30 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Среди множества решений Св. Синода особое внимание журналистов и аналитиков привлекло разделение нескольких епархий. В частности, Саранско-Мордовская епархия, которую возглавляет митрополит Варсонофий (Судаков), управляющий делами Русской Православной Церкви, и Тюменско-Тобольская епархия, которой управляет архиепископ Димитрий (Капалин), разделены на три епархии, а Красноярско-Ачинская епархия, которой управляет архиепископ Антоний (Черемисов), разделена на две епархии. Причем, в СМИ и интернет-блогосфере обсуждается, прежде всего, решение по Красноярску и Тюмени. При этом выдвигаются самые разные версии, в том числе и совершенно фантастические. «Независимая газета», к примеру, отмечает, что для красноярских политиков решение о разделе епархии стало сюрпризом, тем более удивительным, что совсем недавно Таймырский округ перестал быть самостоятельным субъектом Федерации. Журналист НГ в связи с этим выдвигает совсем уж вздорную версию, что это, мол, «Норильский никель» захотел иметь у себя отдельную епархию. Кто-то педалирует вопрос о том, что поскольку и в Тюмени, и в Красноярске от епархии отрезали самые «доходные» районы, это значит, что целью реформы было ослабление влияния архиепископов Димитрия и Антония, которые, мол, во время выборной кампании были сторонниками другого кандидата в Патриархи. Выдвигается и вовсе фантастическая версия, что все это результат козней протодиакона Андрея Кураева, который, как известно, выступал с критикой владык Димитрия и Антония. И вот, мол, в результате, протеже отца Андрея протоиерей Геннадий Фаст награжден митрой, а его оппонента архиепископа Антония лишили части епархии. Впрочем, последняя версия и впрямь выглядит фантастичной, поскольку возводит скромного отца протодиакона на уровень вершителя судеб архиереев.
Мы попросили прокомментировать все эти версии подоплеки последних решений Священного Синода Русской Православной Церкви известного аналитика, директора Центра этно-конфессиональных исследований Владимира Семенко.
«Главная тенденция, которая прослеживается на протяжении нынешнего Патриаршества, - это деление епархий, их дробление. Уже разделен ряд епархий, в частности, была разделена Красноярская епархия, которую возглавляет владыка Антоний, совсем недавно подвергшийся жесткой критике со стороны некоторых представителей церковного модернизма, в этом, в частности, отличились протодиакон Андрей Кураев и те, кого мы называем «фролерами». Владыка Антоний выставлялся этими деятелями как гонитель миссии и как гонитель церковных реформ.
На первый взгляд это можно интерпретировать так, как будто священноначалие услышало эту критику и одновременно с награждением митрой протоиерея Геннадия Фаста, который был его главным оппонентом, раздробило Красноярскую епархию. Но, на мой взгляд, такой подход был бы поверхностным, потому что наряду с этим была разделена епархия, руководимая владыкой Варсонофием, который, как известно, является креатурой Святейшего Патриарха Кирилла, управделами Русской Православной Церкви. Поэтому в данном случае нельзя предположить, что здесь имели место какие-то внутренние противоречия.
На мой взгляд, в данном случае речь идет о дальнейшем укреплении центральной церковной власти, и прежде всего, власти Святейшего Патриарха, то есть происходит постепенная централизации власти в Русской Православной Церкви. На первый взгляд, политика по дроблению епархий кажется правильной, поскольку для того чтобы архиерей знал свою епархию, непосредственно ею управлял, находился в более тесном контакте со священниками и простым народом, он должен иметь небольшую епархию. Поэтому тенденцию по дроблению епархий можно только приветствовать. Но тогда возникает вопрос, а почему не происходит дробление крупнейших центральных епархий, в первую очередь, Московской и Санкт-Петербургской. На мой взгляд, здесь имеет место главная тенденция последнего времени - это, как я уже отметил, дальнейшая централизация власти и сосредоточение всех властных рычагов в руках самого Святейшего Патриарха и других членов Священного Синода. Та же тенденция имеет место и в сфере церковных финансов и их управлении».