Вместе с тем, по словам замминистра культуры, пока не выработано никакого совместного соглашения, которое могло бы обезопасить российские культурные ценности во время их путешествия по США. «Госдеп США тоже обеспокоен замораживанием всех культурных контактов. Но на хасидов надавили юристы, и те дали письменное обязательство не претендовать на наши ценности, которые ввозятся без коммерческих целей», - сказал он.
Как напомнил А.Бусыгин, весной министерство культуры достигло договоренности с послом США в России Джоном Байерли о том, что в Москву приедет группа американских юристов, чтобы совместно со специалистами Минюста, Минкультуры и МИД РФ подготовить межправительственное соглашение о защите культурных ценностей России от претензий третьих лиц. Однако проект соглашения, который российская сторона должна была представить американцам до конца апреля, пока не готов, предстоят консультации с МИД РФ.
«Хасиды все-таки пока отказываются отзывать иск, и мы сейчас обсуждаем, достаточно ли нам таких гарантий, как письменные обязательства хасидов. Но для нас пока главное, что американцы готовы обсуждать с нами проблему библиотеки Шнеерсона», - сообщил А.Бусыгин.
Напомним, что «Библиотека Шнеерсона» представляет собой коллекцию древнееврейских книг и рукописей, собранных раввинами еврейской организации «Хабад» в конце XVIII века на территории современной Белоруссии. Часть коллекции, собранной любавичским раввином Йосефом Ицхаком Шнеерсоном, была национализирована большевиками в 1918 году и в итоге оказалась в фондах Российской государственной библиотеки. Другую часть Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 1930-е годы. Около 25 тыс. страниц рукописей попали в руки нацистов, затем оказались в распоряжении Красной армии и были переданы в Российский государственный военный архив. 6 августа 2010 года федеральный судья в Вашингтоне Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали правомерность своих претензий на древнееврейские книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве незаконно. Со своей стороны МИД РФ заявил о незаконности такого решения американского судьи.