Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Власть Святых

15.06.2011


Иерей Сергий Карамышев о христианском понимании власти …

Иже во всем мире мученик Твоих,
яко багряницею и виссом,
кровьми Церковь Твоя украсившися,
теми вопиет Ти, Христе Боже:
людем Твоим щедроты Твоя низпосли,
мир жительству Твоему даруй
и душам нашим велию милость.
(Тропарь Всем Святым)
.

В воскресенье, следующее за праздником Св. Троицы, мы совершаем память Всех Святых. Если слово Божие – семя, а дары Духа Святого – божественная сила, дающая семени рост, то святость – плод, который почва человеческих сердец приносит в дар и жертву совершенную своему Творцу. Святость есть конечная цель нашей жизни: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш». (Лев. 19,2).

Неделю назад в смирении сердца, на коленях, мы молили Бога Отца и Бога Сына о ниспослании нам Бога Духа Святого, Своей благодатью «немощная врачующаго и оскудевающая восполняющаго». Какая это отрада в мире, полном злобы, зависти, наглости, лжи, осознавать, что Господь Вседержитель ценит в людях противоположные качества! Ибо говорит: «На кого воззрю? – Токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих». Неделю назад мы не пихали друг друга, не бранились, не клеветали друг на друга, испрашивая себе святости, – ведь подобное поведение было бы равносильно безумию. Мы, по мере сил, подражали св. апостолам, собранным в Сионской горнице. Мы держали в руках зеленые ветви и цветы – как символ живительной силы Св. Духа, мы даже молча исповедовали готовность приять в свое недро божественную благодать, дабы наша душа из смрадной и мрачной стала благоуханной и светоносной; мы исповедовали свою готовность вступить на поприще духовного делания, дабы наши души не подобились безплодной смоковнице, проклятой воплотившимся Богом, но приносили бы Ему плоды «во времена своя».

Смирение и кротость – необходимые условия для духовного плодоношения. И чем более человек имеет духовных дарований, тем он смиреннее – подобно дереву, отягощенные плодами ветви которого льнут долу. Тогда как у безплодного они горделиво возносятся ввысь.

Все святые были кротки и смиренны. Но «мудрецы» нынешнего века поносят эти безценные качества, называя их слабостью и «неумением жить». Мы постоянно видим вокруг себя примеры, противоположные кротости и смирению. Политики борются за власть, безстыдно трубя перед собою о своих дутых, точно резиновый пузырь, «совершенствах», клевещут на своих конкурентов, заискивают перед толпой и одновременно ее презирают. Время от времени мы наблюдаем, как вдруг начинают «раскручивать» какую-нибудь публичную фигуру, искусственно повышая ее статус, с целью, которая откроется всем только впоследствии. Все это безумие, ставшее слишком привычным, – гнилой плод так называемой «демократии», которую безбожные люди противопоставили Царству Христову. А Христос заповедал другое: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». (Мк. 10, 43-44).

«Демократические ценности» противоположны ценностям Царства Божия. И всякий христианин стоит перед выбором: за кем он пойдет, за Христом и святыми, или же за политическими выскочками-демагогоами, призванными обольщать людей для их скорейшей погибели. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». (Иак. 3, 13-18).

Сам принцип борьбы за власть и выпячивания себя в корне порочен, ибо власть – дар Божий. Разве богоугодное дело – устраивать перед очами Божиими драку из-за того, что предназначено как дар достойнешему, а не самому наглому и пронырливому; как дар самому честному, а не самому лживому.

Великая благодать для народов – если ими и на земле управляют святые. Ибо Господь утверждает, о чем мы слышали сегодня в Евангелии (Мф. 19), что святые будут судить мир. Управляя людьми здесь, они делают это со страхом Божиим, помня, Кому дадут отчет за свои действия. Внимая святым правителям, христиане удобнейшим путем идут в Царство Божие. Отвергая же их кроткую власть, навлекают на себя проклятие. Что мы и получили в феврале 1917 г. Нынешняя «демократия» – Божие наказание за отступничество от освященной Богом власти. Всевозможные коллективизации, перестройки, модернизации - Божии бичи для непокорных.

Мало пользы наказываемому бичом кусать свястящие над его спиною воловьи жилы – подобное поведение свойственно собаке. Необходимо искусство рассмотреть за следствием-наказанием, его причину. Нужно каждому в отдельности вернуться к заветам святых, и прежде всего, к любви, кротости и смирению. И не говорите: нас затопчут наглые. Если один смиренный, исполняя Божию заповедь, полагает жизнь свою за другого смиренного, их трудно одолеть наглым, которые к этому, как правило, не способны. Божие благословение будет не на том, кто громче всех о себе кричит, а на том, кто защищает «униженных и оскорбленных», и не по-фарисейски, т.е. лишь для телекамер, а по зову сердца. Божие благословение будет не на том, кто, держа нос по ветру политических пристрастий, готов переметнуться в любой лагерь - лишь бы поближе к кормушке, а на том, кто своих друзей в беде не бросает, хотя бы против них весь мир ополчился.

Равноапостольный Константин получил власть над Римской империей – но не потому, что жаждал ее и боготворил ее, как презренный идолослужитель, – а потому что имел горячее желание избавить людей Божиих от безбожных тиранов.

Князь Димитрий Пожарский и посадский староста Косьма Минин получили власть над людьми – но не потому, что домогались ее, а потому что любили людей, страдающих от безначалия и нашли в себе силы их возглавить, ни на кого при этом не клевеща и не расталкивая других.

Вот Божии люди, граждане небесного Царства, кроткие, но непреодолимо могущественные силою Христовою. Ходя по земле, они одновременно шествовали к небу. Другие же ползали в собственных нечистотах, толкались, дрались, швырялись грязью. Где они теперь? Кто их помнит? И нынешние «драчуны» и «пачкуны», превозносящиеся и высящиеся над другими, точно кедры ливанские, - исчезнут. Они не стоят того, чтобы им удивляться и их прославлять, «ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Петр. 1,24). Слава Богу, имеются у нас в изобилии те, кого прославлять достойно и праведно, и чья слава никогда не померкнет, - целый сонм святых.

Будем же им подражать, будем приносить Богу духовные плоды «во времена своя». В нашей власти быть благоуханным садом или гнилым болотом, полным всякой нечисти.

Пусть святые сияют над нами во мраке сгустившейся ночи безбожия точно звезды, пусть озаряют нам путь в Царство Божие, царство кротких и смиренных, где господствует любовь, где вечно светит Солнце Правды Христос! Аминь.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 14

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

14. Вячеслав : Михайлову
2011-06-20 в 10:22

Чудеса либерастической мысли! Сегодня мы сравниваем святых Церкви с современными нам демонкратами по причине спорности некоторых прижизненных поступков первых, завтра -- начнем канонизировать вторых...
13. Михайлов : Власть Святых
2011-06-17 в 21:56

12. Аноним.
Вы пишите: «При земной жизни Спасителя христианского царства не было. Но при св. равноап. Константине оно появилось к великой радости христиан вселенной».
К сожалению, Вы не знаете Церковной истории. При святом Константине Великом никакого христианского царства не появилось. Рекомендую Вам почитать какой-нибудь учебник по Церковной истории. Например, до сих пор не потеряли своей значимости «Лекции по истории Древней Церкви» В. В. Болотова. Этот уважаемый профессор писал: «Отношения церкви к государству, как они сложились в царствование Константина, конечно не идеальны. Император отказывается от занятого им первоначально положения, от своего благодетельного для церковной жизни нейтралитета, и позволяет себе довольно часто вмешиваться в дела церкви. Не став еще ее сыном, он действует как ее покровитель, даже как руководитель. Его отношения к ней не ограничиваются созданием благоприятных для ее существования условий. Но трудно сказать и то, приобрело ли в его сознании это вмешательство характер правовой. Сфера, в которой живет и действует Константин Великий, весьма благоприятна для развития власти на счет церкви».
«Положение религии при Константине Великом должно быть рассматриваемо, как Parität,— как равенство между религиями. Константин Великий старался соблюдать это равенство всюду, даже в мелочах, например, в символических изображениях на монетах встречаются символы и христианские, и языческие, хотя с течением времени начинают преобладать символы христианские. Все это, очевидно, нисколько не определяет Константина как лицо, которое заявляет формально о том, что он более не язычник, а христианин».
До самого момента крещения (за два дня до смерти) святой Константин не счел нужным сложить с себя титул "pontifex maximus", то есть верховного жреца Римской империи. Христианское царство возглавлять языческий верховный жрец, как Вы, надеюсь, понимаете, не может. Конечно, всё выше написанное никоим образом не умаляет святости святого равноапостольного Константина Великого.
12. Аноним : Автор - Михайлову
2011-06-17 в 16:59

Власть, сущая в аду, монархией не является. Ее правильнее называть тиранией, что и делают наши богослужебные тексты. Диавол старается внешне подражать Богу, но не в его силах быть отцом своих подданных - он может бытьт только мучитиелем-тираном. Однако св. Иоанн Кронштадтский прав в том, что именно демокркатия с ее вседозволенностью, с ее попранием Божиих заповедей, приводит к тирании. Эту закономерность усмотрели еще философы древности. Так Аристотель в трактате "Политика" пишет: "...демократический строй больше всего напоминает из отдельных видов единовластия тиранию; поэтому и характер у них один и тот же: и крайняя демократия, и тирания поступают деспотически с лучшими гражданами; постановления такой демократии имеют то же значение, что в тираннии распоряжения. Да и демагоги и льстецы в сущности одно и то же..." (книга 4-я).
Монархия более всех других способов устройства гос. власти соответствует небесному идеалу, где мы Царя Небесного именуем Отцом, почему на Руси и бытовало наименование "Царь-батюшка". Я вовсе не идеализирую всех правителей, официально носивших титул монарха - некоторых правильнее было бы называть тиранами - на земле совершенство труднодостижимо. Однко важен идеал высшей власти. Царь милостью Божией и президент волею многомятежной толпы - принципиально разные вещи. Помазание на Царство, подобное Таинству браковенчания и "инаугурация" - причисление к жреческой коллегии авгуров, как в языческом Риме - разные вещи. Стремление угодить единому Богу в управлении народом, о чем прор. Соломон молился, и это одно из самых возвышенных мест св. Библии, и стремление угодить или провести избирателей, - разные вещи.
Вы сами вырвали слова Господа: "Царство Мое не от мира сего" из контекста. При земной жизни Спасителя христианского царства не было. Но при св. равноап. Константине оно появилось к великой радости христиан вселенной, и они горячо благодарили Бога за этот великий дар - государя-христианина и государство христианское, о чем можете почитать хотя бы в "Церковной истории" Евсевия Кесарийского (4-й век). Ни один из Вселенских Соборов не состоялся без воли благочестивых монархов. Или для Вас и Вселенский Собор - мелочь? У значительной части совр. христиан мозги отравлены идеями Псевдопросвещеия 18-го века, с их безконечными правами и свободами и поруганием Божия Закона. Совр. христиане неблагодарны Богу за великие блага, что принесло царство христианское. За эту неблагодарнось мы и наказаны властью тиранов - Ленина, Троцкого, Гитлера, Муссолини. В угоду этим тиранам были искажены богослужебные тексты, прославлявшие высоту царского служения, напр, службы Кресту, - чтобы удобнее было сеять христиан как пшеницу в сите и приучать их к лукавству: в государственной и общественной жизни действовать по одним принципам, в решигиозной - по другим.
11. Константин Белый : Re: Власть Святых
2011-06-17 в 14:14

Ваша уклончивость типична. Причем тут гаубицы. Воодушевить прихожан на подвиг можно различными способами. Приведу более наглядный случай из Русской истории. Князь Нижегородский Юрий перекупил в Орде великокняжеский ярлык, тем самым оставив князя московского Димитрия без права собирать дань со всей Руси. Святой преподобный отец наш Сергий отправился в Нижний и велел попам закрыть храмы пока Юрий не отдаст великокняжеский ярлык Димитрию. Когда Юрий обратиля к святому Сергию:" Почему я должен отдать ярлык Димитрию?" Святый преподобный отче наш Сергие ответил:"Ты Божиего Промысла не разумеешь. Отдай ярлык Димитрию." В устах Святого Сергия не было пузырей, была конкретика.
10. Михайлов : Власть Святых
2011-06-17 в 12:26

Вы пишите: «О св. равноап. Константине: поменьше доверяйте протестантским историкам и богословам, пламенным борцам за демократию». Пожалуйста, порекомендуйте мне что-нибудь почитать о святом Константине у какого-нибудь православного историка.
Вы пишите: «Сначала судей, а потом и Царей избирал Сам Господь через Своих пророков, поэтому не следует утверждать, будто Царство Божие" противоположно всем политическим системам мира сего"». Ваш тезис не согласуется с Вашим выводом. То, что Господь избирал некоторых еврейских царей, никоим образом не опровергает моего тезиса о том, что Царство Божие противоположно всем политическим системам мира сего. Ибо Господь ясно сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). Царство Божие противоположно всем политическим земным системам по своей сути и природе. А избрание некоторых правителей непосредственно Богом говорит нам о другом.
9. Михайлов : Власть Святых
2011-06-17 в 12:08

5.Аноним.
Слова святого Иоанна Кронштадского вырваны из контекста эпохи и превращены псевдомонархистами в речевку, напоминающую магический заговор. По этому поводу хорошо написал Вадим Шумилов: «Православные монархисты любят цитировать высказывание "Демократия в аду, а на небе Царство".
Во-первых, почему это вдруг в аду - демократия? Это что, значит, там проходят регулярные всеобщие выборы по избранию глав адских округов (типа, первым кругом, Лимбом, Сократ управляет, вторым - Карл Маркс, и т.д.), и должность главного сатаны тоже выборная, на ограниченный срок? При этом учитывается мнение каждого обитателя ада? Все они обладают неотъемлимыми правами и равны перед законом? Да ничуть не бывало. Как раз в аду мы имеем классическую модель монархии - единоличного правления абсолютного монарха, сатаны, произвольно делегирующего часть своих обязанностей своим "дворянам" - бесам. И даже если согласиться с тем, что земная монархия (в идеале) строится по типу "монархии" небесной, то история показывает, что значительно чаще земная монархия походила скорее уж на монархию адскую, о чем, впрочем, Господь честно предупреждал иудеев: "...Сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда" (1Цар.8:11-18). Просто поразительно, как можно не замечать этих горьких слов Писания...
Как ни парадоксально, но и фраза "на небе Царство" требует определенных оговорок. Да, термин "Царство Небесное" - библейский, и действительно, на небесах Царство Бога в том плане, что Господь является Царем, и Царство это живет по Его законам - законам любви. Но если уж искать аналогии этому Царству в нашем мире, то это будет никак не монархическое государство, а семья. Ведь те, кто стяжали путь на небеса - сыны Бога, а не слуги и не наемники. Притча о блудном сыне как нельзя лучше иллюстрирует взаимоотношения Отца и христиан. Не слуги, не подданые, но дети, законные наследники Царства - вот кем являются христиане, и недаром даже миряне - это лаос, царственное священство». http://www.cirota.ru.../view.php?subj=62097
8. наивная автору : Re: Власть Святых
2011-06-17 в 11:19

Извините, иерей Сергий, что обидела Вас таким обращением, потому что написала -батек- только лишь из-за поспешности к написанию. А вот, что правда, так то, что - хотела вас задеть вопросом о разделении: или-или по вашему тексту. Вот тут прошу ПРОСТИТЬ меня, действительно, - оказалась не права: выплеснула негодование, в поспешности, не прочитав внимательно вашу статью. Сейчас я прочла не торопясь. Прошу меня ещё раз простить, а сама буду внимательнее впредь. Потому что у меня сложилось поверхностное мнение,что есть две большие группы: фарисеи и "в прелести". Хотелось бы пастырей настоящих, да видно недостойна по своей вине (сама не настоящая православная, как видно) и невнимательности. Простите меня.Потому что "заскочила" на Вашу статью сразу по прочтении статьи-мнения прот. Бориса Михайлова (по поводу убийства Буданова), а там под статьёй нет комментариев, вот я вас и под одну гребенку. Простите меня, и спасибо и за статью и за внушение.Ольга
7. Аноним : Автор - наивной
2011-06-17 в 08:37

Прелесть - это когда человек позволяет себе обращения,подобные "батьку". Хотя здесь, может быть, просто невоспитанность. Если Вы с чем-то несогласны, говорите по существу, без оскорблений. Женщину это не красит, особенно когда она обращается к священнику.
6. Автор - Константину : Re: Власть Святых
2011-06-17 в 08:33

При князе Всеволоде Псковском литовцы были язычниками. У меня в алтаре нет ни мечей, ни гаубиц. Священникам вручен меч слова Божия - так что бойтесь.
5. Аноним : Автор - Михайлову
2011-06-17 в 08:30

Праведный Иоанн Кронштадтский: "Демократия в аду, а на небе - царство". О св. равноап. Константине: поменьше доверяйте протестантским историкам и богословам, пламенным борцам за демократию. Сначала судей, а потом и Царей избирал Сам Господь через Своих пророков, поэтому не следует утверждать, будто Царство Божие "противоположно всем политическим системам мира сего". Если Вы внимательны, слово "демократия" заключено мною в кавычки, потому что нынешний строй демократией, в античном ее понимании, не является. Если от античной демократии такие великие мыслители, как Платон и Аристотель, были, мягко говоря, не в восторге, что бы они сказали о нынешнем режиме. Апостол Павел жил не при демократии, при нем "существующей" властью был принципат. Слова же "нет власти не от Бога" говорят о том, что власть - дар Божий людям, поэтому и не подобает домогаться ее постыдными путями.
4. наивная : Re: Власть Святых
2011-06-16 в 10:23

Вопрос к батьку: что такое "быть в прелести"? Что такое фарисейство?
3. Вячеслав : Re: Власть Святых
2011-06-16 в 08:40

Спасибо, отец Сергий. Хорошая статья. Среди окружающей нас дерьмократической вони редко можно услышать голос правды...
2. Константин Белый : Re: Власть Святых
2011-06-15 в 13:28

Благоверный князь Всеволод Псковский, когда отправлялся защищать землю православную от католиков литовцев, свой мечь отдавал в алтарь и священники молились о даровании ему победы. Потому-то и стояла земля Русская, что среди тех священников не находилось места таким, как автор данной статьй.
1. Михайлов : Иерей Сергий Карамышев о христианском понимании власти
2011-06-15 в 11:54

Подзаголовок статьи («О христианском понимании власти») подразумевает осмысление проблемы и некую историософичность текста. Однако статья является, скорее всего, устной проповедью батюшки, произнесенной с амвона, в которой он выражает свой индивидуальный взгляд с помощью лозунгов, неподкрепленных доказательствами.
Например: «Все это безумие, ставшее слишком привычным, – гнилой плод так называемой «демократии», которую безбожные люди противопоставили Царству Христову». То же самое можно сказать и про все другие формы власти и даже привести веские примеры.
Далее: «Демократические ценности» противоположны ценностям Царства Божия». Батюшка, наверное, перепутал демократические ценности с либеральными, потому что демократические ценности – это политические ценности. Господь же сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) и апостол пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). Таким образом, Царство Божие противоположно всем политическим системам мира сего, в том числе и монархии. Демократия же – одна из земных государственных форм, которым, по слову апостола надо повиноваться.
Дальше по тексту: «Сам принцип борьбы за власть и выпячивания себя в корне порочен, ибо власть – дар Божий. Разве богоугодное дело – устраивать перед очами Божиими драку из-за того, что предназначено как дар достойнешему, а не самому наглому и пронырливому; как дар самому честному, а не самому лживому». В противовес данному утверждению можно привести массу примеров достойных, честных политиков-демократов и множество монархов-извергов, перебивших на пути к трону самых близких родственников.
Далее: «Равноапостольный Константин получил власть над Римской империей – но не потому, что жаждал ее и боготворил ее, как презренный идолослужитель, – а потому что имел горячее желание избавить людей Божиих от безбожных тиранов». Видимо, батюшка знаком только с периодом жизни святого Константина, когда тот уже уверовал во Христа. Хорошо бы батюшки ознакомиться с полной биографией императора, прежде чем делать подобные пафосные выводы. Это касается слов «имел горячее желание избавить людей Божиих от безбожных тиранов». Безусловно то, что Господь вручил власть святому Константину, предвидя его будущее обращение в христианство.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме