1/14 августа Православная Церковь, наряду с празднованием происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, вспоминает и семь мучеников братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Хотя они приняли мученическую кончину в ветхозаветное время (около 166 г. до Р.Х.), но их подвиг во всем подобен страданием новозаветных святых, души свои положивших за Христа, мартиролог которых братья Маккавеи как бы открывают.
И вот на что я хотел бы особо обратить внимание благочестивого читателя. Как известно, свою кровь за веру и богоданный закон эти ветхозаветные мученики пролили в смутное для иудеев время. Однако, как замечает писатель их жития: «Взирая на пролитие крови рабов Своих, Господь умилосердился над народом еврейским: Он воздвиг среди них Иуду, происходившего из священнического рода и прозванного Маккавеем... С воинскою силою Иуда оказал мужественное сопротивление нечестивому Антиоху и после победы заставил удалиться его военачальников. Затем он предал смерти всех, уклонившихся в эллинское нечестие, и очистил храм от идолов... Мучителя же царя Антиоха еще в здешней жизни постиг праведный суд Божий... Он подвергся ужасной болезни: внутренности его начали гнить и переполняться червями... Антиох, не принеся искреннего раскаяния, умер злою смертью, возбуждая у всех мысль о справедливом суде Божием».
Как видим из этого примера жития святых, мученическая жертва оказывает благодетельное влияние на жизнь народа Божия вплоть до того, что может преодолеть смутную полосу его истории. Помня это, обратимся теперь к воспоминанию мученического подвига Царя-мученика Николая II. В рассуждении о нем нам следует избегать обеих крайностей. Первая - это известная и осужденная Православной Церковью попытка некоторых лиц называть Царя искупителем грехов русского народа, ибо Искупитель у нас один - Господь наш Иисус Христос, и никакой человек не может быть искупителем грехов другого человека, а тем более целого народа. Откуда же берется заблуждение считать Царя искупителем? Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов) по подобному поводу, у этого есть две причины: первая - это всеобщее невежество в догматах Православной веры, вторая - действие врага рода человеческого.
И действительно, когда-то еще не так давно (до второй половины XIX века) один из основных догматов нашей веры - догмат Искупления не подвергался никакому сомнению, а нравственно-аскетические выводы из него служили основанием спасения души каждого православного христианина. К нашему же времени даже некоторые мнящиеся маститыми богословами запутались в нем, как в трех соснах, тем более в невежестве по отношению к этому догмату коснеет и простой народ (в том числе и с высшим светским образованием). Отсюда и вытекает первая причина заблуждения, называющих по своему невежеству Царя-мученика искупителем грехов русского народа.
Вторая же причина, как и было сказано, - это действие врага рода человеческого. У него ведь разные орудия и соблазны, иногда совершенно противоположные. Так, когда враг видит, что он не может оклеветать святого человека, он иногда пытается через людей, не твердых в вере, приписать этому святому чрезмерную, ложную славу, чтобы хотя бы таким образом скомпрометировать его. Например, когда кампания клеветы по отношению к святому праведному Иоанну Кронштадтскому в целом провалилась (народ, несмотря на горы клевет желтых СМИ, твердо верил в святость старца) была искусственно создана так называемая секта «иоаннитов», которые почитали старца чуть ли не воплощением Христа. Так точно и в отношении Царя-мученика - не удалось оклеветать его слева, так пытаются оклеветать его справа, приписывая ему чрезмерную и ненужную славу.
А между тем апостол говорит об этом так: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор.15,41). Поэтому не надо звезде, даже очень большой, по собственному невежеству и действию врага приписывать славу Солнца правды! Это первая крайность, о которой я говорил. Но есть и вторая крайность, когда в противовес этим заблуждающимся хотят лишить Царя-мученика и должной славы, когда вообще отрицают значение мученического подвига Царя для спасения России на том основании, что он-де «не искупитель». А мы это и не отрицаем, но и у писателя жития свв. братьев Маккавеев также и в мыслях не было, что они якобы «искупители иудеев», однако он прямо пишет о том, что их мученическая жертва послужила к пользе еврейского народа и прекращению смутного времени в его истории. Так и мы, православные русские патриоты имеем веру в то, что жертва Царя-мученика послужила и еще послужит спасению России и русского народа, послужит прекращению и в его истории нынешней смуты и наступлению времени, когда, как сказал старец, «народу русскому Господь грехи простит, и Крест святой божественной красою на храмах Божиих заблестит!». Дай-то Бог, чтобы это произошло еще при нашей жизни, и мы увидели бы это своими глазами!
Протоиерей Георгий Городенцев, член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»
1. Батюшка.