Иже во всем мире мученик Твоих,
яко багряницею и виссом,
кровьми Церковь Твоя украсившися,
теми вопиет Ти, Христе Боже:
людем Твоим щедроты Твоя низпосли,
мир жительству Твоему даруй
и душам нашим велию милость.
(Тропарь Всем Святым).
Неделю назад в смирении сердца, на коленях, мы молили Бога Отца и Бога Сына о ниспослании нам Бога Духа Святого, Своей благодатью «немощная врачующаго и оскудевающая восполняющаго». Какая это отрада в мире, полном злобы, зависти, наглости, лжи, осознавать, что Господь Вседержитель ценит в людях противоположные качества! Ибо говорит: «На кого воззрю? – Токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих». Неделю назад мы не пихали друг друга, не бранились, не клеветали друг на друга, испрашивая себе святости, – ведь подобное поведение было бы равносильно безумию. Мы, по мере сил, подражали св. апостолам, собранным в Сионской горнице. Мы держали в руках зеленые ветви и цветы – как символ живительной силы Св. Духа, мы даже молча исповедовали готовность приять в свое недро божественную благодать, дабы наша душа из смрадной и мрачной стала благоуханной и светоносной; мы исповедовали свою готовность вступить на поприще духовного делания, дабы наши души не подобились безплодной смоковнице, проклятой воплотившимся Богом, но приносили бы Ему плоды «во времена своя».
Смирение и кротость – необходимые условия для духовного плодоношения. И чем более человек имеет духовных дарований, тем он смиреннее – подобно дереву, отягощенные плодами ветви которого льнут долу. Тогда как у безплодного они горделиво возносятся ввысь.
Все святые были кротки и смиренны. Но «мудрецы» нынешнего века поносят эти безценные качества, называя их слабостью и «неумением жить». Мы постоянно видим вокруг себя примеры, противоположные кротости и смирению. Политики борются за власть, безстыдно трубя перед собою о своих дутых, точно резиновый пузырь, «совершенствах», клевещут на своих конкурентов, заискивают перед толпой и одновременно ее презирают. Время от времени мы наблюдаем, как вдруг начинают «раскручивать» какую-нибудь публичную фигуру, искусственно повышая ее статус, с целью, которая откроется всем только впоследствии. Все это безумие, ставшее слишком привычным, – гнилой плод так называемой «демократии», которую безбожные люди противопоставили Царству Христову. А Христос заповедал другое: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». (Мк. 10, 43-44).
«Демократические ценности» противоположны ценностям Царства Божия. И всякий христианин стоит перед выбором: за кем он пойдет, за Христом и святыми, или же за политическими выскочками-демагогоами, призванными обольщать людей для их скорейшей погибели. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». (Иак. 3, 13-18).
Сам принцип борьбы за власть и выпячивания себя в корне порочен, ибо власть – дар Божий. Разве богоугодное дело – устраивать перед очами Божиими драку из-за того, что предназначено как дар достойнешему, а не самому наглому и пронырливому; как дар самому честному, а не самому лживому.
Великая благодать для народов – если ими и на земле управляют святые. Ибо Господь утверждает, о чем мы слышали сегодня в Евангелии (Мф. 19), что святые будут судить мир. Управляя людьми здесь, они делают это со страхом Божиим, помня, Кому дадут отчет за свои действия. Внимая святым правителям, христиане удобнейшим путем идут в Царство Божие. Отвергая же их кроткую власть, навлекают на себя проклятие. Что мы и получили в феврале 1917 г. Нынешняя «демократия» – Божие наказание за отступничество от освященной Богом власти. Всевозможные коллективизации, перестройки, модернизации - Божии бичи для непокорных.
Мало пользы наказываемому бичом кусать свястящие над его спиною воловьи жилы – подобное поведение свойственно собаке. Необходимо искусство рассмотреть за следствием-наказанием, его причину. Нужно каждому в отдельности вернуться к заветам святых, и прежде всего, к любви, кротости и смирению. И не говорите: нас затопчут наглые. Если один смиренный, исполняя Божию заповедь, полагает жизнь свою за другого смиренного, их трудно одолеть наглым, которые к этому, как правило, не способны. Божие благословение будет не на том, кто громче всех о себе кричит, а на том, кто защищает «униженных и оскорбленных», и не по-фарисейски, т.е. лишь для телекамер, а по зову сердца. Божие благословение будет не на том, кто, держа нос по ветру политических пристрастий, готов переметнуться в любой лагерь - лишь бы поближе к кормушке, а на том, кто своих друзей в беде не бросает, хотя бы против них весь мир ополчился.
Равноапостольный Константин получил власть над Римской империей – но не потому, что жаждал ее и боготворил ее, как презренный идолослужитель, – а потому что имел горячее желание избавить людей Божиих от безбожных тиранов.
Князь Димитрий Пожарский и посадский староста Косьма Минин получили власть над людьми – но не потому, что домогались ее, а потому что любили людей, страдающих от безначалия и нашли в себе силы их возглавить, ни на кого при этом не клевеща и не расталкивая других.
Вот Божии люди, граждане небесного Царства, кроткие, но непреодолимо могущественные силою Христовою. Ходя по земле, они одновременно шествовали к небу. Другие же ползали в собственных нечистотах, толкались, дрались, швырялись грязью. Где они теперь? Кто их помнит? И нынешние «драчуны» и «пачкуны», превозносящиеся и высящиеся над другими, точно кедры ливанские, - исчезнут. Они не стоят того, чтобы им удивляться и их прославлять, «ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Петр. 1,24). Слава Богу, имеются у нас в изобилии те, кого прославлять достойно и праведно, и чья слава никогда не померкнет, - целый сонм святых.
Будем же им подражать, будем приносить Богу духовные плоды «во времена своя». В нашей власти быть благоуханным садом или гнилым болотом, полным всякой нечисти.
Пусть святые сияют над нами во мраке сгустившейся ночи безбожия точно звезды, пусть озаряют нам путь в Царство Божие, царство кротких и смиренных, где господствует любовь, где вечно светит Солнце Правды Христос! Аминь.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»