«Внедрение ЕГЭ в нашу систему образования изначально было ошибочным. И наши реформаторы никогда не смогут убедить общество, что предлагаемая ими система оценки знаний справедлива. ЕГЭ нацеливает школу не на получение знаний, а на натаскивание ученика, как собаки Павлова, на правильные ответы», - считает отец Алексий. «В детстве нас пугали бабой Ягой, а теперь даже в самом министерстве образования говорят: «Пришла ЕГА и всем – беда»», - пошутил священник. «Если у какой-либо политической силы возникнет желание направить российское образование в созидательное русло, то, по всей вероятности, она ничего другого не придумает, как вернуться к традиционным формам анализа знаний учащихся, вернуться к тому образованию, в центре которого были даже не знания как таковые, а личность ученика, личность человека», - заключил он.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, в свою очередь заметил, что «ЕГЭ тогда принесет отчетливые результаты, когда возможность контроля, принятия решений и вынесения самых решительных санкций будет усвоена оперативному и единственно полномочному федеральному центру. Пока контроль будет отдаваться регионам, коррупция будет только увеличиваться». «Ну кто же на Кавказе, например, посмеет обидеть сына начальника любого уровня?» - заметил священник.
«Можно воспользоваться и зарубежным опытом, - считает священник. - Так, во многих европейских университетах при приеме на первый курс вносится определенная значительная сумма, но при этом сам прием очень свободный. Но уже с первого курса производится очень жесткий отсев студентов, не соответствующих уровню вуза», - рассказал протоиерей. «Я думаю, что и в наших вузах на первом курсе можно проводить соответствующие проверки знаний и способностей студентов. И очень скоро будет понятно, насколько блестяще наши кавказские юноши и девушки владеют русским языком», - заключил он.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко полагает, что по поводу ЕГЭ уже сказано все – и хорошее, и плохое. «Существует научное, научно-педагогическое сообщество, которое заинтересовано, чтобы студенты, приходящие в вузы, были подготовлены. Но для этого нужна максимально объективная оценка знаний. Выпускник школы должен продемонстрировать знания всесторонние, по всем предметам. Он не должен нажимать кнопки, ставить галочки, выбирая правильный вариант ответа. Он должен посредством связной речи, как устной, так и письменной, излагать свои мысли – будь то теорема, литературный или исторический сюжет», - уверен отец Борис. «А то, что предлагается сейчас, нужно лишь для того, чтобы очень низкий уровень общеобразовательной школы возвести в норму. ЕГЭ, по сути, является попыткой оправдать бездеятельность тех, от кого зависит судьба общеобразовательной школы. И все эти скандалы ставят диагноз тому, чем занималось министерство образования и науки, по крайней мере, последние пять лет», - сказал он.
«Попытка завершить очень важный этап развития человека каким-то магическим проставлением галочек может привести только к скандалу. Весь учебный процесс тогда утрачивает смысл. Нужно срочно менять министра и избавляться от всех этих бездельников-бюрократов от науки и образования. Все вроде бы с этим согласны, но ничего не меняется», - с грустью заключил священник.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что у вузов должно быть право выбора, с каким свидетельством об образовании принимать абитуриентов. «Кого-то, может быть, устроит упрощенная и поверхностная оценка ЕГЭ. Но солидные вузы должны иметь право требовать от своих абитуриентов, чтобы их уровень знаний соответствовал базовому уровню среднего образования, необходимому для получения высшего образования», - сказал он. «Но с какими знаниями человек окончит школу, зависит не только от него самого, но и от учителей. Я считаю, что получение полноценного классического среднего образования должно быть гарантировано государством и подтверждаться соответствующим документом-аттестатом, выданном на основании традиционных письменных и устных экзаменов. Те выпускники, для которых эта планка слишком высока, могут ограничиться сдачей ЕГЭ», - предложил священник. «Но монополии ЕГЭ быть не должно ни в среднем, ни в высшем образовании. Та плачевная ситуация в системе образования, которую мы сейчас наблюдаем, вызвана, по-моему, именно этой ничем не оправданной монополией», - заключил он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает ЕГЭ неподходящей формой оценки знаний. «Возможно, для каких-то предметов можно применять и тестирование. Но такие базовые предметы, как русский язык, литература, математика должны все-таки сдаваться традиционным способом. Отсутствие устных экзаменов по базовым системообразующим предметам не позволяет выяснить умение мыслить и действительный уровень подготовки», - сказал он.
«Обучение как натаскивание – это неправильно, это упадок. Человек должен развиваться гармонично. Он должен учиться правильно говорить и излагать свои мысли. Именно эти качества и раскрываются на устном экзамене. Это более объективная форма оценки знаний, чем тестирование с галочками», - уверен отец Тихон.
«Устный экзамен обязательно должен остаться как важнейший элемент государственной аттестации. Нужно доверять педагогам, работающим с детьми. Принятие бездушной, максимально формализованной системы тестирования – акт недоверия, подрывающий авторитет учителя, всю свою жизнь посвятившего детям. К тому же система ЕГЭ совсем не снимает проблему коррупции, но обостряет ее», - заключил он.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), заведующий Сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, считает сам проект ЕГЭ неудачным. «Он не предполагает оценку воспитательного процесса, который должен присутствовать в школе, обесценивает значение духовно-нравственного воспитания и сам смысл длительного образовательного процесса в школе. Отрывочные знания по тем или иным предметам, которые включены в перечень вопросов, не определяют, по сути, полноту тех знаний, которыми обладает учащийся. ЕГЭ ориентирован на эрудицию, на быстроту мышления, но не учитывает психотип молодого человека», - сказал он.
«Я думаю, что многие российские педагоги и даже гениальные ученые, если бы им предложили сдать ЕГЭ, провалили бы его. На мой взгляд, ЕГЭ не стабилизирует систему образования, а, скорее, ее расшатывает», - добавил о. Лаврентий. «Да, этот проект должен быть стать заслоном для коррупции. Но как показывает практика, он эти чаяния и надежды не оправдал», - отметил он.
«Что будет дальше, покажет время. Однако те плоды, которые мы уже видим, красноречиво свидетельствуют, что эту систему нужно менять. Нужно сделать оценку интеллектуального уровня учащегося не однобокой, а разносторонней. Так, чтобы учитывать творческие возможности учащегося, ряд вузов не ограничивается ЕГЭ и устраивает дополнительные вступительные испытания. И, по-моему, это правильно, поскольку ЕГЭ не может адекватно оценить знания учащегося», - заключил иеродиакон.