Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Централизация власти через дробление епархий

07.06.2011


Православный аналитик Владимир Семенко о последних решениях Священного Синода Русской Православной Церкви …

30 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Среди множества решений Св. Синода особое внимание журналистов и аналитиков привлекло разделение нескольких епархий. В частности, Саранско-Мордовская епархия, которую возглавляет митрополит Варсонофий (Судаков), управляющий делами Русской Православной Церкви, и Тюменско-Тобольская епархия, которой управляет архиепископ Димитрий (Капалин), разделены на три епархии, а Красноярско-Ачинская епархия, которой управляет архиепископ Антоний (Черемисов), разделена на две епархии. Причем, в СМИ и интернет-блогосфере обсуждается, прежде всего, решение по Красноярску и Тюмени. При этом выдвигаются самые разные версии, в том числе и совершенно фантастические. «Независимая газета», к примеру, отмечает, что для красноярских политиков решение о разделе епархии стало сюрпризом, тем более удивительным, что совсем недавно Таймырский округ перестал быть самостоятельным субъектом Федерации. Журналист НГ в связи с этим выдвигает совсем уж вздорную версию, что это, мол, «Норильский никель» захотел иметь у себя отдельную епархию. Кто-то педалирует вопрос о том, что поскольку и в Тюмени, и в Красноярске от епархии отрезали самые «доходные» районы, это значит, что целью реформы было ослабление влияния архиепископов Димитрия и Антония, которые, мол, во время выборной кампании были сторонниками другого кандидата в Патриархи. Выдвигается и вовсе фантастическая версия, что все это результат козней протодиакона Андрея Кураева, который, как известно, выступал с критикой владык Димитрия и Антония. И вот, мол, в результате, протеже отца Андрея протоиерей Геннадий Фаст награжден митрой, а его оппонента архиепископа Антония лишили части епархии. Впрочем, последняя версия и впрямь выглядит фантастичной, поскольку возводит скромного отца протодиакона на уровень вершителя судеб архиереев.

Мы попросили прокомментировать все эти версии подоплеки последних решений Священного Синода Русской Православной Церкви известного аналитика, директора Центра этно-конфессиональных исследований Владимира Семенко.


«Главная тенденция, которая прослеживается на протяжении нынешнего Патриаршества, - это деление епархий, их дробление. Уже разделен ряд епархий, в частности, была разделена Красноярская епархия, которую возглавляет владыка Антоний, совсем недавно подвергшийся жесткой критике со стороны некоторых представителей церковного модернизма, в этом, в частности, отличились протодиакон Андрей Кураев и те, кого мы называем «фролерами». Владыка Антоний выставлялся этими деятелями как гонитель миссии и как гонитель церковных реформ.

На первый взгляд это можно интерпретировать так, как будто священноначалие услышало эту критику и одновременно с награждением митрой протоиерея Геннадия Фаста, который был его главным оппонентом, раздробило Красноярскую епархию. Но, на мой взгляд, такой подход был бы поверхностным, потому что наряду с этим была разделена епархия, руководимая владыкой Варсонофием, который, как известно, является креатурой Святейшего Патриарха Кирилла, управделами Русской Православной Церкви. Поэтому в данном случае нельзя предположить, что здесь имели место какие-то внутренние противоречия.

На мой взгляд, в данном случае речь идет о дальнейшем укреплении центральной церковной власти, и прежде всего, власти Святейшего Патриарха, то есть происходит постепенная централизации власти в Русской Православной Церкви. На первый взгляд, политика по дроблению епархий кажется правильной, поскольку для того чтобы архиерей знал свою епархию, непосредственно ею управлял, находился в более тесном контакте со священниками и простым народом, он должен иметь небольшую епархию. Поэтому тенденцию по дроблению епархий можно только приветствовать. Но тогда возникает вопрос, а почему не происходит дробление крупнейших центральных епархий, в первую очередь, Московской и Санкт-Петербургской. На мой взгляд, здесь имеет место главная тенденция последнего времени - это, как я уже отметил, дальнейшая централизация власти и сосредоточение всех властных рычагов в руках самого Святейшего Патриарха и других членов Священного Синода. Та же тенденция имеет место и в сфере церковных финансов и их управлении».




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 28

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

28. Микула Селянович : на п. 26 Наталье
2011-06-15 в 12:57

Никто вам не мешает соборно управлять, пробовали? Чем больше Епархий, тем больше разных Епископов и таких как Диомид Магаданский.
По вашей логике, если бы Патриарх пытался взять власть в РПЦ как папа, то он бы все Епархии сократил до уровня Московской Патриархии , а на деле всё наоборот. Полная соборность.
27. oniks : о ереси в нашей Церкви
2011-06-13 в 21:35

Нынешние процессы направлены на то, чтобы подменить соборность властью архиеерев, а их - полностью подчинить патриарху. Это квази-папизм.
С вами согласны не только здесь, но и :
http://adelgeim.live...urnal.com/70859.html
26. Natalie : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-12 в 23:49

Всех со святым праздником Пятидесятницы!

Еще раз о вертикали власти. Здесь ключевое слово - власть. В то время как роль архипастырей в Церкви Христовой всегда понималась как СЛУЖЕНИЕ. А не как власть. Власть же дана Господом Его служителям не в мирском смысле, это власть совершать таинства и отпускать грехи.
Латиняне же подменили ЭТУ власть мирской. Назвались "князьями Церкви" и стали шантажировать христиан, за непослушание лишая таинств.

А теперь к нашей ситуации. Именно эта подмена сейчас административно совершается и в Русской Православной Церкви. Владыка Антоний Сурожский передает, что нынешний митрополит Иларион после хиротонии заявил, что почувствовал, как ему дана ВЛАСТь. Владыка Антоний пришел в ужас.

Нынешние процессы направлены на то, чтобы подменить соборность властью архиеерев, а их - полностью подчинить патриарху. Это квази-папизм. И конечная цель, как я подозреваю, как раз в том, чтобы облегчить последующее "объединение" с папой.
25. oniks : о спешке
2011-06-12 в 23:35

Да, пожалуй, спешка в выборе кандидатов есть, ибо либо выбор плох, либо кандидат на епископство не подготовлен духовно к владычним искушениям.
К примеру бывший еп. Якутский Илия - креатура митр. Варсонофия. Еп. Илия повёл себя на кафедре неадекватно евангельским представлениям якутской паствы, что вылилось в громкий скандал с применением СМИ и быстрой реакцией Патриарха, приславшего комиссию разобраться. Куда девать из Якутска Илию? Логично - к митр. Варсонофию.
Наблюдая за биографией и отзывами о новоиспечённых епископах, трудно сделать вывод о ясных признаках их избрания в епископы, впрочем, один вывод вырисовывается: основное - не молитвенность кандидата в епископы и не таланты о Господе, а "стресс-менеджмент".
надо искать среди "друзей Небесного Жениха", ревнующих о непорочности невесты своим самопожертвованием.
Слабо Синоду таких найти, ведь они у нас есть, и их не мало.
24. Сельскiй бригадиръ : 23. Serge
2011-06-12 в 23:29

Дробление епархий влечёт увеличение их числа и епископата. Для чего их может больше понадобиться, кроме тех причин, что уже названы? А для того, чтобы изменить расстановку сил
Абсолютно верно раскрыта очередная хитрость: нужно разбавить сложившийся при покойном Патриархе Алексии консервативную часть епископата новым поколением, а точнее "новой версией" Епископа, как, напр., новой версией Windows (наглядный пример такой новой версии - Председатель ОВЦС митрополит Иларион). Точно для такой же цели служит и "Программа быстровозводимых 600 храмов" в Москве, о которой так яростно печется тов. Фролов.

23. Serge. : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-12 в 22:14

Одно и то же действие может иметь и как правило имеет несколько целей - одни из них афишируются и даже выпячиваются, другие же умалчиваются и скрываются за озвученными. То же может быть и с дроблением епархий - названы могут быть лишь те причины и цели, которые обеспечат понимание и поддержку дробления, и не названы те, которые вызовут протест.

Дробление епархий влечёт увеличение их числа и епископата. Для чего их может больше понадобиться, кроме тех причин, что уже названы? А для того, чтобы изменить расстановку сил, если она на данный момент не устраивает и не позволяет принимать какие-либо решения, одновременно ослабив дроблением влияние тех архиереев, кого на сей момент сместить и заменить не находится основательных поводов.
В пользу этих причин есть много доводов, которые можно аргументированно доказать и об этом уже пишут. Поэтому скрытые цели - расстановка преданных людей и укрепление власти - есть все основания считать главными в проводимых делениях епархий, а декларированные - второстепенными.
Почему и для чего такая спешка, вот это другой, более интересный и тревожный вопрос.
22. oniks : кстати о количестве
2011-06-12 в 15:43

Конечно, Красноярский край велик в размере. Его поделили. СамарскоМордовская велика управделами патриарха, хотя и мала в километрах. Питерская и Московская епархии малы в км, но весомы в обилии подопечного населения.
Вопрос:
Донская, Краснодарская, Белгородская епархии велики и по размерам и по населению. их не делят на епархии.(Викариатство - не дробление).
О чём это говорит? До Синода нужды народа не дошли? Или разве архиереи этих епархий (особ. краснодарской) справляются с их масштабностью? А, может, в них правящие - доверенные люди п. Кирилла, в отличие от Красноярска, Питера, Саранска и проч. ?
21. oniks : о наших нуждах
2011-06-12 в 15:21

Епископ - не генерал и не губернатор. Он - смотритель за девством Невесты Небесного Жениха. и Невеста доверяет ему, как лицу от Жениха - доверенному другу.
Чем больше будет таких искренних доверенных друзей, тем сохранней девство Невесты от посягательств.
20. Православный Антивирус : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-12 в 15:14

"В практике Святой Церкви никогда не стоял вопрос «крестить или не крестить» в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором. По существу-то каждый священник обязан быть катехизатором, что и имеет место на каждом приходе. Немыслимо, если люди священнику малознакомы, не выяснить, как они веруют, ходят ли в храм, элементарно объяснить им, в чем суть веры, если это необходимо, но Святое Таинство — совершить, и немедля, ибо видно, что это краткое оглашение нашло в крещаемых или восприемниках понимание важности предстоящего события. Само желание родителей младенца или взрослых, с их согласия крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры? И кто смеет из людей, «из них же ни един не свободен от греха», глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто."
http://www.blagogon.ru/biblio/270/
Вот за эти то слова и травят миссионеры-обновленцы архиепископа Красноярского Антония.
19. Микула Селянович : на п.18, Наталье
2011-06-11 в 23:03

А что мешает вам укреплять соборность Русской Православной Церкви, в каком соборе (даже своем местном) вы последний раз участвовали? Вертикаль власти распространяется только на священнослужителей. Армия и полиция у нас тоже народные, а попробуй там организуй службу без сильной вертикали власти.
18. Natalie : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-11 в 02:40

Укрепление вертикали власти - это папизм. Укрепление Соборности - Православие.
17. Микула Селянович : на п.16, Наталье
2011-06-10 в 09:48

Вы, вместе с Семенко, против укрепления вертикали власти Русской Православной Церкви? Тогда кто вы?
16. Natalie : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-10 в 00:25

Владимир Семенко прав, по-моему.
Все направлено на укрепление "вертикали власти". А куда все идет? Да к папе, куда же еще? Сама Церковь переделывается под "стандарты Ватикана", как государство и общество - под "мировые".
Результат всех этих действий известен из Апокалипсиса ...
15. иерей Илья Мотыка : Михаилу Яблокову
2011-06-09 в 20:59

А у меня большего желания в Пензу из-за каждой мелочи ездить в епархиальное управление. Хорошо, что в Саранске есть епархиальное управление, мне до него 20 минут ходьбы. Россия страна немалая и расстояния не греческие. Как читаешь как наши саранские батюшки в 17 в. в Москву на телеге 742 версты тряслись. А потом в 18 в. всего лишь до Казани. А все 19-20 в. до Пензы всего лишь 170 верст.
Да и сейчас расстояния по Сибири тысячи километров. Нет сейчас с этой реформой стало все по проще. И архиерей знает получше и паству и прихожан.
14. М.Яблоков : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-09 в 18:52

Не думаю, что дробление епархий является правильным. Епископов уже развелось как в Армии генералов. Для чего это? На Руси такого никогда не было. Это нетрадиционно. С греков что ли как всегда пример берут? своего ума что ли нет, как только обезьянничать?
13. н.п. : п.12, Анна, чье послушание несешь, рогатого?
2011-06-09 в 18:28

Аня, посмотрели на твое послушание, т.е. на указанную тобой ссылку. Никого больше туда не посылай, от греха подальше.
Рядом с Христом тоже был иуда, Христос дал ему хлеба, вина, молился за него и простил. А кто за вас будет молиться, за ваши насмешки над немощными? Что то серой запахло и слышен смешок сатаны.
Где благодатный огонь?
12. Анна из Москвы : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-08 в 18:22

Исключительно из послушания:
http://www.blagogon.ru/digest/126/
11. Екатерина Домбровская : 9. Андрей
2011-06-08 в 13:30

Всегда рада встрече с Пушкиным - и здесь Вы очень к месту, уважаемый Андрей, его привели. Относительно "наивности" Семенко - я сомневаюсь в справедливости Вашего предположения. Владимир Петрович очень хорошо владеет материалом. Просто искусители-кукловоды будут отвечать на Страшном суде по своим статьям, а те, кто исполнял их волю - независимо от этого - по своим. Владмир Семенко все , на мой взгляд, очень хорошо классифицировал, а вот попытка в некоторых отзывах идти по пути механическому, формальному - мол, сравним, сколько было епархий, сколько стало - мне представляется порочной. У нынешней ситуации абсолютно оригинальное лицо - речь идет о СИСТЕМЕ МЕРЕ, о ПРОЕКТЕ, который сознательно проводится в жизнь по многих направлениях одновременно и называется он (спасибо Кураеву!) ПЕРЕСТРОЙКА В ЦЕРКОВЬ.Все мирское (в том числе бюрократические принципы управления) перетаскивается в церковь, а сама церковь уподобляется стремительно мирским принципам жизни, к православию никакого отношения не имеющим. Одна только новая книжонку Ю. Белановского про секс в православном браке и ее публичное обсуждение на Правмире. Ру. - чего стоит. Допелась, доигралась кампашка! Все карты раскрыты. "Берем банк".
10. Виктор Штоль : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-08 в 10:48

Рискну предположить, что дробление епархий снизит статус епархиальных архиереев. Сейчас ситуация в целом выглядит так: один губернатор - один глава заксобрания - один архиерей. Решать вопросы с представителями власти, не скажу - просто, но возможно.
Если на территории региона будет 2-3 епархии, у губернаторов появится ощущение "подчиненности" архиереев. Начнутся разного рода политико-экономические игры. Начнется конкуренция среди епархий, причем, преимущества будут, разумеется, у кафедры, находящейся в административном центре.
Улучшит ли это церковное управление? Сильно сомневаюсь.
Мне кажется что необходимо сохранить в целом систему "один регион - одна епархия". А для повышения качества работы с прихожанами повысить роль благочиний и приходов.
9. Андрей : Екатерине Домбровской
2011-06-08 в 08:38

Спешим... Вопрос, куда?
Верно!
"Сколько их? Куда их гонит?
Что так жалобно поют?"
(А.С.Пушкин)
А секрет прост.Divide et impera.Разделяй и властвуй.
Правда, "аще царство разделится...".Но об этом царстве они не заботятся. А Семенко наивен, или хочет казаться таким.Он выдает это за волю патриарха.За усиление его власти. А ТОТ НЕСАМОСТОЯТЕЛЕН.
8. Дмитриев Павел Иванович : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-08 в 08:36

В центральных епархиях есть еще и викарные епископы.
7. н.п. : Больше православных епархий на Руси, кому от этого плохо?
2011-06-07 в 20:42

Наверное, необходимо вспомнить сколько было епархий в России до 1917г. По количеству мы еще не восстановились, а по качеству тем более.
6. Антидот : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-07 в 18:32

Небольшие епархии - явление совершенно нормальное. В Элладе около 80 епархий. У нас епископ не знает свою паству из-за невозможности объехать епархию.

А как примирить "централизацию" и дробление? Централизация - это когда укрупнение.
5. Галина Борсуковская : Но есть и хорошая новость!
2011-06-07 в 18:16

Но зато среди множества плохих новостей есть и одна хорошая.
Сайт «Благодатный Огонь», который 4 июня подвегся хаккерской атаке, и был выведен из строя, сегодня возобновил свою работу!
http://www.ruskline....n_vozobnovil_rabotu/

Сайт "Благодатный Огонь" - это один из немногих православных интернет-ресурсов консервативного направления. Главную свою задачу он видит в сохранении чистоты православной веры и церковных богослужебных традиций.
Сайт "Благодатный Огонь" снова в строю!!!
http://www.blagogon.ru/
4. Галина Борсуковская : Re: Централизация власти через дробление епархий.
2011-06-07 в 18:03

"... - протеже отца Андрея протоиерей Геннадий Фаст награжден митрой, а его оппонента архиепископа Антония лишили части епархии."
.........

Протоиерей Геннадий Фаст награжден митрой? Это тот самый протоиерей, о котором о.Владимир Правдолюбов пишет в своей статье "Красноярский урок":
" - Боюсь, что всё, что открылось нам из статей прот. Геннадия Фаста и его «Открытого письма», свидетельствует не просто о гордости, а о повреждении, которое святые отцы именуют «духовной прелестью», то есть высшей степенью бесовского обмана, которому в пылу своей неразумной ревности подвергся протоиерей Геннадий Фаст. Хуже всего то, что он, похоже, заразил этой болезнью и своих (теперь уже бывших) активных прихожан."
О.Владимир очень подробно рассмотрел взгляды упомянутого протоиерея, доказал их обновленческий характер и призвал о.Геннадия покаяться в грехе осуждения и поношения своего архипастыря – владыки Антония. Но если сейчас награждают тех, кто замечен в уклонении в протестантскую ересь, и наказывают тех, кто их обличает, то это очень тревожный знак!
http://ruskline.ru/a...krasnoyarskij_urok/
3. Екатерина Домбровская : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-07 в 16:27

Добавим сюда еще и такой немаловажный момент, как значительный рост и принципиальное обновление архиерейского корпуса креатурами, как выразился В.Семенко, Св. Патриарха Кирилла.
Кроме деления епархий именно процесс обновления епископата набирает высокую скорость - недавний пример - решение Синода о поставлении во епископа, викария московской епархии игумена Саввы (Михеева), всего несколько месяцев назад получившего в управление Московский Ставропигиальный Новоспасский мужской монастырь. Очень молодой игумен с очень стремительным восхождением, минующий даже ступень архимандрита. Ощущение, что новые хиротонии и назначения совершаются в большой спешке.
Спешим... Вопрос, куда?
2. Православный Антивирус : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-07 в 16:14

владыка Антоний, совсем недавно подвергшийся жесткой критике со стороны некоторых представителей церковного модернизма, в этом, в частности, отличились протодиакон Андрей Кураев и те, кого мы называем «фролерами». Владыка Антоний выставлялся этими деятелями как гонитель миссии и как гонитель церковных реформ.

Владыка Антоний занимает строго православную позицию в вопросах катехизации и литургической практике.
См. об этом тут:
http://www.blagogon.ru/digest/191/
1. Сергей : Re: Централизация власти через дробление епархий
2011-06-07 в 15:30

В великий пост была расчленена на три части Ставропольская и Владикавказская епархия, которая была в границах Северо-Кавказского Федерального Округа, а после дробления даже в одном Ставропольском крае уже две епархии. И так получилось что общины в новых епархиях в национальных республиках будут в подавляющем меньшинстве перед магометанским населением. Ещё раньше также раздробили Краснодарскую епархию.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме