Если Ильин основывает национализм на понятии родины, ясно, что противопоставление национализма патриотизму, - выстрел в воздух. Тот же Ильин поясняет о национальном чувстве, что оно есть «духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ – к духовному расцвету. Это есть некий восторг (любимое выражение Суворова!) от созерцания своего народа в плане Божием и в дарах Его благодати». ( «О русском национализме»,1950 г.).
И.А. Ильин дал философское обоснование христианского национализма задолго до того, как указанные выше идеологи появились на свет Божий, и это обоснование так же похоже на учение упомянутых личностей, как белое похоже на черное.
Существовала в свое время такая партия «Патриоты России». Патриотического в ней, правда, было очень мало. Однако, отталкиваясь от нее, можно было и патриотизм охаять: партия никуда негодная – следовательно и патриотизм – это какой-то мрак. Абсолютно также обстоит дело с обвинениями против национализма: не подобает отталкиваясь от самозванцев, ибо язычествующие либералы – враги русской национальной традиции, переносить суждение, справедливое по отношению к ним, на имя, к которому они сумели примазаться.
Анатолий Дмитриевич повторяет ложный тезис С.М. Сергеева, будто «национализм – чисто европейское явление, чуждое русской традиции». Оказывается, до пресловутых «декабристов» русские не умели любить свою родину и народ. Причина же таких утверждений опять в различном толковании терминов, в частности, понятия «народ». Можно понимать его как церковно и государственно организованную нацию во главе с Царем, а можно – как «безголовое» простонародье, т.е. по-большевицки.
Между тем, национализм – синоним слова «народность» из знаменитой триады «Православие. Самодержавие. Народность», это один из трех китов русского национального самосознания. Даже Белинский, говоря о народности литературы, разумел под нею русскость. Так, в статье «Литературные мечтания» (1834 г.) он пишет, что народность состоит «не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи». Это уже в основном в советское время народность стали понимать иначе – как «простонародность».
Задело меня, что называется, за живое, обвинение одного из участников дискуссии, развернувшейся на форуме, И.А. Ильина в приверженности к фашизму. Прежде, чем такие обвинения выдвигать, не худо бы знать, что Иван Александрович, будучи преподавателем Берлинского университета, один из немногих отказался выполнить требование Министерства пропаганды, которое предписывало профессорам включиться в PR-кампанию против евреев. В 1938 г. Гестапо арестовало его сочинения, т.к. в них была обнаружена некая антинацистская «крамола», самого Ильина ждал арест, но в июле того же 1938 г. ему с супругой удалось (как он сам говорил «чудом») покинуть Германию.
Меня удивила способность одного из участников дискуссии на форуме извращать смысл написанного И.А. Ильиным в статье «О фашизме» (1948 г.): будто бы здесь автор, сам являясь сторонником фашизма, всего лишь говорит о его некоторых тактических ошибках. Но дадим слово автору: «Гитлер, с его вульгарным безбожием, за которым скрывалось столь же вульгарное самообожествление, так и не понял до конца, что он идет по путям антихриста, предваряя большевиков». О государственном строе нацистов (кстати, интересно провести параллель с некоторыми из современных государств): «Установление партийной монополии никогда и нигде не приведет к добру: лучшие люди отойдут в сторону, худшие повалят в партию валом; ибо лучшие мыслят самостоятельно и свободно, а худшие готовы приспособиться ко всему, чтобы только сделать карьеру. Поэтому монопольная партия живет самообманом: начиная «качественный отбор», она требует «партийного единомыслия»; делая его условием для политической правоспособности и дееспособности, она зовет людей к безсмыслию и лицемерию; тем самым она открывает настежь двери всевозможным болванам, лицемерам, проходимцам и карьеристам; качественный уровень партии срывается, и к власти приходят симулянты, взяточники, хищники, спекулянты, террористы, льстецы и предатели».
Затем Иван Александрович бросает взгляд в будущее, непосредственно к нашей теме: «Если / «русским фашистам»/ удастся водвориться в России (чего не дай Бог), то они скомпрометируют все государственные и здоровые идеи и провалятся с позором.» В этой короткой фразе – ответ на вопрос: для чего нужно, чтобы русское национальное движение в России пустить по старым избитым рельсам нацизма, национальной нетерпимости и тоталитаризма, - для того, чтобы его дискредитировать. Отсюда встает следующий закономерный вопрос: а кому это выгодно? На него ответил один из участников форума (Дм. Терехов): журнал «Вопросы национализма» финансирует Ст. Белковский, «которому, естественно, настоящий (прежде всего, Православный) русский национализм совершенно не нужен, а нужно искусно встроить проект «Русский национализм» в либеральную доктрину».
Если сегодня мы, например, дружно охаем русский национализм, то завтра придет черед и выдвигаемого на первый план Анатолием Дмитриевичем «империализма». Желающих, уверен, будет хоть отбавляй: от коммунистов, которые вспомнят, что империализм – это «загнивающий капитализм», до тех, что будут отождествлять его с империализмом не русским (Москва – Третий Рим), а западным. И у такого, нерусского, «империализма» тоже могут найтись «серьезные» покровители - глобалисты. Русский империализм религиозен и национален в своей основе, в отличие от западного. Так зачем же русским православным националистам ссориться с православными русскими империалистами?
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»
11. Re: Зачем русским православным националистам ссориться с православными русскими империалистами?
10. Re: Зачем русским православным националистам ссориться с православными русскими империалистами?
9. Re: Зачем русским православным националистам ссориться с православными русскими империалистами?
8. Re: Зачем русским православным националистам ссориться с православными русскими империалистами?
7. О термине "национализм"
6. Если слово или понятие "национализм" вызывает разногласия, то можно отказаться от его использования, русский язык богат
5. Re: Зачем русским православным националистам ссориться с православными русскими империалистами?
4. все запутались в терминологии или в понятиях?
3. Потому что,наверное ,мы ближе всех - к Адаму.
2. Зачем русским православным националистам ссориться с православными русскими империалистами