В околоцерковных и светских СМИ продолжается обсуждение итогов прошедшего в начале июля Собора епископов Украинской Православной Церкви и высшего органа ее управления - Собора УПЦ. Акцент делается на то, что внутри епископата УПЦ созрела и действует некая «партия» активных и влиятельных апологетов ее постепенного отхода от Русской Православной Церкви, отмечает официальный сайт архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких).
В качестве «доказательства» в СМИ обращали внимание на отказ донецкого супербизнесмена В.Нусенкиса финансировать некоторые телепроекты Киевской митрополии, в рамках которых якобы осуществлялась тихая политика автокефализации общественных настроений в УПЦ. При этом усматривают в этом отказе влияние Москвы. В некоторых кругах обращалось внимание и на то, что утверждение «самостийного» Устава УПЦ имело место на фоне безрезультатных переговоров Украины с Россией по вопросу уменьшения закупочной цены на газ, от которой, по сути, зависит судьба очередного транша МВФ Украине и, следовательно, нынешнего правительства. Поскольку на внутреннем рынке Украины МВФ требует повышения цены на газ для потребителей, что неминуемо вызовет их недовольство накануне выборов. При этом намекалось, что президент Украины Виктор Янукович якобы использовал «церковную карту» - юридическое подтверждение независимости УПЦ от РПЦ - для морального давления на российскую сторону, подав сигнал руководству УПЦ действовать на Соборе УПЦ более решительно, отстаивая расширенную автономию и закрепляя это практически. То есть, чтобы сделать УПЦ МП «разменной монетой» в торговле с Россией относительно цены на газ. И, наконец, уже после Собора УПЦ, в СМИ было вброшено сообщение о, якобы намечавшихся планах смещения Предстоятеля УПЦ на Соборе УПЦ работниками Патриаршей канцелярии в Москве.
Архиепископ Ионафан (Елецких) высказал свою точку зрения по данной проблематике. Он подчеркнул, что информация о заговоре «Москвы» против Предстоятеля УПЦ — «чистейшая политическая провокация». «И внутри УПЦ, и вне ее нет никаких канонических причин или почвы для возникновения подобных планов. Епископат УПЦ поддерживает своего Предстоятеля, не видел и не видит необходимости в его уходе на покой. Более того, учитывая конфликтную религиозную ситуацию на Украине, фигура нынешнего Предстоятеля УПЦ является гарантом стабильности и единства нашей Церкви. Уход Блаженнейшего Владимира со своего поста был бы выгоден только недругам единства УПЦ с Русской Православной Церковью. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал выдающуюся роль Блаженнейшего Митрополита Владимира в деле созидания и сохранения молитвенно-канонического и административного единства УПЦ с московским Патриаршим Престолом, со всей Полнотой Русской Православной Церкви», - отметил архиепископ.
«Что касается наличия большой партии сторонников автокефалии УПЦ среди украинского епископата, то это, — продолжил архиепископ, - большое преувеличение и просто блеф. Архиереи хорошо знают друг друга и могут пересчитать таковых по пальцам одной руки. И это, из более чем 65-ти иерархов УПЦ! Среди тех, кто никогда не скрывал симпатий к автокефальному статусу УПЦ, — черкасский владыка митрополит Софроний. Если поднапрячь память, то можно назвать еще три-четыре персоны. И все! Но никто из них не пойдет по раскольническому пути Филарета Денисенко и не растопчет своим непослушанием Церкви священные каноны Православия. Вспоминаются слова уважаемого митрополита Софрония после того, как он, патриот Украины, бывший идеологический каторжник советских лагерей, побывал на одном из собраний "руховцев", где на него обрушились потоки клеветы и оскорблений. Он тогда сказал: "Я побывал в аду!". Так вот, этот замечательный архипастырь-строитель никогда не уклонится в раскол и не пойдет против Русской Православной Церкви и ее Святейшего Патриарха, какое бы имя последний не носил».
Но, отметил архиерей, «горьковатая правда в том, что небольшая группка клириков "дерзнула" освещать вопрос о перспективе дарования автокефалии УПЦ на страницах портала "Православие в Украине", что, само по себе, не предосудительно». «Вероятно, среди сотрудников портала и есть симпатики автокефалии УПЦ, но, наверняка, нет симпатиков Филарету Денисенко и его апологии своего антиканонического раскола. Вместе с тем, несколько преувеличенное внимание портала к публикациям авторов, пропагандирующим идею автокефалии или к оппонентам Святейшего Патриарха Кирилла по ряду теоретических вопросов (Святая Русь - Русский цивилизационный Мир) и, почти отсутствие противоположных публикаций, вызывает беспокойство у части епископата и мирян УПЦ, порождает подозрения в отношении их намерения служить единству Русской Православной Церкви на Украине. Об этом, в частности, свидетельствует появление известного письма одесских клириков в адрес Священноначалия УПЦ с требованием "прекратить пропаганду идеи автокефалии на страницах церковного СМИ". Случалось, что на портале публиковались выпады недругов Русской Церкви в адрес архиереев УПЦ, причем, без права соответствующего ответа обидчику. Думается, все же, есть необходимость несколько откорректировать профессиональный "стиль" освещения церковных событий в УПЦ на этом уважаемом и интересном портале, к основанию которого я имел в свое время отношение. Если таковая корректировка произойдет, то не исключаю, что В.Л.Нусенкис, как верный сын Православной Церкви, вновь возобновит финансирование всех медиа-проектов УПЦ. По-человечески, его тоже можно понять: не будучи профессиональным богословом, он открыто выразил с трибуны Собора УПЦ свою боль и тревогу за единство УПЦ с Русской Церковью. Он заявил, что его возмущает то, что многие члены Собора не имели на руках копии проектов обсуждаемых документов ("Мы, миряне, - не сборище", то есть, не статисты.) И он имел право высказать свое мнение, как и каждый член Собора. Вероятно, ему стало обидно, а многим было странно слышать, когда в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры (!) раздался единственный перебивающий «политический» голос: "Что? И тут донецкие командуют?". Разумеется, политизация внутрицерковных вопросов не уместна на собраниях такого рода, как Собор УПЦ», - добавил владыка Ионафан.
Также архиепископ прокомментировал утверждение некоторых СМИ о влиянии «донецкого» президента Украины В.Януковича на ход Собора УПЦ и на принятие «самостийного» документа — Устава УПЦ в редакции 2007 года, да еще с целью давления на Россию. «Каких-то подтверждений сему - не имею. Уверен - это фантазии политологов и раскольников на почве виртуальных предположений, что Глава государства якобы проникся идеей автокефалии УПЦ. А гадать на кофейной гуще можно кому угодно. "Газофицировать" вопрос церковной автокефалии бессмысленно: УПЦ имеет такой объем независимых прав на самоуправление, что он практически совпадает с правами автокефальной, т.е. самоглавной Церкви. Именно поэтому Святейший Патриарх Кирилл и характеризует УПЦ как Церковь поместную. Подавать же кому-либо статус УПЦ как "разменную монету" в торговых отношениях нашей страны с Россией можно, но лишь сильно покривя совестью. Блаженнейший Владимир - человек сильной воли и православного воспитания: он никогда не шел и не пойдет на поводу земных политических пристрастий или по пути нецерковного сервилизма сильным мира сего. Это известно и нам, и вне УПЦ и потому всякое светское влияние на него в сугубо канонических вопросах будет иметь обратное действие. Принятие Устава УПЦ - дело сугубо внутрицерковное, это - акт соборной полноты УПЦ, а не результат какого-то "давления" на Предстоятеля УПЦ со стороны нынешнего руководства Украины, которое с большим пиитетом относится и к Предстоятелю УПЦ, и к Предстоятелю Русской Православной Церкви», - подчеркнул владыка.
«Замечу лишь, что Устав УПЦ еще придется дорабатывать, согласно суждению Священного Синода Русской Православной Церкви — высшего органа ее управления между Соборами РПЦ. Священный Синод Русской Церкви, как кажется, в такой мягкой форме, но воздержался от его одобрения и, видимо, вернется еще к этому вопросу в будущем. Мои коллеги-архиереи вспоминали, что Устав УПЦ в редакции 2007 года должны были переработать, что была даже учреждена какая-то комиссия, но дело дальше не пошло. Ну, что ж, возможно, специально учрежденная Межсоборная комиссия под председательством донецкого митрополита Илариона, все-таки, завершит доработку его некоторых норм, а Святейший Патриарх, как Глава всей Русской Церкви, согласно Уставу РПЦ, одобрит и канонически утвердит нашу "Конституцию"», - заключил архиепископ Ионафан (Елецких).