Однако в начале июня 2011 года начальник Генштаба Народно-освободительной армии Китая Чэнем Биндэ объявил, что бывший "Варяг" проходит достройку и модернизацию на верфи в Даляне. На воду авианосец будет спущен до конца июня, сообщил он, не став уточнять никаких иных подробностей. Зарубежные СМИ, в свою очередь, сообщали, что на бывший "Варяг" установлено новое радиолокационное оборудование, вооружение и некоторые вычислительные системы. По их данным, авианосец поступит на вооружение ВМС Китая в 2012 году. В середине июля 2011 года также стало известно, что Китай начал строительство авианосца, спроектированного собственными конструкторскими бюро. Сообщалось, что этот авианосец будет сопоставим по размерам с бывшим "Варягом"».
Прочитав это сообщение СМИ, я вспомнил, что где-то читал про эту постыдную историю с продажей «Варяга». Покопавшись в своей библиотеке, нашел книгу («Уникальная и парадоксальная военная техника», авторы Ю.Ф.Каторин и др., СПб, 1999 г.), в которой рассказывалось о сверхтяжелых танках, сверхдальнобойных пушках, сверхмалых подлодках и т.п. Имелась там и глава о авианесущих кораблях СССР (с.374-379). Сказав об авианосных советских крейсерах («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал флота Горшков»), построенных в период с 1970 по 1987 годы, авторы книги далее говорят: «Получив необходимый опыт строительства авианесущих кораблей, Советский Союз приступил к постройке настоящих авианосцев… В апреле 1982 года в Николаеве заложен первый истории отечественного судостроения корабль такого класса, получивший название "Рига" (с 1990 г. "Адмирал флота Кузнецов"). В 1985-м заложен его систер-шип "Варяг". Это были уже настоящие великаны водоизмещением в 70000 т, длиной 304 и шириной 38 метров (по полетной палубе 75 м). Максимальная скорость составляла 32 узла, а дальность плавания 6000 миль. На вооружении помимо ракет и орудий, состояло 24 самолета и 42 вертолета. "Кузнецов" вошел в строй в 1990 году. "Варягу" повезло меньше. В 1992 году его строительство было приостановлено при степени готовности 85 процентов… В общем, в Советском Союзе были созданы действительно замечательные авианесущие корабли. С огромным сожалением употребим слово "были". В августе 1994 года "Киев", "Минск" и "Новороссийск" были выведены из боевого состава флота и переданы в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. Гиганты не прослужили и 15 лет, что для кораблей такого класса преступно мало. Американцы, например, тщательно сохраняют некоторые авианосцы еще военной постройки. Недостроенный "Варяг" продан Украиной за 20 млн долларов Китаю»… И в этом месте академический тон авторов книги, до этого бесстрастно повествующих о тактико-технических характеристиках разнообразных военных изделий, единственный раз на всех ее 650 страницах изменяет им, и они срываются на крик, далее восклицая: «Если бы существовала книга черных рекордов Гиннеса, думаем, что эти факты заняли бы там почетное место. Какой новый Достоевский способен объяснить: до каких пор людей, по крохам собиравших державу и беспощадно каравших ее врагов, мы будем обзывать палачами, а инвалидов, разваливших страну и пустивших на ветер труды целых поколений, именовать реформаторами»?!
Комментарии, как говорится, излишни, но несколько слов все же хотелось бы сказать. Конечно, китайцам покупка «Варяга» обошлась дороже 20 млн, надо же было дать и взятки ворам-чиновникам, продавшим за эту смехотворную цену корабль, на самом деле стоивший самое меньшее несколько сотен миллионов долларов. Понятен и раж ельцинской команды ворья, в 1994 году передавших три вполне современных боевых корабля для реализации, т.е. для того, чтобы, как всегда в таких случаях, нагреть себе руки. Причем, все это происходило под завывания типа «демократической РФ никто не угрожает и не может угрожать, поэтому ей не нужна такая дорогостоящая военная техника». А теперь, когда Япония на полном серьезе выдвигает территориальные претензии к России, чуть ли не собираясь с нею из-за этого воевать, потомки Ельцина покупают у Франции «Мистрали», стоящие по 1 миллиарду долларов каждый, но по своим тактико-техническим характеристикам намного худшие 3 уничтоженных авианесущих крейсеров, а тем более проданного за бесценок «Варяга»! Эти-то «Мистрали» как раз и собираются отправить на Дальний Восток.
Несколько слов скажу и о втором китайском авианосце, якобы созданном уже самими китайцами. Совершенно очевидно, что для этого были использованы конструкторские решения нашего «Варяга». Дело, однако, в том, что для постройки своего такого корабля китайцам мало обладать его прототипом, необходимо еще знать технологию его изготовления. Но, думаю, и в этом у них не возникло слишком больших затруднений, думаю, что и это они купили, точнее, украли у России. В этой связи вспоминается один случай, бывший где-то в середине 90-х годов (в 94 или 95 году). Ко мне в храм пришел пожилой мужчина лет 55-60, который захотел исповедоваться. Из разговора с ним я узнал, что он военный ученый-конструктор, специалист по радарам, собирающийся работать по специальности в Северной Корее, так как на родине работы для него уже не было. Несмотря на все мои уговоры, он твердо стоял на своем. Так и уехал, и можно только догадываться, сколько военных секретов и технологий увез с собой этот обиженный липовой «родиной», которой стала для него Украина, этот полковник технических войск. Правда, Северная Корея это еще не Китай, но эти страны расположены во всех смыслах очень близко, так что становится понятно, как от России убывает, а ее потенциальным противникам прибывает. Спасибо демократам за это!!!
И последнее. Как известно, крейсер «Варяг», давший название несостоявшемуся для нас авианосцу, после своего героического боя с 6 японскими крейсерами и затопления своей командой, был впоследствии поднят японцами и введен в состав их флота под названием, если мне не изменяет память, «Сойя». Но повоевать против своих он не успел: пока японцы его подымали и ремонтировали, Русско-японская война закончилась. Остается только выразить надежду: дай Бог, чтобы и в этом элементе своей судьбы «Варяг» – «Ши Лан» был бы подобен своему однофамильцу «Варягу» – «Сойе»!
Протоиерей Георгий Городенцев, член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»
3. на 2. С.Швецов
2. Re: Первый китайский (!) авианосец
1. Последний парад наступает?...