Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Тревожный и таинственный Собор

Диакон  Владимир  Василик, Русская народная линия

14.07.2011


Диакон Владимир Василик обеспокоен конспиративностью Поместного Собора УПЦ МП …

Прошедший 9 июля сего года Поместный Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата во многих трезвомыслящих и благонамеренных православных христиан вселил беспокойство, вызванное объективными причинами. Прежде всего, верующие были обеспокоены тем, как проводился Собор.

Во-первых, его участники были извещены о проведении Собора лишь за неделю до его проведения. Подобная поспешность и конспиративность сама по себе наводит на размышления. Во-вторых, во время проведения Собора были запрещены аудио- и видеосъемка, что, опять-таки, вызывает законные опасения. Ведь деятельность Православной Церкви в ряде определенных случаев должна быть открыта граду и миру. Как говорит Спаситель:  «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф.10:27). В-третьих, вызывает опасения тенденция к украинизации церковной жизни Малороссии. В частности, участникам Собора было представлено богослужебное Евангелие на украинском языке, разделенное на богослужебные зачала. Заметим, что до этого в качестве официального богослужебного языка украинский присутствовал лишь у униатов, раскольников-филаретовцев и неканоничных украинских юрисдикций за рубежом.

Но не это явилось главным содержанием Собора. Основным пунктом явился вопрос о принятии Устава УПЦ МП в новой редакции, который вызвал у ряда участников вполне законные вопросы и тревоги в силу отсутствующих в нем пунктов. В нем ничего не было сказано о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси. Напротив, подчеркивалось, что гарантом единства УПЦ МП является Блаженнейший митрополит Киевский. Следующий важный пункт: не было указано, что освященное миро Украинская Православная Церковь получает от Патриарха Московского и всея Руси. Этот Устав создает видимость полной автокефалии, несмотря на точные декларации Собора в начале его проведения о верности Московской Патриархии и т.д. Но декларация - это декларация, а документ  - это документ.

Противники принятия подобного Устава вскоре подверглись грубому давлению и прессингу. Достаточно сказать, что когда встали представители донецкой делегации, то их просто зашикали: «что это такое, везде пролезли люди из Донецка,  и президент из Донецка, и на Соборе люди из Донецка…» Но на Соборе нашлось достаточно здравомыслящих и верных единству Церкви людей, прежде всего, из Донецка и Одессы.  Здесь стоит отметить деятельность митрополитов Иллариона Донецкого и Агафангела Одесского, к голосу которых, однако, на Соборе не очень прислушивались.

Стоит также отметить и процедуру голосования, которое сделали открытым, хотя по смыслу совершавшегося голосование должно было быть тайным, чтобы совесть голосующих была свободна от страха, всякого внешнего насилия и принуждения.

На Соборе имела место еще одна печальная деталь. Как сообщает один из участников Собора, перед его началом митрополит Киевский Владимир обещал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, что на Соборе вопрос об Уставе подниматься не будет, и Патриарх выразил надежду на здравомыслие его членов. Но, к сожалению, этот искусительный вопрос был поднят.

Конечно, решения Собора в достаточной мере половинчаты. Была создана комиссия по редакции пунктов Устава. Нельзя сказать, что он был принят целиком и полностью, но опасна сама тенденция, которую многие связывают с деятельностью столь неоднозначного иерарха как архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко), который за 5 лет сделал головокружительную карьеру от диакона до архиепископа. Его взгляды характеризуются весьма и весьма широким либерализмом, в том числе и в области не только догматики, но и нравственности и этики. Представители данной либеральной линии, к сожалению, имеют возможность определять жизнь УПЦ МП и хотят привести ее к полной автономии.

Какова глубинная суть этого проекта? На первый взгляд, это стремление к полной «симфонии» между современным украинским государством, государственность которого имеет лимитрофный характер и не обладает в должной мере независимостью от международных структур. Достаточно сказать, что вручение дипломов выпускникам Академии украинской безопасности осуществлялось при участии американского посла. Здесь есть вещи более глубокие: стремление создать альтернативу Русскому миру, альтернативу Московскому Патриархату. Титул Киевского митрополита - Блаженнейший и элементы патриаршего богослужения в его службе говорят сами за себя.

Возникает вопрос - насколько подобный проект Русь-Украина жизнеспособен? Киев не может быть Новым Иерусалимом и Третьим Римом. Киев, безусловно, - «мать городов русских» и колыбель Русской цивилизации. Но дитя рано или поздно вырастает из колыбели. Если мы хотим остановиться на Киевском периоде, то тогда наш статус - 63 митрополия в каталоге Константинопольского Патриархата.  Третьим Римом является все-таки Москва, и именно таковой Москва и признана в Томосе Патриарха Иеремии 1593 года. И именно Москва, а не Киев, явилась центром собирания Руси, центром Русского мира, и именно московский, а затем петербургский период показал наибольшую силу и наибольшее величие русского народа. Поэтому создание альтернативного центра Русского мира в Киеве объективно ведет к его расколу, несмотря на, может быть, благие намерения церковных и политических деятелей.

Будем надеяться, что полнота Украинской Православной Церкви Московского Патриархата проявит максимум здравомыслия, согласно словам Святейшего Патриарха Кирилла, и найдет тот способ бытия, который позволил бы Украинской Церкви гармонично развиваться в новых условиях и в то же время сохранять каноническое единство и живую, духовную и нравственную связь со всей полнотой Русской Православной Церкви.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. С. Швецов : Re: Тревожный и таинственный Собор
2011-07-15 в 09:18

Вот слушаешь о.Владимира здесь http://clck.ru/Gd4x, а потом читаешь на РНЛ, и диву даешься - неужели один и тот же человек? Что может заставить ученого писать подметные прокламации? 1Кор.15:33?
6. Владимiръ : Ползучая автокефалия
2011-07-15 в 04:50

Дела действительно творятся темные в РПЦ.
В свое время втихаря сделали УПЦ МП,то есть теперь русские на Украине уже не в РПЦ оказались,а в Украйнской церкви.
Что это за дурацкое название?Малороссы это теперь не русские?
Вся документация соборов УПЦ ведется только на украйнской мове ,а на русском языке,документы вообще не ведутся.
В свое время русские активно выступали за сохранение русского языка как второго государственного на Украине, Ющенко и западенцы-нацики не дали,но когда документы церковного собора в Малороссии ведутся только исключительно на украинском,это уже удар в спину единству русского народа(великороссам,малороссам и белорусам) и целостности РПЦ.
Документы Вселенских соборов велись на греческом и латыни.
Что же неужели в Киеве нельзя вести документы на двух языках?-Конечно можно и нужно.
Идет ползучая автокефалия,развал поместной Русской Церкви.
Модернисты-автокефалисты на Украине орудуют вовсю,напечатано богослужебное Евангелие,на украинской мове.
Для чего это делается?-Очевидно чтобы постепенно вытеснить ЦСЯ -язык Кирилла и Мефодия и заменить его украинско-советским вариантом языка.
То есть разделить единый народ и единую поместную церковь.
Теперь кому это выгодно?
-Сначала дельцам обновленцам-экуменистам и врагам русского народа,а затем полностью автокефальная УПЦ будет удобным куском для Ватикана или ВСЦ.
5. Субъект : Зачем Русскому Миру Рим?
2011-07-15 в 02:16

Тем более - Третий?
Может, если перестать настаивать тыкатеь всем своим величием и третьеримскостью, то Русский Мир станет более единым и братским духовно?
4. Алексей : спешка и суета
2011-07-14 в 23:35

Налицо как минимум спешка и суета, а это грех. Но это Собор, зачем там спешка и суета?!
3. Grigoriy : И вопрос к уважаемому Автору:
2011-07-14 в 17:57

****Представители данной либеральной линии, к сожалению, имеют возможность определять жизнь
УПЦ МП и хотят привести ее к полной автономии (?).

Но ведь УПЦ МП и сейчас располагает чрезвычайно широкой автономией (в смысле канонического термина "автономия")
2. Grigoriy : Дорогая Редакция!
2011-07-14 в 17:55

Поправьте, пожалуйста!

было представлено богослужебное Евангелие на украинском
языке, разделенное на богослужебнЫе зачалА.

и именно таковой Москва и признана в ТомОсе Патриарха Иеремии 1593 года.
1. Павел Тихомиров : о.Георгий Городенцев и Лукияник
2011-07-14 в 17:30

Помните, пару дней назад о.Г.Городенцев объявил буквально следующее:
"А многие «православные патриоты», которым наступили на мозоль, поднимают по поводу и без повода панику и начинают нести всякую ахинею. Пусть лучше наши ревнители подумают о спасении своей души".
А потом поступила информация о Лукиянике...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме