С украинской стороны его организаторами выступили «Народный Собор» Украины и ветеранская организация «СРУБ – Собор» (Союз России, Украины и Белоруссии). С российской – международное движение «За веру православную» – основной организатор акции, и российский СРУБ. Ход начался торжественным молебном в Борисоглебском храме города Вышгорода, который благословил отслужить местного благочинного Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (сам он в это время отсутствовал). Пять народных депутатов Украины из самых разных фракций Верховной Рады, многие общественные деятели, просили Московскую Патриархию благословить это мероприятие, соединяющее Вышгород и Киев со Свято-Боголюбским монастырем. И руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин оказал содействие Ходу.
Участники Хода представлены многими заслуженными людьми России, Украины, и Белоруссии. Здесь присутствуют и журналисты, и ученые, и ветераны чеченской войны, и ветераны Великой Отечественной, и многодетные матери. Так, с украинской стороны присутствовала известная киевская радио-журналистка и поэтесса Марина Хомякова, с русской – публицистка и общественный деятель Татьяна Боровикова, председатель общественной организации «Много деток – хорошо!». Их присутствие символизировало возрождение многодетной православной семьи, благочестивой и высоконравственной. Казаки из с Терского войска, в черкесках и с кинжалами, в боях с чеченскими террористами заслужившие высокие правительственные награды – мужскую доблесть. Ветераны ВОВ – мудрость и доблесть стариков. Православные выгодно отличаются от гламурных сектантов, на мероприятиях которых обычно присутствует одна молодежь. Но молодежь без стариков – это самая легко манипулируемая, оторванная от своих корней масса, с которой легко собрать последние деньги, взятые под залог квартир, на новый дворец какого-нибудь чернокожего «пастора», или которую так же просто можно швырнуть на очередной майданный «лоходром». На православных же мероприятиях всегда есть и молодежь, и старики, и дети.
Крестоходцев из РФ удивило, что кафедральный Собор Вышгорода находится на улице Калнышевского – последнего атамана Запорожской сечи. За ряд неприглядных поступков он был сослан на Соловки. Эта улица была названа так сравнительно недавно, по воле «оранжевого» вышгородского горсовета. Также именно возле данного храма Русской Православной Церкви «демократы» воздвигли памятник голодомору», очевидно, дабы напомнить публике о «русском империализме», якобы организовавшем «голодомор» для геноцида украинцев. Хотя всем образованным людям известно, что от тогдашнего голода пострадала и Россия, и Казахстан, и другие республики. Атеистический режим не жаловал никого, а в мифологии украинских национал-либералов все его преступления приписаны исключительно русским. Невежество либеральных политических фанатиков давно стало притчей во языцех.
В Вышгороде в миниатюре повторилась ситуация с Киево-Печерской Лаврой, которая, по воле «оранжевой» Киеврады, оказалась расположена на улице Мазепы (слава Богу, потом, при Януковиче, улицу переименовали в Лаврскую), и тоже рядом с памятником «голодомору». Только там данный памятник построен с использованием совершенно сатанинской символики (например, там изображен распятый журавль вместо распятого Бога, а сам монумент – жутковатая пародия на церковь с куполом), а в Вышгороде – нет. Да и кошевой Калнышевский – это, все-таки не преданный анафеме Мазепа. И умер этот последний гетьман вполне по-христиански, покаявшись в своих проступках, и причастившись. Но все-таки подобные попытки постоянного символического осквернения святынь не могут радовать. Оккультисты считают, что вытесняя святость своими символами, они победят ее и на физическом уровне. Естественно, это понимают только кукловоды, а не примитивно мыслящие бандеровцы, всегда бывшие орудиями в чужих руках.
После молебна Крестный ход прошел по Вышгороду, а потом поехал в Чернигов. Ограниченность во времени не позволила нам полностью пройти пешком по маршруту князя, поэтому пришлось большую часть пути ехать на автобусах. Это, конечно, не очень хорошо, так пользоваться техническими средствами для ускорения благочестивого паломничества, но все же – и это тоже действенно. Вспомним, как Сталин выделил самолеты для «воздушного» Крестного Хода вокруг Москвы в 1941. И ведь она, слава Богу, не была взята фашистами...
В Чернигове прошла короткая встреча с общественностью, после которой к нам присоединись новые паломники. И дальше три больших автобуса поехали к знаменитой таможне на границе Россия, Украины и Белоруссии, в народе называемой «Три сестры». Когда мы приехали, там шел сильный дождь. Однако паломники между собой сразу же заговорили о том, что на таких мероприятиях сразу после молитв практически всегда выглядывает солнце. И что вы думаете? Так точно и получилось! Паломники вышли под дождь для молебна, и буквально через несколько минут после его начала тучи рассеялись, ярко засияло солнце. Даже прагматично настроенная часть милиции и таможенников, стоящих вокруг и вначале скептически улыбавшихся, с некоторым суеверным страхом стали смотреть на крестоходцев.
Молебен на стыке трех границ прошел с возвышенным подъемом и воодушевлением. Затем колонна со священниками и мирянами трижды обошла вокруг памятника дружбе народов, расположенного там, в центре государственных «перегородок». Словно победоносное войско Иисуса Навина обошло вокруг Иерихона, после которого богопротивные стены рухнули. Мы не надеемся, что искусственно создаваемые много лет границы между триединым русским народом так же рухнут так же быстро. Но, думается, наш Крестный ход все же проделал в них большие трещины. Мы – новый Израиль, который своими слабыми силами пытается возродить былую святость Руси, и мы можем надеяться, что, несмотря на наши недостатки, Бог поможет нам. Ведь, по словам св. пр. Иоанна Кронштадтского, других святых, Русь – подножие Божьего Престола. Бог поставил православных людей Руси на острие духовной борьбы для защиты всего мира от окончательного торжества сил зла. Но, разумеется, не благодаря нашим «заслугам», а несмотря на наши грехи. Поэтому особенно приятно пожертвовать временем и комфортом ради веры. Хотя чего стоят наши ничтожные жертвы по сравнению с жертвами святого благоверного князя Андрея? Они – просто ничто! Князь ехал на коне сквозь девственные леса и степи, шел по грязи, пробирался сквозь завалы деревьев.
Святой князь вообще не искал спокойной и комфортной жизни. Если бы он хотел почета и комфорта, он остался бы править в Вышгороде, затем стал бы княжить в Киеве. Но он, по Божьему промыслу, решил уйти в пустынные тогда, далекие окраинные земли. Туда, где рыскали хищные кочевые племена, где гораздо более холодный климат, где диких зверей было в те годы едва ли не больше, чем людей. Он видел упадок Киевской Руси, опустошенной кровавыми боярскими междоусобицами, и предчувствовал грядущие катастрофы на этой земле, считая возможным только «разрубить» этот гордиев узел междоусобиц и боярского своеволия своим уходом. Монгольское ярмо стало следствием братоубийственных войн и неизбежным возмездием Бога за это постоянное кровопролитие. Если бы он не перенес центра народной жизни на Русь Северо-Восточную, то невозможно было бы потом спасти и Русь Юго-Западную. Чуть более, чем через полвека после смерти князя большая часть Малой Руси, ранее обжитая и возделанная, стала «диким полем». Ее полностью разорили монголы. А Северная часть Руси, благодаря державному импульсу, данному Святым Благоверным Великим Князем Андреем, смогла постепенно копить силы и со временем дать отпор захватчикам.
Князь был мужественным воином, и своего рода «монахом в миру», по своему аскетизму мало чем отличаясь от инока. Он сознательно шел на трудности, ибо княжение расценивал как тяжкую жизнь на благо других, а не как способ зарабатывания денег. Причем благо для человека он видел, прежде всего, в спасении души. Потому он везде строил в первую очередь не крепости, а храмы. Недаром в прекрасном акафисте князю говорится о том, что он старался «земли разрозненныя во едино царствие соединити», «всюду храмы Господни созидая»...
И эти храмы до сих пор созидают Святую Русь. Именно благоверный Князь Андрей основал Боголюбский монастырь. Это произошло после особо тяжких лет княжеской междоусобицы, после упадка Киева и Южной Руси, чтобы преодолеть смуту и укрепить Церковь и государство. Современные восстановители обители подняли ее из развалин тоже после многих десятилетий смуты, после отпадения Юга Руси, также надеясь, молитвами Святого Благоверного Князя Андрея и Богородицы возродить Святую Русь, укрепить ее государственность и веру, спасая тем самым души людей. Кстати, восстановитель обители, архимандрит Петр (Кучер), как и святой князь Андрей, переехал туда из Украины. Последний царь был, как известно, злодейски убит в день памяти первого некоронованного царя. Сатанисты, видимо, хотели таким образом символически умертвить идею православной монархии на Руси. Символически убить и саму память о первом и последнем самодержцах. Но монастырь, твердо чтущий и помнящий обоих святых правителей – зримое проявление воли святого князя Андрея Боголюбского, который посещала и Святая Царская Семья, – ныне стал сегодня одним из главных центров возрождения идеи богоустановленного строя. Неудивительно, что Боголюбово, построенное этим первым русским царем, было недавно удостоено чуда проявления лика святого царя Николая на стене главного храма, прямо над алтарем. Там замироточила и икона Царственных Мучеников.
Добавим к этим неслучайным «совпадениям», что последний настоятель Боголюбовского монастыря, исповедник веры, святитель Афанасий (Сахаров), сильно пострадал из-за своей непримиримо негативной позиции к обновленчеству. И сейчас, после возрождения обители, архимандрит Петр уже немало пострадал из-за своего неприятия того явления, которое покойный Патриарх Алексий назвал неообновленчеством...
Русь, как известно из церковного предания – Удел Пресвятой Богородицы. И именно в Ее руки попал царский скипетр после революции, что отражено на Державной Иконе Богоматери. И в Боголюбово – в этом одном из немногих мест, где Она зримо явилась, не случайно проявилось столь сильное общественное движение за возрождение православной державности... Возрождение православных империй после смуты всегда начиналось в таких вот святых местах. Так, возрождение Византии после ее погрома латинскими варварами началось с Никеи. Никея – место проведения первого и третьего Вселенских Соборов. В этом городе двух Соборов, осудивших ариан и иконоборцев решился и вопрос изгнания латинских еретиков из Второго Рима. Кроме того, Никея – это город главного государствообразующего этноса империи – греков. Эпирский Деспотат и Трапезундская империя – другие государства, претендовавшие на роль восстановителей Византии, были многоязычными, этнически неоднородными окраинами государства. В этом плане никейское возрождение очень схоже с периодом окончания смутного времени. Трагедии смуты положило конец падения польского гарнизона в Кремле, созыв Земского Собора и восшествие на Престол нового царя. Это произошло в Москве – священном Третьем Риме, и вместе с тем – в тогда сравнительно этнически однородном городе, а не на окраине. Излишне напоминать, что произошло это после чина всеобщего покаяния народа. Покаяние необходимо и сейчас, с него всегда начинается духовное и государственное возрождение.
Так что святое место, подобное Боголюбово, основанное Князем Андреем, с его «духовным пригородом» – Владимиром, потенциально вполне может стать новой «точкой сборки» Святой Руси.
А Крестный Ход после «Трех сестер» вступил в пределы Российской Федерации, приближаясь к Боголюбово...
Игорь Друзь, председатель «Народного Собора» Украины, специально для «Русской народной линии»