буквально. У нас все психиатрические клиники переполнены и не хватает мест. Этим людей сводят с ума, а это наше общество, люди которые нас окружают. Какое грубое невежество сделать из нас американцев. Русские летали выше всех и не деньги им давали такие возможности.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Хлебная Богоматерь проводила в последний путь свою верную служку
В Казанском храме Вырицы состоялось отпевание блаженной Людмилы Николаевны
27.01.2025
«Она всегда имела неземной благообразный вид»
Слово на кончину блаженной Людмилы, в постриге - схимонахини Иоанны (Краевской)
24.01.2025
«Достойный подарок памяти игумении Таисии Леушинской - Аммы всея Руси!»
Объявляем подписку на художественное издание полного собрания стихов игумении Таисии
17.01.2025
С настоящим Новым годом – Православным, Царским, Русским!
Новый год наступает только после Рождества Христова, и только тогда мы празднуем его вместе со Христом!
14.01.2025
«С этим концертом произошла таинственная история»
В Кронштадте состоялся XVII Таисиинский вечер-концерт
14.01.2025
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Алекс
29.01.2025 16:19
Зеленый фашизм, и кто стоит на вершине пищевой цепи
Новый комментарий от Владимир Петрович
29.01.2025 16:14
Тайна Великой войны
Новый комментарий от С. Югов
29.01.2025 15:51
Петр Первый – церковник или антицерковник?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.01.2025 15:48
Что нового принесёт России революция Трампа?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.01.2025 15:39