Интересная закономерность: Крестный Ход, проходя с Запада на Восток Руси как бы присоединялся к чистым, незамутненным истокам Православия. Не в плане повышения воцерковленности населения - в этом случае окрестности западноукраинского Почаева стоят намного выше окрестностей Троице-Сергиевской Лавры, ибо по последним намного сильнее прокатился каток государственного атеизма. Зато на Востоке Руси сохранились явные архитектурные свидетельства того, что именно Московская Русь после падения Византии стала опорой Православия, последней истинно-христианской империей. На смену небольшим казацким храмам Украины и Брянской области приходят величественные соборы и зубчатые стены монастырей. На западных рубежах Руси с 16 по 19 век Православие так или иначе оборонялось от агрессии католицизма, храмы строились обычно не очень большими, с сильными католическими влияниями. А вот в Московской Руси Церковь была духовной опорой империи, и, одновременно, главной целью ее существования. Храмы и монастыри строились там с имперским размахом. Там в жизни и в камне воплотилась Симфония государства и Церкви. И чем дальше на Восток продвигался Боголюбский Крестный ход, тем яснее было видно, кто спас чистое, незамутненное русское христианство от нашествия еретиков и иноверцев. Московская Русь, начиная уже с 16 века, и даже раньше, стала своего рода «динамо-машиной», от которой шел ток в Западные регионы Руси - Белоруссию, Малороссию, на Ближний Восток. Москва не только строила свои циклопические по масштабу того времени, да и нашего, храмы, но и финансировала всю Вселенскую Церковь. Ныне население Почаева воцерковлено потому, что в свое время святую веру на Западной Украине поддержала Россия. Иначе там всем навязали бы унию, как в Галиции.
Как уже говорилось, даже на Брянщине, в одном из бывших имений Кирилла Разумовского мы видели храм с чисто католическим иконостасом и с глазом в треугольнике, хотя это уже было «мирное проникновение в 18-19 веках, не столь смертельно опасное, как прежде. Но, уехав только немного дальше на Восток из небольших городов западной Брянщины, - Новозыбкова, Климово и других, наша группа паломников увидела колоссальный Свенский Свято-Успенский монастырь, возведенный с совсем другом стиле. Там паломников встретили очень радушно.
Его история поучительна и символична. Он был основан во времена Киевской Руси, в 13 веке. Своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Произошло это чудо в далеком XIII веке, когда брянский князь Роман Михайлович («Старый») был чудесно исцелен этой иконой. Причем и ее появление там тоже было чудесным. С упадком Киевской Руси и монастырь пришел в упадок. Но затем, при начале расцвета Северо-Восточных земель она возродилась.
С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Государь Иоанн Грозный. Первым был его вклад в 40 рублей после смерти в 1560 году любимой супруги Анастасии Романовой. Внесенная сумма по тем временам была немалой. Например, хороший боевой конь стоил 15 рублей. Последними были вклады на помин души царевича Иоанна Иоанновича. Он жаловал Свенской обители 650 руб., шесть икон в ценных окладах, 27 книг церковного содержания и грамоту, освобождавшую монастырь от налогов. Потом монастырь был частично разорен во времена Смутного времени, но снова восстановлен после наведения порядка.
А вот обители Малороссии страдали от поляков все время, и, особенно, во время войны Хмельницкого за защиту веры и народа. В этот период Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских пределах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь, между прочим, на грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И Государь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал сравнительно богатый Свенский монастырь к Киево-Печерской Лавре. А завещал это сделать святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Так Русь Московская, начало которой положил именно он, спасала Православие в Киевских землях. Так Крестный Ход по следам святого князя столкнулся с благими следами Его деятельности.
Таких мистических совпадений во время Крестного хода было полно. Изначально Ход должен был пойти через Серпухов, Высоцкий монастырь. Но по ряду причин Ход изменил направление, посетив Боровский Пафнутьевский монастырь. А там, среди прочих святынь, хранится и частица мощей святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского. Князь позвал к себе своих паломников... Или еще одно «совпадение». Когда паломники пришли в Свято-Тихоновскую пустынь, там как раз освящался придел в честь... Владимирской иконы Божьей Матери. Со списком которой, вообще-то, шел Ход. Так Богоматерь благословила создаваемый в честь Нее придел... Вероятность таких совпадений - одна из миллионов...
И везде в этих храмах и монастырях ясно было видно, что вера была фундаментом этой империи, и на нее в Московской Руси не жалели большей части скудного бюджета.
Но православные Цари и их верноподданные были готовы не то, что жертвовать деньги, но и умирать за веру.
Ужасно то, что в нынешнем деградировавшем мире считается нормальным жертвовать немалые деньги на увлечение, допустим, рок-музыкой, или нумизматикой, или футболом. Для многих считается нормой даже рисковать жизнью и здоровьем в футбольных потасовках. А вот жертвовать хоть чем-то ради веры христианской считается фанатизмом - мы в своем паломничестве сталкивались и с таким отношением....
Но все-таки большая часть народа, и, тем более, духовенства, отнеслась к боголюбовцам позитивно. Христианская солидарность работает и на Украине, и на Брянщине, и в Калужской, и в Московской областях. Идеализма в хорошем смысле пока еще много... Мне пришлось отлучится на праздник Единства Славянских народов, а потом догонять своих. Так вот, в провинции часто бывает невозможным снять номер в гостинице. Но, заходишь в ближайший храм, объясняешь ситуацию, и тебе обязательно помогут. Священники и монахини охотно давали приют, старались накормить, причем отказывались брать деньги с крестоходцев. Так с нами было в Климово Брянской области, где нас выручил о.Димитрий, настоятель храма Успения Божьей Матери, и в близлежащем Новозыбкове, где так же быстро и охотно нас выручила местная монахиня мать Ирина.
Даже таксисты, узнав кто мы и куда грядем, брали с нас деньги по-Божески, и даже старались не ругаться матом при паломниках, крестились на дорогу. В парке Партизанской Славы на Брянщине под иконы бросился капитан милиции, при стечении народа, среди бела дня, правда, его сержанты бросится за ним постеснялись. Так что и современные мытари могут совершать неожиданные поступки.
От атеизма православной культуры до воцерковления все-таки, слава Богу, не очень далеко. Поэтому по дороге, в Боровском монастыре, крестился Виктор Семенович, ветеран Великой Отечественной, полковник в отставке, в прошлом - ярый атеист. И произошло это в святом источнике Пафнутия Боровского, под стенами величественного одноименного монастыря. С крещением списываются грехи, и всей группе было очень радостно за этого 82-летнего ветерана, безропотно идущего в одном строю со всеми. Он проникся атмосферой Хода и решил стать воином Христовым. Такое преображение людей и есть самое большое чудо. Ради одного только этого события стоило проводить Крестный Ход, ведь каждая спасенная душа для Бога важнее звезд и галактик.
Приятно было наблюдать на Крестном Ходе и Терских казаков во главе с атаманом Андреем Щербаковым, которые, пройдя грязь и кровь войны, не озлобились, воцерковились, и приехали с далекого Северного Кавказа для участия в продолжительном паломничестве.
Это тоже, кстати, Восток. «Восток - имя Ему» - так говорит нам Писание о Боге... И мы идем в эту сторону, приближаясь к Свято-Боголюбскому монастырю...
Игорь Друзь, председатель «Народного Собора» Украины, участник Крестного хода, специально для «Русской народной линии»